Меню

Драконы на Руси

  • 3 апреля 2013
  • 6662
  • 4
  • U.B._WAY
  • Функционал

 

Дракон - зодиак

Существуют описания дракона, имеющего атрибуты остальных 11 знаков китайского 12-летнего цикла. Так, дракон имеет усы крысы, рога вола, когти и зубы тигра, брюхо кролика, тело змеи, ноги лошади, бороду козла, находчивость обезьяны, гребень петуха, уши собаки, морду свиньи. Китайские драконы имеют 117 чешуек (треть дней в году). Из них 81 чешуйка янская (мужская), 36 – иньские (женская). Оба числа кратны 9, а именно: 9 х 9 = 81 – это число узловых точек квадрата Мокоши (9), умноженное на девять; 4 х 9 = 36 – число малых квадратов (4), полученных внутри девяти узловых точек в квадрате Мокоши, умноженных на девять; 9 – число Мокоши. Мужские «узловые» точки представляют собой семена, а женские «квадратные» точки представляют собой места для засеяния. Всё вместе составляет собой новую жизнь.

По представлениям китайцев, убить дракона можно особой железной иглой. Эти обстоятельства напоминают древнерусского Кощея, который обладает аналогичными «цифровыми» возможностями, а игла, булавка в народной культуре является предметом-оберёгом, в котором, тем не менее, содержится смерть Кощеева.

Кощей связан со стихией воды – вода придаёт Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесённые ему Дажьбогом54, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья Мары55. В былинах и русских народных сказках воду вёдрами могли пить только змеи и богатыри56 и действительно получали от этого силу [Афанасьев, 1957]. В сказке «Иван Соснович» Кощей превращает в камень целое царство – подобно Медузе Горгоне. В сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею. В сказке «Царевна Лягушка» наказывает царевну, надевая на неё мощным заклятием лягушачью кожу57, 58. И, наконец, в некоторых сказках Кощей выступает в образе Огненного змея.

Кощей может оборачиваться иголкой. Отсюда установилось, что смерть Кощея – в игле, которую для этого надо переломить. Типичный пример описания смерти Кощея в сказке: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». В некоторых вариантах сказок упоминается ещё и игла. А.К. Байбурин называет такой принцип «матрёшкой», а Н. Кротова уточняет, что такой принцип «характерен для изображения смерти, а его наглядной иллюстрацией является гроб в доме (дом в доме). То есть в подобной структуре явно присутствует символика смерти (ср. древнеегипетский погребальный обряд, для которого характерно помещение мумии в несколько вложенных друг в друга саркофагов)»59. Добавим, что название «матрёшка» происходит от русского имени Матрёна, то есть Мара (имя богини смерти).

Но ни один из вариантов сказок не говорит о погребении тела Кощея в земле. В карельских, в коми и др. сказках упоминаются «сонные иголки», которые соотносятся с русской сказкой о спящей красавице, уснувшей, уколовшись веретеном (как и игла, это тоже орудие женского рукоделия). Отсюда черпают свою почву и китайские верования в чудодейственность иглоукалывания, а также в секретные точки на теле, втыканием игл в которые можно человека обездвижить.


Драконы на Руси

Рис. 2.1.2.1. Изображения Кощея (слева направо): игольник, орнаментированный телом дракона Кощея (кость, резьба, первая половина 13 в.); фибула с иглой, украшенная двумя драконами (бронза, начало 13 в.); заколка для волос в форме двух змеев: один – по кругу, другой – поперёк (бронза, Армения).

В русской народной традиции кремнёвые наконечники называли громовыми или перуновыми стрелами. Многочисленные загадки про иголку и нитку выявляют связь иглы с идеей движения, контакта с «иным миром». А иголка, которая обеспечивает движение «путеводной нити», «выступает инверсией» всё того же «мирового древа». Б.А. Рыбаков считал, что место нахождения смерти Кощея соотнесено с моделью Вселенной – яйцом – и подчёркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка). Напомним, дуб символизирует «мировое древо».

