Меню
Последние новости России и Мира » Блоги » Последние свидетели крывичского и мерянского двоеверия исчезают на наших глазах

Последние свидетели крывичского и мерянского двоеверия исчезают на наших глазах

  • 18 января 2012
  • 1264
  • 0
  • Merjazhko
  • Функционал

Последние свидетели крывичского и мерянского двоеверия исчезают на наших глазах

Виктор Ерохин, когда о чем ­то рассказывает, обычно ожесточенно жестикулирует – привычка профессионального лектора. И, говоря со мной, он продолжает убеждать какого­ то невидимого оппонента, хотя в этом нет никакой необходимости. Тема для него очень важная, и занимается он ею по движению души.

– Это хранится только в живой памяти, это уходит на глазах. Многое утрачено в пору сплошной мелиорации, когда погубили тысячи малых речек и старые поля, а теперь добивают. Мода пошла на «садики камней» у дачных домиков. Эти камни – «ошметки» старой языческой традиции. Кое­что мы знаем о ней, но пока мало, мало…

Виктор Ерохин – заместитель директора Угличского музея. В этом году здесь прошла выставка «Культовые камни Верхневолжья». Прошла довольно незаметно. Представлены были в основном фотографии, в силу чего турист не оценил значимость проекта, как и то, чего стоило собрать эти шесть с лишним десятков фотографий.

Как признается сам Ерохин, тема появилась давно, много лет назад, когда они с ярославским историком Светланой Чернецовой проводили сверку на местности: в каком состоянии находятся упоминаемые в дореволюционных источниках огромные камни-­валуны, почитавшиеся древними меря и кривичами, жившими на нынешнем Ярославско-­Тверском порубежье.

 

– Помню, мы однажды подвозили в одну сельскую церковь в район старосту и казначея, и они нам показали одно почитаемое место, каменную грядку – это поразительно. Среди камней там был настоящий менгир (культовый каменный столб. – П.И.). Лет пять назад попытались мы найти это место – а там травища поднялась, все заросло. Но я надеюсь, еще найдем.

Выставка была подготовлена из нескольких источников. Примерно треть составили старые рисунки, картины и фотографии камней, многих из них давно уже нет, но когда ­то они составляли предмет гордости и были местной достопримечательностью. Остальные фотографии выполнены в наши дни известным угличским фотографом и краеведом Виктором Бородулиным в ходе экспедиций музея.


Виктор Бородулин и Виктор Ерохин

– Мы опрашивали бабушек, охотников, просто местных жителей, – рассказывает Виктор Бородулин (на снимке). – Многие сначала не понимали, чего мы хотим. Очень часто в одной и той же деревне одни люди знают о камне и почитают его, для других же это уже забытое предание. Допустим, сидят две бабушки. Одна говорит: «Да я не знаю», а другая: «Нет, ты не знаешь, откуда тебе знать, а он силу возвращает». Допустим, помогает при бесплодии…

Как известно, православие в России интегрировало в себя и своеобразно освятило многие проявления народного язычества. Но если родники в наши дни вновь стали привлекать толпы паломников, то с камнями вышло иначе. Варварин камень, Тихонов камень, Пятница-­камень и многие другие были освящены, на них стояли часовни и церкви, но… На самом почитаемом в Угличе «Петуховом камне» (с «куриной» лапой – на самом деле с глухариной, глухарь был одним из важнейших мерянских тотемов) издревле стояла церковь. Теперь уже много десятилетий там – магазин и автопарковка. И никакого народного православия. Другие камни погрузились во мрак безвестности, исчезли в болотах, на дне водохранилищ, стали фундаментами колхозных построек. Собрать хотя бы то, что еще можно собрать! Именно этим занимаются угличские краеведы и историки. И в этой связи они много путешествуют и по Тверской области.

– Многие ли в Кашине знают, что в русле Кашинки лежит когда­ то почитаемый Казак-­камень? – рассказывает Виктор Ерохин. – А в Калязинском районе есть легендарный Золотой камень, под которым якобы зарыто разбойниками золото, но почитали его, конечно, задолго до этих преданий. Мы надеемся посетить и другие камни Ярославско-Тверского пограничья, поскольку для живших здесь в древности балтских и финских народов не было наших границ, и их святилища располагались на территории нескольких смежных областей – Ярославской, Тверской, Владимирской, Московской.

Камни имеют причудливую классификацию: с лапами, следовики, «русальи», камни­-вазы, камни­грибы, с желобками, «синие» (и на самом деле синего цвета). Встречаются еще целые каменные комплексы. В ближайшее время готовится серия публикаций на эту тему в научных сборниках. А с наступлением теплого сезона, конечно, продолжатся экспедиции. В поисках забытой традиции.

Павел ИВАНОВ газета «Тверские ведомости»


Источник МЕРЯНИЯ


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: