Меню
Последние новости России и Мира » Блоги » Причастна ли демократия к падению рождаемости?

Причастна ли демократия к падению рождаемости?

  • 17 апреля 2011
  • 2509
  • 0
  • olbivan
  • Функционал
В качестве участника «мозгового» штурма демократической «крепости» предлагаю читателю свой взгляд на проблематику. Попытаюсь установить реальные причины низкой рождаемости в процветающих мегаполисах Европы, хотя и осознаю, что докопаться до сути в этом вопросе нелегко — природа умеет хранить свои тайны.

В упомянутой статье находим следующие утверждения: «Демография и демократия — антиподы, они не уживаются вместе», «Самый верный и объективный критерий демократичности общества — вымирание коренного населения в мирное и сытое время». И далее: «Демографы количественно установили границу минимальной рождаемости, переступать которую нельзя, — это 2,1 ребенка на одну женщину. В настоящее время ни одна страна, которую принято считать демократической, не достигает этого порога! Например, рождаемость по Европе в среднем 1,4 ребенка, существует даже формула: «демократическая страна — это вымирающая страна».

Во всех этих формулировках слова «демократия», «демократичность», «демократическая» упомянуты не к месту, поскольку демократия к рождаемости так же причастна, как, к примеру, капитализм или социализм, коммунизм или абсолютная монархия, анархия или «диктатура пролетариата», тоталитаризм или автократия. При патриархате и матриархате, при рабовладельческом и феодальном строе люди на протяжении тысячелетий, несмотря на регулярные войны, массовую гибель от различных эпидемий и практически полное отсутствие привычной нам медицинской «индустрии» и чудодейственных современных лекарств, успешно рождались, размножались, и количество населения не только воспроизводилось, но и росло до сегодняшних 1,3 млрд. в одном только Китае.

Да и Европа, как и Япония, бьет все рекорды по плотности населения. А что касается Украины, то здесь женщины умудрялись рожать даже в условиях оккупации во время наиболее разрушительной из всех войн. Неужели демократия хуже перечисленных общественных систем?

Очевидно, не хуже, поскольку она существует уже два столетия. Демократические государства здравствуют и поныне, и единственное, в чем они испытывают «неудобства», так это в изобилии материальных благ, чем и притягивают к себе, как сверхмощным магнитом, выходцев из бедных стран. А если в бедных развивающихся странах дети составляют 50% населения, в то время как на Западе всего 15%, то какое отношение имеет к этому контрасту демократия? Ответ: никакого, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между демократией и рождаемостью.

Демократические развитые страны потому завистливо и называют «обществом потребления» (чтобы потреблять, надо уметь производить), что у них в достатке все, что необходимо для высокого уровня жизни и высокой рождаемости: большие зарплаты, изобилие товаров, качественное медицинское обслуживание и образование, хорошие жилищные условия. Но рождаемость, к сожалению, удручающе низкая. Почему?

Причина этого феномена — в беспредельной урбанизации населения, всеобъемлющей технократизации общества — коварном фетишизме и обезличивании человека.

А теперь подробнее.
Извечное требование «хлеба и зрелищ» в избытке удовлетворено

Поскольку человек — часть живой природы, для него действуют те же законы, что и для всего живого на Земле: при благоприятных условиях он размножается, а при их отсутствии вымирает.

Такими условиями повсеместно принято считать: хорошо оплачиваемую работу, наличие необходимых товаров и продовольствия, четко отлаженную систему медицинского обслуживания, комфортное жилье, возможность после трудового дня развлечься и отдохнуть, то есть все то, что отвечает известному с давних времен народному требованию «хлеба и зрелищ». Но в богатых и «по совместительству» демократических странах все это есть в избытке: население в подавляющем большинстве блаженствует от изобилия всех материальных благ, которые только может произвести современное общество. В Германии, к примеру, на тысячу жителей приходится 563 легковых авто, а в среднем для Западной Европы эта цифра составляет 508.

Следовательно, причины имеющей при этом место низкой рождаемости следует искать не в демократии, а в направлении, далеком от политики.
Негативные последствия урбанизации

Всеобъемлющая урбанизация свелась к сосредоточению промышленности и населения в крупных городах и практически полному отрыву человека от матери-природы. Однако человек, в биологическом смысле принадлежащий к животному миру, зачастую теряет потребность и способность к размножению в искусственно созданном им мире мегаполиса так же, как это происходит с любым изъятым из первозданной природы животным в искусственной среде зоопарка, поскольку в этих условиях перестают действовать способствующие размножению законы живой и неживой природы.

Разнообразие природы, животного и растительного мира благотворно влияет на человеческую психику, снимает нервное напряжение, и, проживая в сельской местности, вдали от мегаполиса, человек успешно продолжает свой род. В то же время искусственная среда крупного города, предельная в нем плотность населения, скученность людей и поминутно расписанный напряженный ритм жизни неблагоприятно влияют на человека, угнетают его. Он устает морально, психически и физически и подсознательно стремится к природе, но это желание исполняется нечасто.
Технократизация общества

Технократическая революция обеспечила массовое производство невиданного ранее количества разновидностей товаров, начиная от суперсовременных мобильных телефонов и кончая роскошными легковыми автомобилями.

Угнетают человека не только толпы прохожих на тротуарах городов, но и мчащиеся во встречных потоках на окутанных смогом дорогах, извергающие шум и газы миллионы авто. Всего 1,5 столетия назад вместо них были безобидные лошадиные упряжки. Лошадь — благородный представитель природы, а автомобиль при всей нашей к нему привязанности — искусственный монстр.

На генном уровне человек еще не успел отвыкнуть от сопровождавшей его в течение тысячелетий лошади и сродниться со свалившимся на него хаосом мчащихся неизвестно куда и зачем груд грохочущего металла. Стресс от этого, кажущегося бессмысленным, безбрежного столпотворения — одна из главных причин низкой рождаемости, поскольку человек в искусственном мире машин — инородное тело. Наши гены помнят недавнее время, когда на планете не было ни одного автомобиля, и люди без них прекрасно жили, успешно пользовались услугами лошади. И города не были подобны «аду кромешному», поскольку отсутствовала заполонившая все земное пространство моторизованная техника.
Товарный фетишизм — изъян технического прогресса

Вопреки всему, человек был вынужден подружиться с автомобилем, пристраститься к нему, ради него жертвовать своим временем и проявлять к нему повышенное внимание. Отсутствие тесного общения с природой замещается товарным фетишизмом, который означает, что человек поклоняется множеству окружающих его привычных, необходимых и столь же обожаемых предметов. При этом человек постоянно страдает от перегрузок и недостатка времени не только на работе, но и вне ее. На пути с работы домой он посещает супермаркет, где его окружают разнообразные товары — один краше и привлекательнее другого, и оказывается в затруднении, на чем остановить свой выбор.

Дома его тоже ожидает множество обожествляемых предметов: воспользовавшись пылесосом для удаления скопившейся пыли и уделив внимание содержимому холодильника, он затем по привычке устремляется к компьютеру или смотрит развлекательные программы по телевизору, обменивается по телефону новостями с друзьями и знакомыми или совершает вечернюю прогулку на своем незаменимом автомобиле, предварительно устранив в нем мелкие неполадки. А если человек трудоголик, да еще склонен к изобретательству (таких очень много, и на них держится благополучие общества), то работа поглощает без остатка все его помыслы: он о ней думает и в нерабочее время, и зачастую даже во сне. Где уж тут найти время для ребенка.
Обезличенность и нежелание иметь потомство

Товарный фетишизм обезличивает человека. Уделив повышенное внимание окружающим вещам, человек испытывает дефицит времени на хлопоты, связанные с ребенком. Помимо этого, у городского жителя, который изо дня в день видит вокруг себя толпы озабоченных, спешащих куда-то людей, притупляется желание дополнительно пополнить эти людские скопления своим потомством. Вот и получается, что городская семья зачастую не имеет детей или имеет одного-двух вместо необходимых двух-трех. И вместо взлета рождаемости наблюдаем ее падение. Потому население европейских городов пополняется за счет сельских жителей и выходцев из бедных стран.

Но при чем же здесь демократия, в чем ее вина? Ведь урбанизация, товарный фетишизм, отрыв человека от естественной природной среды, его обезличивание и проистекающее отсюда нежелание иметь детей характерны для разных стран при любом устройстве общества независимо от наличия или отсутствия демократии. На примере Швеции мы убеждаемся, что попытки повышения рождаемости в богатой стране посредством щедрых льгот для родителей дают лишь кратковременный эффект.
Извечный вопрос: «Что делать?»

Выход из сложившейся ситуации напрашивается сам собой: нужно предпринять все меры для снижения планки товарного фетишизма, а также компенсировать негативные «прелести» урбанизации. Направить, к примеру, в нужное русло культурные программы: на экране телевизора человек не должен видеть разрушающие психику и моральные устои «страшилки». Пребывание у голубого экрана должно снимать стрессовое и депрессивное состояние, вызывать положительные эмоции, ориентировать на добро и созидание. Необходимо избавиться от негатива: позитив должен стать привычной потребностью. Тут есть обширный фронт профилактических работ для многих научных направлений: социологии, психологии, физиологии, биологии и даже медицины, поскольку потеря человеком инстинкта размножения — это тяжелый недуг, и его надо лечить и разрабатывать меры профилактики.
Нет места унынию

Нас сегодня более 6 млрд., через несколько десятилетий будет 10 млрд., а в начале прошлого века было в разы меньше. Где-то рождаемость высокая, а в другом месте — заметно ниже, но в целом человечество растет в геометрической прогрессии. И это хорошо. На Земле, в Солнечной системе и во всей бесконечной Вселенной, заполненной бессчетным количеством миров, места хватит всем. Только как эти пространства покорить? Земля практически полностью освоена. Прошло полвека с тех пор, как мы вступили в космическую эру. Сейчас мы делаем первые робкие шаги на весьма сложном и длительном пути освоения Солнечной системы. Это отдаленно напоминает времена после открытия Колумбом Америки. Через полтора-два столетия, по-видимому, Солнечная система будет полностью освоена. Что дальше?

Расстояния даже до соседних звезд измеряются множеством световых лет (до ближайшей звезды альфа Центавра — 4 световых года). Будем, однако, надеяться, что со временем человек сможет преодолевать межзвездные расстояния, да простит нас Эйнштейн, на несколько порядков быстрее скорости света: ведь возможности природы безграничны, а мы делаем только первые шаги в ее познании. Наша, землян, задача — быть достойными того, чтобы мудрая природа открыла перед нами свои пока тщательно оберегаемые ею тайны; иначе какой был ей смысл наделять высоким творческим разумом человеческое существо, выделив его из разнородного животного мира?

Положимся во всем на матушку-природу; она не подведет, как не подводила сотни тысяч лет. Ведь именно ей мы и поныне обязаны своим существованием.

Харьков
Дмитрий РАДОВИЦКИЙ

Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: