Франц Ксавье Винтерхальтер, часть 6, русские портреты
- 11 января 2015
- 8217
- 1
- sarasvati2000
-
Леопольд, Великий герцог Баденский
В 1832 году у него при поддержке великого герцога Баденского появилась возможность путешествия в Италию (1833—1834). В Риме он пишет картины романтического жанра в стиле и сближается с директором Французской академии Орасом Верне. По возвращении в Карлсруэ Винтерхальтер утверждается придворным герцогским художником.
Ажиотаж в Европе не мог пройти мимо российских аристократок. Приезжавшие в Париж русские дворяне были рады получить свой портрет от известного и модного мастера. В ряду особ, которых писал Винтерхальтер - российские императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна, великие княгини Мария Николаевна, Ольга Николаевна и Елена Павловна, прекрасные представительницы княжеских и графских родов Шуваловых, Бобринских, Юсуповых, Мусиных-Пушкиных.
Пожалуй, самый знаменитый портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера - портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, находящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. На этом портрете она удерживает правой рукой на груди свои необычайно длинные распущенные волосы, чем невольно напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1864
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1858
Вот другая русская красавица - Леонилла Барятинская (1816–1918), в которую тоже был влюблен художник. Где-то мне попадалась информация, что Винтерхальтер даже ей предложение делал.
Он так же, как и Римскую-Корсакову, дважды портретировал (в 1843 и ок. 1849) известную в Париже своей красотой и богатством княгиню Леониллу Барятинскую, княгиню Сайн-Витгенштейн-Сайн.
Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1843
На первом портрете из музея П.Гетти представлена на модном тогда, стилизованном в условно экзотическом восточном духе фоне, молодая женщина в небрежной полулежащей позе, играющая жемчугом своего ожерелья и одетая в муаровое платье цвета слоновой кости с розовым поясом и фиолетовой накидкой. Мечтательное настроение большого полотна роднит его с другими работами итальянского периода художника.
Второй, овальный, портрет (из семейного собрания) гораздо интимнее и камернее по настроению, хотя неброская, вкрадчивая красота молодой сидящей княгини, набросившей на декольтированные плечи чёрную кружевную мантилью, ещё более разительна.
Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1849
С 22 по 29 ноября 1859 года Винтерхальтеру позирует в Фонтенбло вдова Николая I Александра Фёдоровна. Портрет Александры Федоровны – один из немногих, реалистично изображающих даму «в возрасте», ей тогда было 58 лет.
Императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая I , 1856, Эрмитаж
Но, пожалуй, массовый спрос русской аристократии на Винтерхальтера начался после 1857, когда он написал портрет русской императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. После этого Винтерхальтер на протяжении следующих лет много пишет по заказу русских.
Императрица Мария Александровна, 1857, Эрмитаж
Великая княгиня Мария Николаевна герцогиня Лейхтенбергская, дочь императора Николая I, Эрмитаж
Великая княгиня Ольга Николаевна королева Вюртембергская, дочь императора Николая I
Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича, младшего брата императора Александра II
Еще из коллекции Эрмитажа – овальный портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной (1832–1885), урождённой Шереметьевой. Графиня вместе со своим мужем принадлежала к ближайшему окружению царской семьи. Эта работа, по своему психологизму и формальному мастерству, по праву считается одной из вершин творчества Винтерхальтера. Если некоторые его работы, особенно из викторианского цикла (за исключением поразительного портрета юного магараджи Дулипа Сингха), позволительно упрекнуть в манерности, некоторой слащавости и красивости, то сдержанный и гармоничный по цвету, уравновешенный, и в то же время изящный по композиции портрет Мусиной-Пушкиной относится к числу его несомненных художественных побед.
Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина, 1857 , Эрмитаж
Близок композиционно к предыдущему портрету, но совершенно иной, тёплый по гамме ярко акцентированных цветов и лирическому своему тону, еще один эрмитажный портрет, на котором изображена одна из богатейших женщин своего времени – Софья Петровна Нарышкина (1823–1877), урождённая Ушакова, жена камергера двора. Напомню, что мать Петра Великого была родом из той же семьи. Винтерхальтер здесь снова избрал свой любимый овальный формат. Нарышкина одета в жёлтое шёлковое платье. Багровая бархатная шаль, накинутая на плечи, подбита соболем. Жемчужное ожерелье перехвачено у шеи рубиновым аграфом. На пальце правой руки заметен бирюзовый перстень.
Софья Петровна Нарышкина, 1858, Эрмитаж
Вот, в стройные ряды красавиц затесался один мужской портрет. Граф Алексей Алексеевич Бобринский (1800-1868) - внук Екатерины II, выдающийся сельскохозяйственный деятель, изобрёл и усовершенствовал несколько агрономических инструментов (плуги Бобринского, сеялки, распашники и др.), занялся производством сахарной свеклы. До революции в Киеве ему был воздвигнут памятник. Портрет разительно отличается от обычных полотен автора. На темном фоне изображен стройный худощавый мужчина в строгом сером сюртуке. Ни украшений, ни орденов, все внимание сразу фокусируется на лице: пронзительный взгляд, волевой рот, высокий лоб. Как точно художник подметил суть портретируемого. Это не обычный прожигатель жизни, это – труженик.
Граф Алексей Алексеевич Бобринский, 1844
А это портрет его невестки Софьи Андреевны Шуваловой (1829-1912), жены его сына Александра Алексеевича Бобринского
Графиня Софья Андреевна Бобринская, урожденная Шувалова, Эрмитаж
Ещё одна очаровательная представительница русской знати во Франции – княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая (1834–1907), урождённая Белосельская-Белозерская, бывшая замужем за церемониймейстером царского двора. В 1863 году, одетая в пачку и с крылышками за спиной, она приняла участие в знаменитом «Балете пчёл» в Тюильри. Поколенный портрет 1859 года, из частного собрания, изображает белокурую княгиню в саду с веером в руке, обернувшейся к зрителю. Её серое тафтяное платье, стилизованное под XVIII век, отделано чёрными кружевами и лентами кораллового оттенка по лифу. Композиционное решение портрета и виртуозная передача тканевой фактуры приводят на память одновременно полотна Ватто и Буше.
Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, 1859
А вот её родная сестра, Ольга Эсперовна Белосельская-Белозерская, графиня Шувалова, жена Павла Андреевича Шувалова, государственного деятеля, дипломата, военного. Ольга Эсперовна не дожила, когда мужа произвели в генералы. Она умерла молодой, ей был 31 год....
графиня Ольга Эсперовна Шувалова, 1858, Эрмитаж
А это мать Елизаветы Эсперовны и Ольги Эсперовны. В первом браке Елена Павловна Бибикова была Белосельская-Белозерская.
Татьяна Александровна Рибопьер, княгиня Юсупова, 1858, Эрмитаж
Еще одна версия портрета княгини Юсуповой, Архангельское
графиня Мария Ивановна Ламсдорф, урожденная Бек
Елизавета Александровна Чернышева, княгиня Барятинская (1826-1904), 1858
Софья Трубецкая графиня де Морни
Супруга Щарля Огюста Жозефа Луи графа де Морни, сводного брата Наполеона III, сына Гортензии Богарне и Шарля де Флао, внебрачного сына Талейрана. Он был старше своей жены на 27 лет.
Софья Трубецкая была внебрачной дочерью императора Николая I. Николай І в январе 1838 «насильно обвенчал» корнета Кавалергардского полка князя Сергея Васильевича Трубецкого (1815–1859) со своей фавориткой Екатериной Петровной Мусиной-Пушкиной, с весьма ощутимым сроком беременности. История этой женитьбы наделала в свое время много шума. С. А. Бобринская, двоюродная сестра Трубецкого, писала 1 февраля 1838 г. своему мужу: «Нужно тебе рассказать последнюю новость. Ту, которая занимает все умы, как когда-то наводнение, как пожар Дворца, как смерть Пушкина год тому назад — как, наконец, все, что выходит за рамки обычной жизни, как неслыханная и ужасная катастрофа, – это женитьба Сергея Трубецкого на мадемуазель Пушкиной!». Уже летом 1838 года, после рождения Софии − дочери Екатерины Петровны от Николая І, супруги разъехались. И несчастного князя постигла печальная судьба мужа царской фаворитки, несогласного с навязанным браком - Кавказ, немилость, разжалование..
Елизавета Николаевна.Кривцова, урожденная княжна Репнина-Волконская (1817-1855), 1840 Саратовский художественный музей
Екатерина Чавчавадзе, княгиня Дадиани
Правительница Мингрелии, родная сестра Нины Чавчавадзе, вдовы Александра Сергеевича Грибоедова.
Лина Муравьева, урожденная княжна Гагарина, 1857
С этим портретом просто морока! Не могу определить, кто она. Есть одна княжна Гагарина, в замужестве Муравьева, но она родилась в 1848 году и зовут её Софья. Не подходит. На портрете 1857 года ей должно быть 9 лет. Есть её матушка Людмила Михайловна Позен, в замужестве Муравьева. С некоторой натяжкой можно предположить, что её звали Лина. И возраст подходящий - в 1957 г ей 35 лет. Есть еще Поликсена Николаевна Гагарина, родилась 1833 году. На портрете ей должно быть 24 года. Имя Лина подходит, и возраст тоже. Но замужем она за Татарниковым! А есть её сестра Леонилла Николаевна Гагарина, 1822 года рождения. В 1857 году ей 35 лет. Тоже подходит - и имя Лина, и возраст. Но фамилия в замужестве не Муравьева, а Меньшикова!
Во время Франко-Прусской войны, которая закончилась падением Второй французской империи в сентябре 1870 года, Винтерхальтер проходил курс лечения в Швейцарии. После войны художник не вернулся во Францию, отправившись в место этого в Баден. Официально он всё ещё был приписан ко двору Бадена, и он обосновался в Карлсруэ. В последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало. Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было шестьдесят восемь лет.
Начало здесь: часть 1 http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102099594/
здесь: часть 2 http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102147882/
здесь: часть 3 http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102153810/
здесь: часть 4 http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102163259/
и здесь: часть 5 http://www.liveinternet.ru/community/3202828/post102167836/
Репродукции отсюда http://www.artrenewal.org/
Прекрасное описание портетов отсюда http://www.radashkevich.info/publicistika/publicistika_69.html
Расскажи в социальных сетях:
Как безмятежны их лица. За свою беспечность они дорого заплатили. 1917 показал это. Впрочем, их судьба никого не научила.
Приемами "фотошопа" мастера владели и тогда.
Художник обладал просто фантастической работоспособностью! Он нарисовал знать почти всей Европы! Даже сфотографировать столько знатных и монарших особ сложно, учитывая их капризность, "великую занятость", сложность нарядов и украшений!