Ввиду своей древности и с учётом поздних христианских искажений имя Кощея вызывает этимологические трудности. Имя КОЩЕЙ родственно названиям плетёных или слоёных предметов: КОШ – «рыболовный снаряд, корзина конической формы»; КОШЕЛЁК – «мешочек, чаще кожаный, для ношения денег»; КОШНИЦА – «корзина»; КОШОЛКА – «корзина, кузов», или плотно составленным: КОШМА – «большой кусок войлока, или многорядный плот из мелкого леса (на Волге)»; КОЧАН – «головка капусты, состоящая из плотно прилегающих друг к другу листьев в форме шара». При этом элементы плетёных предметов переплетены НАИСКОСОК. КОСЁК – твер. пск. «долонь, искосина, перекосина, черта с угла на угол, диагональ», например, «солнце восходит КОСВЕННО, неотвесно к небосклону, наискось», или «солнце КОСИТСЯ, арх. сворачивает с полудня на закат».

КОСОПЛЁТ – «заплётка прутьев, тесёмок, полосок решёткой наискось», например, «плетень плетут впрямую, либо в косоплет». Такой же плетёной является КОШАРА – «овечий загон». Обнесённый плетнём koš – «лагерь, стоянка», др.-русс. кошь – «стан, обоз», укр. кіш – «стан, поселение», белор. КАШЕВАЦЬ – «раскинуть стан», КОШЕВОЙ – «старшина, начальник коша» и т.д. КОСЯКом называется «гурт кобыл с одним жеребцом; стая рыб, птиц и других животных», а КОСЯЧНИК – «вост. табунщик, конепас». В курской области КОСЯ (конь, косяк) – «жеребёнок». В украинском языке КОСЯ – «лошадка». КОСУЛЯ, косушка – «дикая коза семейства оленевых». КОТ – «самец кошки». КОЧЕТ – «петух». KUH – немец. «корова». Англ. OX и немец OCHS – «бык»60.

Все перечисленные животные составляли в древности понятие «богатство». Они приводят нас к термину, обозначающему царя, – ОКСАЙ61 (вспомним сыновей древнерусского царя Таргитая: Липоксай, Арпоксай и Колоксай). С богатством Кощея связывает КОШТ – «расходы на содержание», а на чистоту намерений указывает КОШЕРНЫЙ62 – «очень чистый». А КОСЯК – «мера веревки в 12 сажен», или вообще «целый круг веревки», вят. «поземельная мера в два или три переезда, считая по 1600 квадратных сажен», приводит нас к окончательному пониманию 12-ти цепей, держащих Кощея, злата, над которым он чахнет и его царского статуса.

Б.А. Рыбаков обращает внимание интересный момент сказки «Марья Моревна» (Аф. № 159). Ивану царевичу (Дажьбогу) удаётся дважды увезти с собой похищенную Кощеем возлюбленную (Мару)63. Время, допустимого отсутствия пленницы вещий конь Кощея определяет так: «…Можно пшеницы насеять… сжать её, смолотить… в муку обратить…». То есть время пребывания женщины вне «кощьного» царства равно длительности сезона полевых работ64. Объяснение этого сюжета очень простое и состоит в следующем. Царевна Марья – это образ богини смерти Мары. Царевич Иван – это образ Дажьбога-Солнца. Кошей – это один астрономический год. 22 марта65 на комоедицу (масленицу) Солнце сжигает66 МАРУ на КОСТРЕ (то есть Дажьбог похищает МАРЬЮ у КОЩЕЯ). После этого – до ноября, месяца Скорпиона с жалом – ядовитой иглой на конце люди успевают проделать все полевые работы, а в ноябре в образе Зимы вновь приходит Мара.

Мара и Дажьбог являются прабабкой и прадедом русского народа (дед – Богумир, бабка – Славуня). Свадьбы на Руси игрались весной67, на Красную горку (не христ.) – в мае. В это же время происходило зачатие. Дети рождались в феврале, то есть в то время, когда правила Мара. Кстати, месяц май назван именем древнерусской богини Майи – матери Крышня (Кришны) и жены Сварога, древнейшей богини, которая вышила Солнце, звёзды, Месяц. Всё это – персонажи астральных мифов, мифов о созвездиях, звёздах, планетах, история которых тесно связана с судьбой наиболее ранних представлений русского народа о звёздном небе.

Кощей – это астральная персонификация комического КОСТРА, ПЕРЕКРЕСТИЯ астрономического года, состоящего из четырёх праздников: КОМОЕДИЦА (масленица), КУПАЛА, ОВСЕНЬ, КАРАЧУН. Это две перекрещенные оси звёздного колеса. Кощей – это царь года, царь звёздного хоровода, царь небесных чертогов, в которых представлены другие древнерусские боги – отождествлённые со знаками Зодиака. Это более поздние, развитые представления о Кощее, а изначально, ещё во времена ранних культур крашеной керамики имя КОЩЕЙ обозначало Король-Змей, то есть Главный Змей. А имя Мокоши – Мать-Королева-Змей. Обильный массив древних предметов и изображений двух переплетённых змей – это и есть сюжет Кощей (астрономический год) + Мокошь (Вселенная).

Поскольку изображения созвездий, в частности, Плеяд, на территории Русской равнины известны с верхнепалеолитического времени (30 – 20 тыс. л.н.), то к этому времени и следует относить рождение астрономических знаний. Сформировавшиеся ещё в верхнем палеолите астрономические знания (см. материалы стоянки Сунгирь), получили развитие и в эпоху мезолита, а далее, перешли в неолит. В типологически ранней группе астральных мифов звёзды или созвездия часто представляются в виде животных, нередко в таких мифах речь идёт об охоте на животных. Четыре звезды ковша Большой Медведицы понимаются как ноги лося, а три звезды ковша этого созвездия – как охотник (или три охотника). Малая Медведица предстаёт как телёнок лося68.

Характерная черта астральных мифов – наличие нескольких космических персонажей, воплощаемых расположенными рядом созвездиями. Чаще всего встречается мотив объяснения многих (обычно 12) созвездий посредством астральных мифов, в которых выступает такое же число животных – вспомним 12 цепей кощеевых. На этих цепях построена система соответствий между 12 созвездиями и таким же числом персонажей и предметов – ЗОН69 (русск, зона, англ. zone, немец. Zone, франц. zone, итал. zona, исп. zona, греч. ζωον «зона» и др.). Распространённым мотивом астральных мифов является представление о древнерусских богах, отождествлённых с тем или иным созвездием.

Например, созвездие Плеяд – чертоги Мокоши, созвездие Тельца – чертоги Велеса и т.д. Из приведённой В.И. Далем русской поговорки «весною солнце как раз лицо сварит» (т.е. обожжёт) Н.М. Гальковский пришёл к выводу: «Из этого мы заключаем, что Сварог был олицетворением неба, дающего тепло и соединяющего с землею, т.е. Сварог – это небесный свод, украшенный теплотворным солнцем и опирающийся на землю – горизонт. Итак, Сварог – это видимое небо, твердь с обычными принадлежностями – солнцем и горизонтом. Дети Сварога – огонь и солнце».

Следует отметить, что данный корень с весьма близким кругом значения перешёл путём заимствования и в язык южных соседей славян. В румынском языке слова svarog, sfarogi означает «сушиться», «жарить на жаровне», от них образовано прилагательное sfaroage «сухощава» (о человеке), существительное sfara «удушливый чад, копоть». Весьма показательно, что данное понятие использовалось применительно и к религиозной сфере и П. Сырку даже приводит выражение 19-го века «дела церковные находятся в хорошем состоянии; они не расстроены и сухи (т.е. тверды), как сфарог». Связь между Сварогом и Дажьбогом отмечена ещё автором Ипатьевской летописи и повторена разными славянскими авторами.

На наш взгляд, Сварог – это Сфера небесная, а Дажьбог – это Солнце. Астрологический (астрономический) год на Руси называют «Коло Сварога», из чего обнаруживается связь Сварога с небом. В Архангельской губернии «ваража – всякое созвездие, яркая куча звёзд»70, «что говорит о том, что и на Руси звёздное небо этимологически связано со Сварогом. Вносимый зодиакальными созвездиями порядок в расположение звёзд на небе естественным образом перекликается и с тем порядком, который Сварог, согласно отечественной мифологии, установил и в славянском обществе… О связи этого бога с небосводом свидетельствует и показательный параллелизм в географических названиях Каринтии: рядом с местом Saurachberg, т.е. Саврах(г)ова или Сварах(г)ова гора непосредственно соседствуют Himmelberg, т.е. Небесная гора»71.

И в завершение А.Н. Афанасьев приводит чёткие этимологические данные: «Небо у древних славян олицетворялось в мужском образе Сварога. Название это, по значению своему, равносильно имени Dyάus; оно происходит от снк. sur – блистать (sura – бог, т.е. блистающий, светлый = dêwa, dues); через поднятие звука r в ar явилась форма suar=svar – небо (т.е. светлое, блестящее), и в более тесном смысле: зодиак72, солнечный путь; в Mater verborum др.-чешское zuor (svor) объяснено также словом: zodiacus»73.


Драконы на Руси

Рис. 2.1.2.2. Образы Кощея (слева направо): «круг» на злаковом поле, изображающий дракона, кусающего свой хвост; кошелёк с изображением дракона с крыльями (кожа, 14 в.); кошелёк с изображением дракона с крыльями (кожа, 14 в.).

Драконы на Руси

Рис. 2.1.2.3. Диск Би с двумя драконами – Кощеем и Сварогом (Восточное Чжоу, Китай).

То, что «греческий» ЗОДИАК – это древнерусский СВАРОГ, не только подтверждается вышеприведёнными лингвистическими, мифологическими и письменными данными, но и не противоречит археологическим данным, обнаруженным на территории Русской равнины. Таким образом, Кощей – это бог-дракон, раскинувшийся на звёздном небе и сплетший из своего тела структуру для нахождения (заточения) других древнерусских звёздных персонажей. По пределам этой структуры раскинул своё тело другой дракон – Сварог, который является ВАРОМ, ВРАГОМ74, то есть оберегателем пространства Зодиака.

 

Дракон - календарь

В Китае почитается Лунму (Лун Му), Мать Драконов – она вырастила пять драконов и позже была обожествлена. Легенда о Матери Драконов рассказывает, что Лунму была земной женщиной. Её звали Вэнь Ши 溫氏 (溫 – тёплый, греть, ласковый, нежный; 氏). Она родилась в 290 г. до н.э.75 в провинции Гуандун, недалеко от Сицзян 西江, Западной реки. Ёе семья происходила из уезда Тэн 藤 в соседней провинции Гуанси. Вэнь Ши была второй из трёх дочерей, её отца звали Вэнь Тяньжуй 溫天瑞, а мать – Лян Ши 梁氏.

Вэнь Ши76 часто ходила на реку рыбачить и стирать бельё. Однажды на берегу реки77 она нашла большой гладкий белый камень. Она решила взять его домой78. Но камень оказался яйцом, из которого вылупились пять змеёнышей. Змеи выросли и превратились в пять могущественных драконов. Драконы – это духи воды, имеющие власть над погодой. Поэтому, когда случилась засуха, Вэнь Ши просила своих детей-драконов вызвать дождь79 на её деревню. Дождь пришёл, и засуха закончилась, а благодарные крестьяне дали Вэнь Ши имя Лунму – Мать Драконов и называли её божественной. Когда Вэнь Ши умерла, драконы долго оплакивали её и приняли человеческий облик. Они похоронили Вэнь Ши на северном склоне гор Чжушань 珠山 (Жемчужных гор).

Матери Драконов посвящён праздник, который проводится в первую неделю пятого месяца по китайскому лунному календарю. На Руси есть аналог этому празднику – русалии. Они проводятся в июне, в первую неделю после летнего солнцестояния – праздника Купалы. Сопровождается играми, гаданиями, завиванием венков. В русальских обрядах и маскарадах участвовали мужчины и женщины, они сопровождались музыкой, пением и ритуальными плясками. Русалии можно приравнять к западноевропейским карнавалам. Подобные обряды были известны и у древних римлян («rosalia») и ряда других народов80.

Китайские месяцы начинают отсчёт с февраля. Вообще Русалии – одни из святок, которые на Руси проводятся четыре раза в год – по неделе после Комоедицы, 21/22 марта (масленичная неделя), неделя после Купалы, 21/22 июня (собственно, Русалии), неделя после осеннего солнцестояния, 21/22 сентября и неделя после Карачуна, 21/22 декабря (Колядки). В древности календари наносились на жезлы. Один такой найден в Сибири. Его развёртка представляет собой двух свитых змеев (см. рисунок 2.1.3.1).


Драконы на Руси

Рис. 2.1.3.1. Древний календарь (Россия, стоянка Мальта, 18 тыс. до н.э.).

В корейской мифологии царь драконов Ёнсин (др.-кор. мири) жил в подводном дворце. Он – хозяин водной стихии, главный из мулькеисинов. Генетически связан с Лунваном. Изображения дракона – атрибуты сана правителя, особенно в период Корё (нач. 10 – кон. 14 вв.). В корейском народном календаре 5 день 1-й луны называют «днём дракона» (ённаль); считалось, что если в этот день зачерпнуть воды в колодце, в котором дракон накануне откладывает яйцо, в течение всего года в доме будет благополучие. На Руси с колодцами связана Мокошь, и её день – пятница.

 

Этимология термина "дракон"

Этимология термина «ДРАКОН» из словаря М. Фасмера проявляется такая: драгун – «драгун», название кавалериста, произошедшее от имени носителей стяга в виде дракона (dragon). Русское дражить (раздражать), дразнить, дрожать; голл. drijver – «двигающий, гонящий»; англ. driver – то же; драить – «закручивать, затягивать, начищать»; голл. draaien – «крутить»; русск. арханг. дрог, дрок – «канат для поднятия паруса или реи»; дрога – «брус, соединяющий переднюю и заднюю оси телеги», отсюда дрожки – «лёгкая повозка»; укр. дрожка, польск. doróżka – «повозка»; др.-исл. draga – «тянуть»; англос. dragan – то же; норв. drag – «вид паруса», связано с держать; и, наконец, пракельт. *drogon – «колесо»; ирл. droch, польск. droga – «дорога».

Все эти значения, а также учёт других, позволяют сделать следующий этимологический вывод: ДРАКОН – это змей, охраняющий, берегущий дыру, а также свернувшийся вокруг неё колесом, по которому, как по дороге, двигается ось Северного полюса мира. Именно поэтому драконы всегда изображались свернувшимися в кольцо, кусающими свой хвост и кусающими друг друга по кольцу. По-немецки дракон – Drache, Drachen – «(бумажный) змей», а Drachenfels – «места матерей (на бале)» говорит о том, что женщины располагаются вокруг места, на котором непосредственно танцуют.

А дальше из этой этимологии происходит следующее: дракон – у Максима Грека непосредственно из греч. δράκων, лат. dracō – то же, драка, драхма – греч. монета dracm, нем. Drachme, русск.-цслав. драгъма, ст.-слав. драгъма. То есть и драхма, и драгоценность – это вид сбережений и аккумулирование оборотного капитала торговли. Поэтому первые деньги были изготовлены в виде дракона, свернувшегося кольцом. После деньги превратились шейную гривну, ожерелье, а потом в монисту, исполненную из отдельных монет, а потом и монеты стали выполняться в виде диска с дыркой (отверстием) в центре.


Драконы на Руси

Рис. 2.1.4.1. Дреговичи: 1 – изображение дракона «луница»; 2 – дракончик-«коник»; 3 – стилизация календаря; 4 – реконструкция антропологического типа; 5 – изображение Перуна; 6, 7, 8 – мелкая пластик в виде змея, «кусающего» свой хвост.

Одно из древнерусских племён – дреговичи81 – получило своё название от имени Дракона, потому что дреговичи были расселены вдоль Оси Мира, которая является мифологическим драконом Яже (Ось, Ас, Уж). Вдоль этой оси находится территория Перуна. Ось Мира – это отображение Звёздной Дороги.


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 4
Аватар пользователя
Капец придет обязательно. Только не хотелось, что бы он пришел к Русам.
Аватар пользователя
Хазарский каганат мог остаться в народной памяти многоголовым чудовищем — чудо-Юдом, требующим в жертву славянских девушек
Но этому чудо-иуде в русской земле придёт капец, это все знают , хотя не знают откуда и когда.
Аватар пользователя
Цитата: Андрей7
ваши драконы не выживут

Они не драконы - это не верно,они змеи-как кобры !!!
Аватар пользователя
Не знаю как на вашей руси, а на моей Руси драконов предки херачили под корень. Правда мою Русь рептилоиды захватили в 1917-м. Но если случится чудо при моём современном воплощении, ваши драконы не выживут.
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: