Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Аналитика » Иран или ближневосточный гамбит для России

Иран или ближневосточный гамбит для России

  • 28 января 2012
  • 3898
  • 0
  • dragdim
  • Функционал
Иран или ближневосточный гамбит для России


Начало 2012 года отметилось новой волной противоречий между США и ЕС с одной стороны и Ираном с другой. Причина конфликта все та же – развитие Ираном его ядерной программы. Однако если внимательно проанализировать ситуацию, то становится понятным, что истинные намерения Белого дома простираются далеко за границы Исламской республики. Война в Иране (в статье мы будем расcматривать такую возможность) станет своего рода эпилогом деятельности США на Ближнем Востоке и прологом для начала борьбы за ресурсы Каспийского моря. В этом направлении основным соперником США является Россия и некоторые государства ОДКБ. Поэтому возможный конфликт с Ираном необходимо рассматривать не в рамках локальной войны, а в контексте геополитических преобразований, которые эти события могут вызвать.

В настоящее время возможность развязывания новой войны США и их европейских союзников на Ближнем Востоке уже не вызывает сомнений. Это лишь вопрос времени. В средствах массовой информации практически завершена подготовка общественного мнения, американцы проводят в регионе военные маневры, ведется поиск союзников и привлечение на свою сторону руководителей местных государств. Исходя из складывающейся ситуации, в возможном конфликте предполагается активное участие на стороне западной коалиции стран Лиги арабских государств. Ведь большинство из них являются союзниками Белого дома на этом театре военных действий. Обстановку усугубляют также откровенно резкие и решительные заявления военно-политического руководства Израиля о готовности нанести ракетно-бомбовые удары по территории Ирана, причем без обязательного согласования с США.

Развитие ситуации в регионе уже сегодня не может не вызывать опасений. Заявления иранской стороны о возможности перекрытия Ормузского пролива, по которому транспортируется практически треть мировой нефти, явно указывают на то, что Тегеран готов к решительным действиям. Вашингтон со своей стороны готов жестко отреагировать на действия Ирана, тем более, что в Персидском заливе находится Пятый флот ВМС США.

События, происходящие сегодня, очень похожи на те, которые предшествовали конфликтам в Югославии и Ираке. Тем не менее, предполагаемый будущий конфликт будет иметь ряд особенностей. Прежде всего, Иран един как в религиозном, так и в политическом плане. В том же Ираке было фактически два крупных религиозных течения – сунниты и шииты, причем первые составляли политическое большинство (являясь численным меньшинством). Что касается Югославии, то предпосылками к войне 1999 года стали противоречия между христианами-сербами и мусульманами-албанцами. Оба этих конфликта разразились на почве национально-религиозного противостояния.

Сегодня в Иране порядка 89% шиитов. В отличие от Ирака это большинство не только количественное, но и политическое. В стране нет противостояния между религиозными течениями. Соответственно, внести раскол в иранское общество, используя разногласия верующих, по этому признаку не удастся. К тому же в Иране сильна религиозная власть. Страной фактически управляет не президент, который считается вторым лицом в государстве, а Рахбар или Высший руководитель (в настоящее время это Аятолла Сейед Али Хаменеи). То есть Иран является теократическим государством. Поэтому, расшатывая президентскую власть, там ничего не добьешься. А пошатнуть устои мусульманского общества в таком государстве практически нереально.

Все это прекрасно осознают в Белом доме. Помимо этого, аналитики предполагают, что война против Ирана не начнется до тех пор, пока США,  не будут находиться, по крайней мере, на стадии завершения развертывания своей системы ПРО в Европе. Ведь по их заявлениям, эта система будет направлена именно против Ирана. Актуальность ЕвроПРО существует именно до тех пор, пока существует туманная угроза со стороны Тегерана (все понимают, что принятые Ираном на вооружение советские ракетные комплексы «СКАД», которые были модернизированы в «Шихаб 3», долетят, максимум, до территории Израиля или Турции). Победа же над этим ближневосточным государством снимет актуальность вопроса развертывания ЕвроПРО, а вместе с ней миллиардные вливания в оборонку. Поэтому американцы будут всячески препятствовать ее сворачиванию, придумывая все новые доводы в пользу ее сохранения.

Отдельно стоит рассматривать ирано-израильские отношения. Сегодня Израиль заявляет о готовности нанести удар по ядерным объектам Ирана. При этом руководство Израиля не спешит посвящать Белый дом в свои стратегические планы и готово сообщить о начале боевых действий только за 12 часов. Такая поспешность не может не вызывать опасений не только в регионе, но и в самих США. Ведь в случае начала конфликта Белому дому в любом случае придется принять в нем участие, а поспешность в этом вопросе, как уже отмечалось выше, стоит дорого (по крайней мере, американскому внешнеполитическому истеблишменту придется найти другую причину для размещения системы ЕвроПРО).

Очевидно, что сегодня никто практически не сомневается в необходимости нанесения удара по Ирану, однако позиции союзников расходятся в сроках начала операции. Тель-Авив, похоже, не на шутку напуган развитием «мирного атома» в Иране и полагает, что Тегеран будет использовать разработки в военных целях (тем более, что как говорилось ранее, существующие иранские ракеты смогут долететь именно до Израиля). Поэтому израильтяне так спешат расправиться с Ираном. Основная задача Белого дома в настоящее время сдержать как можно дольше ретивость своего союзника.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в будущей кампании примут участие как сами США и их европейские союзники, так и ряд арабских государств, а также Израиль. Соотношение сил явно не в пользу Ирана. В такой ситуации его поражение – вопрос времени. После этой войны мир уже не будет таким, каким он является сегодня. Уничтожение иранского государства внесет окончательный дисбаланс не только на Ближнем Востоке, но и в других регионах. Как уже отмечалось, США смогут вступить в борьбу за каспийские углеводородные ресурсы, попутно связывая действия России в регионе.

Если взглянуть на карту, то становится очевидным наличие у Белого дома двух козырей. Рассмотрим их подробнее. Первый – это тлеющий конфликт Армении и Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха. Сегодня здесь создан своего рода баланс. Азербайджан поддерживается Турцией (есть ряд важных двусторонних военно-политических соглашений, в соответствии с которыми Анкара готова выступить на стороне Баку в случае начала войны с Ереваном). Армения, в свою очередь, имеет поддержку со стороны ОДКБ и Ирана. Если отсюда убрать Иран, то стране, не имеющей сухопутных границ с ОДКБ, придется несладко. Особенно если принимать во внимание с кем граничит это государство (Грузия, Азербайджан, Турция, Иран). Вторым немаловажным козырем у США в регионе является Грузия. Это государство имеет сегодня свои претензии к России и жаждет реванша за события 2008 года.

Естественно, наличие этих двух поводов при активной поддержке США значительно усугубляет позиции России на Юге. То есть угроза Ирану со стороны США сегодня – это угроза России завтра. И это требует не просто понимания, но и всяческого противодействия.

К тому же, полностью полагаться на ОДКБ, как на сдерживающий фактор тоже не приходится. Более того, разнонаправленность интересов порождает конфликты внутри самой организации.

Время от времени в СМИ появляется информация о том, что тот или иной член ОДКБ расширяет свое военное и военно-техническое сотрудничество с США. Это касается Казахстана, который стремится к проведению совместных с НАТО учений («Степной орел»). Это относится и к Киргизии, которая до сих пор так и не избавилась от американской базы в аэропорту Манас, несмотря на последние заявления киргизского президента А.Атамбаева о том, что по завершению срока действия контракта с США в 2014 году американские военные покинут страну (в это верится с трудом, ведь янки редко покидают «обжитое» место).

Ко всему этому добавляются и проблемы в самой России. Некоторые политики, вроде Владимира Жириновского, позволяют себе, как бы невзначай, выражаться, что России не нужен Кавказ. Сами того не понимая, они облегчают работу Госдепу США, так как оказывают свое опосредованное влияние на российскую общественность. Лишившись своего влияния на Кавказе, Россия не только останется без части углеводородных ресурсов, но и потеряет весь свой южный форпост. Возможно, навсегда. Почему-то в последнее время таких высказываний, подобных словам Жириновского, все больше и больше. А вот здравых мыслей об укреплении южного направления России как-то и не слышно. Очевидно, что это направление остается проблемным и напряженным и, по мере давления США, ситуация будет только осложняться. Конечно, Жириновский и ему подобные «радетели» за Отечество подобными идеями действуют как горе-хирурги, для которых ампутация – лучший способ излечить болезнь. Но они не думают о том, что подобное «хирургическое вмешательство» в геополитике может вполне закончится «клинической смертью». Нельзя забывать и о том, что многие постсоветские суверенитеты держатся, фактически, только на силе России. Такие добровольные «ампутации» только отвернут союзников.

Однако все сказанное – это лишь часть проблем, которые видны сегодня и невооруженным глазом. Ведь угроза безопасности самой России и ее союзникам исходит не только со стороны южного направления. На западном направлении США и другие страны НАТО ведут планомерную подготовку еще одного плацдарма – Прибалтийского. Доказательством этого тезиса служит увеличение числа учений Альянса в странах Балтии и других европейских государствах. На первый взгляд, эти маневры не несут угрозы. Тем более что НАТО не проводит широкомасштабных тренировок с участием всех родов войск. Однако здесь и кроется подвох: для усыпления бдительности Москвы Североатлантический альянс дробит свои учения на более мелкие. Маневры стран НАТО проводятся по единому замыслу в разных местах и с разной численностью личного состава. В то время, например, как в странах Балтии ведется планомерная подготовка к высадке сухопутных сил Альянса (кстати, в ходе балтийских учений проводится не только отработка самой высадки, но и подготовка всей необходимой портовой, а также дорожной инфраструктуры в направлении России), в Германии проводятся учения ВВС НАТО, а в акватории Северного моря проходят учения ВМС Альянса. Причем все эти маневры грамотно разносятся по времени, учитывая, что сухопутная операция будет проводиться только после воздушной и морской фаз.

Возвращаясь к возможному конфликту Запада с Ираном, необходимо отметить, что подробности проведения операции не важны. Скорее всего, Иран будет сопротивляться дольше и эффективнее, чем те же Ирак или Ливия. Однако исход будет один и тот же.

В настоящее время Россия стремится не допустить силового сценария развития ситуации. Кроме того, возможно проявление активности по этому вопросу ряда государств ОДКБ. Естественно, Белый дом и его союзники в первую очередь попытаются протолкнуть резолюцию по Ирану через ООН. В этом случае только Россия и Китай смогут не допустить ее принятия. И, вероятнее всего, так оно и будет. Российское внешнеполитическое ведомство учло ошибки, допущенные ранее при принятии резолюции по Ливии, и сегодня выступает категорически против любой агрессии против Ирана (кстати, это касается и Сирии).

Во избежание ближневосточного гамбита одних только внешнеполитических усилий будет недостаточно. Существует необходимость проведения мероприятий по укреплению позиций ОДКБ на постсоветском пространстве. Преодоление противоречий внутри организации сегодня является одной из приоритетных задач Кремля (о них было написано в статье «Казахстан – «кот в мешке» для ОДКБ?»).

К решению вопросов региональной безопасности помимо стран-членов ОДКБ возможно подключение и такой организации как ШОС с ее огромным экономическим потенциалом. Ведь Китай также не заинтересован в подобном развитии событий. Пекин не зря опасается того, что после Ирана американцы могут вполне заняться восточной частью азиатского региона. И ОДКБ, и Китаю сегодня как никогда выгодно совместными усилиями оттянуть, а по возможности и вовсе предотвратить вторжение США в Иран. Возможно, именно от этого и зависит не только региональная, но и мировая безопасность.


Автор: Денис Гайшун

Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: