Меню

Японское авось

  • 7 апреля 2011
  • 2008
  • 0
  • Donat
  • Функционал

«Японский Чернобыль» — такой же, как наш: то же невежество, та же беспечность. Миру угрожают не атомные станции, а люди… 

Весна этого года началась для человечества трагически, — землетрясение в Японии 11 марта, принесшее огромные людские жертвы, привело к катастрофе на атомных электростанциях «Фукусима-1» и «Фукусима -2», и вновь поставило вопрос о будущем ядерной энергетики. Удивительно, но все самые крупные аварии на АЭС по непонятному совпадению происходят именно в эту пору года. Авария на Три-Майл-Айленд в Пенсильвании (США) была 28 марта 1979‑го. Атомный катаклизм в Чернобыле -26 апреля 1986‑го. И вот- 11 марта 2011 года…

Наше «авось» в японском исполнении
Все мы привыкли к тому, что Япония — великая индустриальная держава, обладающая третьей экономикой в мире. А уж японское качество работы стало чуть ли не мировым «знаком качества». Но события, развивавшиеся последние дни на ее самом большом атомном комплексе «Фукусима», до боли напоминают по уровню беспорядка и беспомощности наш Чернобыль.

Как могло случиться, что огромный атомный комплекс, стоящий в самом сейсмоопасном районе мира, на берегу океана, настолько был не готов к разгулу стихии? Как японцы, которых «трясет» по несколько раз на дню, не предвидели, что однажды может случиться одновременно и землетрясение, и цунами?

Уже сейчас выясняется, что реакторы «Фукусимы» (их изготавливал с 1971 по 1979‑й американский концерн GM)… не приспособлены к установке в местах с повышенной сейсмической активностью. Первый реактор вполне можно называть «дедушкой» атомной энергетики. Его ввели в строй еще в далеком 1971 году. Ему уже 40 лет. Остальные погоревшие реакторы лишь немногим моложе. Конечно, в те времена на безопасность атомной энергетики были другие взгляды. Но, ведь, еще в 1972‑м году инспекторы Комиссии по атомной энергетике США предупреждали, что реакторы этого типа (Mark-1) не рассчитаны на то, чтобы выдержать взрыв внешней оболочки здания (что, кстати, и произошло). Плохо защищены хранилища отработанных топливных элементов. Т.е. это не те системы, которые должны бы работать в хронически больной землетрясениями Японии.

Общественность «успокаивают», что все 6 реакторов Фукусимской АЭС перенесли, по мнению экспертов, подземный толчок без особых повреждений. И если бы их насосам системы охлаждения было достаточно электроэнергии, никакой аварии бы не произошло. Для охлаждения водных реакторов (ВВЭР), а именно такие работали там, вполне достаточно двух суток работы системы охлаждения, чтобы спокойно остыть без эксцессов. Но дизель-генераторы, которые должны были питать эти насосы, залило в результате цунами, и они вышли из строя. И никакого другого резервного питания на станции не оказалось. Только спустя несколько дней туда подтянули кабель от внешней электросети, чтобы запитать ее системы безопасности.

Если бы да кабы… Это где говорят?! В Токио!..

24 марта был зафиксирован случай радиоактивного заражения среди занятых на ликвидации последствий аварии. Трое спасателей, занимавшихся работами по установке кабеля на подземном этаже турбинного отделения рядом со зданием 3‑го реактора, соприкоснулись с водой, содержание радиоактивных элементов в которой превышало норму в 10 тыс. раз. Как выяснилось потом, в комплект спецодежды данной команды спасателей не были включены сапоги, а уровень воды в помещении составил примерно 15 см, из-за чего зараженная вода попала внутрь одежды…

Такое впечатление, что этот репортаж — из нашей Кацапетовки. А это, опять же, в хваленой Японии!

Не знаю, есть ли в японском языке слово эквивалентное нашему «авось», но по отношению к обеспечению безопасности АЭС, это слово у них должно появиться. Так не работают!
Старый Свет не на шутку напуган
Трагедия в Японии не могла не «аукнуться» в Старом Свете. Ведь на сегодня Европа — лидер по «атомному производству» энергии. Франции атомные станции дают 75% электричества. Даже маленькой Литве они (до закрытия Ингалинской АЭС) давали 76%. Швеция, Бельгия, Швейцария, Словакия, Чехия, Германия, Венгрия получают от 22 до 51% энергии от АЭС. Россия, кстати, хотя и вырабатывает огромное количество «атомного» электричества по его доле в общем балансе стоит где-то на уровне Испании — 17,8%. Об Украине, — особый разговор.
Теперь уже все уже поняли, что японские катастрофы положили конец европейскому «атомному ренессансу» — обновлению атомных энергетических мощностей Старого Света. Не далее как в начале марта Еврокомиссия опубликовала «Дорожную карту 2050», на которой как раз и отмечены все дороги к такому «ренессансу» и подчеркнуто, что ядерная энергетика является неотъемлемой частью перехода ЕС к типу «низкоуглеродной экономики», что любые задержки с атомной модернизацией энергетики чреваты энергетическим голодом в будущем, что голод — потеря темпов экономического развития, а потеря темпов…. Ну, в общем, Европа совсем недавно видела себя энергетически независимой, именно, благодаря атому.

Старейшая атомная держава Европы — Великобритания (первый в мире коммерческий реактор 50 МВт появился в Камбрии в Англии в 1956 году, хотя первая атомная электростанция была в российском Обнинске — 5 МВт) и Франция и выступили «локомотивами» «атомного ренессанса». Париж и Лондон договорились совместно разрабатывать новые типы атомных реакторов на экспорт. Т.е., захватить реакторный рынок. С этим связывали надежды на то, что ЕС сойдет с «русской газовой иглы», уменьшит свою зависимость от «грязных» (угольных и нефтяных) ТЭЦ.

Теперь о многом из этого надо забыть, тем более что по Европе прокатилась мощная волна протестных выступлений, вызванных японской атомной аварией. Более 200 тысяч человек приняли участие в митингах против использования ядерной энергии, прошедших 26 марта в нескольких немецких городах. Массовые манифестации состоялись в Гамбурге, Кельне, Мюнхене и Берлине. Протестующие требовали отказаться от использования ядерной энергии.
Общенациональная манифестация против возвращения Италии к атомной энергетике и приватизации водных ресурсов прошла и в Риме. В акции, которая стартовала с римской площади Республики и завершилась концертом на площади Сан-Джованни, приняли участие 300 тысяч человек, среди которых были представители разных ассоциаций, комитетов, профсоюзов и политических партий, приехавшие в столицу со всей Италии. Референдум по этим вопросам состоится на Апеннинах 12 и 13 июня (кабинет Берлускони запланировал построить 10 АЭС, но вряд ли теперь это удастся, — авт.).

Под давлением общественности канцлер Германии Ангела Меркель ввела мораторий сроком на три месяца на выполнение принятого в 2010 году закона о продлении сроков действия 17 немецких АЭС и распорядилась приостановить работу семи самых старых атомных электростанций, которые были введены в эксплуатацию в 70‑х годах. Два реактора в этом году вообще будут выведены из строя. Кроме того, Меркель поручила решать дальнейшую судьбу ядерной энергетики в Германии двум специальным комитетам: совету по этике и техническим экспертам.

Швейцария объявила о том, что откладывает строительство еще 3‑х новых станций (почти 40% энергии у нее — от АЭС).
Австрия предложила на недавней встрече в Брюсселе вообще провести полную европейскую ревизию АЭС, тщательную проверку систем безопасности, а сомнительные станции заглушить. Это означало бы, что у многих стран начнутся перебои с электроэнергией, так что предложение, в последней его части, не прошло.
Авария в США была такой же, как в Чернобыле, только об этом не принято говорить

Чтобы понять, как американцы относятся к ядерной энергетике надо вернуться более чем на 30 лет в прошлое. Авария, произошедшая 28 марта 1979 года на АЭС Три-Майл-Айленд (Трехмильный остров), расположенной недалеко от Гаррисберга, столицы штата Пенсильвания, считается самой крупной ядерной аварией в США. В результате серии сбоев в работе оборудования и ошибок операторов на втором энергоблоке АЭС произошло расплавление 53 процентов активной зоны реактора. Случившееся напоминало «эффект домино». Сначала испортился водяной насос. Затем из-за прекратившейся подачи охлаждающей воды урановое топливо расплавилось и вышло за пределы оболочек тепловыделяющих сборок.

Образовавшаяся радиоактивная масса разрушила большую часть активной зоны и едва не прожгла корпус реактора. Если бы это случилось, последствия были бы катастрофичны. Однако персоналу станции удалось восстановить подачу воды и снизить температуру. Во время аварии около 70 процентов радиоактивных продуктов деления, накопленных в активной зоне, перешло в теплоноситель первого контура. Мощность экспозиционной дозы внутри корпуса, в который были заключены реактор и система первого контура, достигла 80 Р/ч. Произошел выброс в атмосферу инертного радиоактивного газа — ксенона, а также йода. Кроме того, в реку Саскугана было сброшено 185 кубических метров слаборадиоактивной воды. Из района, подвергшегося радиационному воздействию, эвакуировали 200 тыс. человек. В наибольшей степени пострадали жители округа Дофин, проживавшие вблизи АЭС. Серьезные негативные последствия имела задержка на два дня решения об эвакуации детей и беременных женщин из 10‑километровой зоны вокруг АЭС. Работы по очистке второго энергоблока, почти полностью разрушенного в результате аварии, заняли 12 лет и обошлись в один миллиард долларов, что фактически обанкротило компанию — владельца станции.

Авария (кстати, широко «распространяться» о ней американские власти запретили точно так же, как у нас о Чернобыле) ошеломила американцев. А уж после Чернобыля говорить о строительство в США новых атомных станций стало просто неприлично. Критики АЭС говорили, что они не только слишком опасны, но и слишком дороги. Исследовательское управление Конгресса США заключило в 2008 году, что электроэнергия, произведенная на АЭС, в среднем на треть дороже произведенной на станциях, которые работают на угле, природном газе и геотермальной энергии.

Казалось, что атомная энергетика Америки постепенно сойдет на нет. Старые реакторы рано или поздно свое отработают, а новых не строили. Но умами завладела подброшенная финансовыми кругами «теория» глобального потепления, в котором винили парниковые газы, производимые сжиганием угля и газа. На этом фоне атомные станции начали выглядеть более привлекательно. К тому же нашумевшие аварии в Пенсильвании и в Чернобыле неизбежно стирались из памяти. В 2009 году за строительство новых АЭС выступали уже 59 процентов опрошенных американцев.

К числу новых поклонников ядерной энергетики принадлежал и президент Барак Обама, который заявил в своем последнем послании «О положении страны», что она входит в его список «чистых» источников энергии. Администрация Обамы призвала Конгресс ассигновать еще 36 млрд. долларов на то, чтобы гарантировать банковские кредиты на строительство новых АЭС. Без этих гарантий кредиты давались бы под значительно более высокий процент. В мае прошлого года в сенате США был внесен законопроект о гарантировании кредитов на постройку 12 новых АЭС. Его инициаторами были демократы Джозеф Либерман и Джон Керри.

В общем, когда вопрос стоит о банковских интересах, в США и за черта проголосуют — лишь бы деньги.

Но, похоже, общественное настроение США опять изменилось не в пользу ядерной энергетики.

Авария на японской АЭС обещает если не сорвать, то, по крайней мере, резко затормозить наметившееся в последние годы возрождение американской ядерной энергетики. С 1979 года в США не ввели в строй ни единого нового энергоблока. Но, несмотря на это, США и сегодня являются обладателями самой мощной атомной энергетики в мире. В стране по-прежнему работают 104 старых реактора, производящие примерно 20% электроэнергии.

Действующие украинские реакторы — такие же, как и «Фукусима»
Несмотря на отдаленность от Японии, авария на «Фукусиме» вызвала особенно острую реакцию в Украине. Другое дело, что по таким «пустякам» народ у нас на улицы не выходит. 70,2% украинцев опасаются, что на отечественных АЭС может произойти серьезная авария — таковы результаты опроса, проведенного Институтом Горшенина.

По данным НКРЭ, доля АЭС в энергетике Украины — чуть меньше 50%. Атомных станций в Украине четыре: Запорожская, Южноукраинская, Хмельницкая и Ровненская. Действуют на них 15 энергоблоков. Это выводит Украину на восьмое место в мире по мощности атомного энергогенерирования. За год украинские АЭС произвели 89,3 млрд. кВт-ч электроэнергии.

Стоит отметить, что все реакторы, действующие в Украине, начали строить еще во времена Советского Союза. Они сделаны по проекту ВВЭР и относятся к так называемому второму поколению. Именно к нему принадлежали энергоблоки на АЭС Фукусима-1 и реакторы Чернобыльской электростанции.

30 апреля 2010 года на встрече премьер-министров России и Украины было принято решение о сотрудничестве «Росатома» и Минтопэнерго Украины в постройке третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Строительство должно было вести ЗАО «Атомстройэкспорт».

Стоимость работ по строительству обоих блоков обновленного типа ВВЭР-1000/392Б оценивается примерно в 4,154 млрд. долларов. Россия даже готова дать кредит. «Сбербанк» сообщил, что готов уже сейчас кредитовать украинский «Энергоатом», являющийся единственным оператором всех украинских АЭС, на сумму 1 млрд. долларов, при условии государственных гарантий со стороны правительства Украины. Также необходимым условием является участие украинской стороны не менее чем на 15%. При условии того, что строительство начнется в 2011‑2012 годах, третий блок предполагается запустить в 2016‑м, а четвертый в 2017 году.

Но что будет сейчас? Как отреагирует общественность, украинское руководство на японские события? 
* * *
Уже традиционно в мире принято считать, что Чернобыльская авария стала следствием бестолковости «украинских аборигенов», которым по ошибке истории попали в руки «ядерные спички». А мы, в силу неизбывного чувства собственной неполноценности, соглашаемся и посыпаем головы пеплом, дескать, «что поделать, если мы и впрямь дикари!».

Проблему следует искать не в этом, потому что такими же «дикарями» оказались и американцы за семь лет до Чернобыля, и японцы сейчас, и многие другие. К примеру, недавно директор шведской АЭС «Форшмарк» Ларс Фагерберг, обвиненный в серьезных нарушениях на вверенном ему объекте, подал в отставку. Выяснением ситуации с безопасностью на атомных электростанциях Швеции теперь займется комиссия Международного агентства по атомной энергетике (МАГАТЭ). Шведские власти пошли на этот беспрецедентный шаг, поскольку более не доверяют собственным контрольным органам, в том числе государственной инспекции по атомной энергии. Грандиозный скандал с «мирным атомом» разгорелся в стране, чьи АЭС долгое время считались в Европе своеобразным антиподом советским станциям «чернобыльского» типа: исключительно надежными по своей конструкции и образцовыми по соблюдению правил эксплуатации. Год за годом их приводило в пример европейское атомное лобби, пытаясь избавить обывателей и политиков от «чернобыльского синдрома».

И вдруг оказалось, что «чернобыльский синдром» — явление, которое не знает границ и не имеет национальности. За «шикарной витриной» самой безупречной шведской энергетики также скрывались разгильдяйство и некомпетентность обслуживающего персонала и руководства, по чьей вине Швеция несколько раз оказывалась на волосок от своего Чернобыля. Первый «звоночек» прозвенел, когда на неделю были остановлены четыре из десяти реакторов трех АЭС страны — «Форшмарка», «Оскаршхамна» и «Рингхальса». В их системах безопасности были обнаружены «серьезные ошибки», по выражению государственной инспекции по атомной энергии.

«Сколько еще нужно предупреждений, прежде чем до нас, наконец, дойдет, что ядерные реакторы по своей природе опасны?! — восклицает руководитель ядерного отдела «Гринпис» Ян Беранек. — Атомная индустрия убеждает нас в том, что с современными реакторами ничего похожего на Чернобыль произойти не может, а Япония сейчас как раз в такой потенциально катастрофической атомной ситуации и находится».

Даже «Гринпис» делает не тот вывод, который он должен был бы сделать. От «чернобылей» человечество не гарантировано совсем не потому, что плоха ядерная энергетика. Сама по себе она ни плоха, ни хороша. Она, как всякая техническая система, работает по своим законам. И трагедии происходят только потому, что эти законы не соблюдают люди. И не соблюдают только потому, что целью человеческой деятельности является получение прибыли любой ценой. А целью должно быть, если так можно выразиться, — «получение» нового человека — более гуманного, более знающего, справедливого, умеющего, честного и морального. Пока такая цель не станет единственной и главной, нас будут окружать ни к чему не пригодные люди, и продолжать сотрясать катастрофы.

Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: