Меню
Последние новости России и Мира » Новости » В Мидгарде » Мероприятия » Совица — идея балтского единства в Твери

Совица — идея балтского единства в Твери

  • 20 сентября 2013
  • 3401
  • 0
  • Vedrus
  • Функционал

Совица — идея балтского единства в Твери

22 сентября отмечается День балтского единства, дата празднования которого связана с победой балтских народов над войском крестоносцев в битве при Сауле (рус.) 22 сентября 1236 г. В этот день на святилищах, городищах, алтарях, курганах и святых местах зажигают костры и свечи в знак символического единства древнего балтского пространства.

 

Естественно, что праздник современный и имеет современный смысл единства, которое направлено в будущее, а не во времена средневековья. Между тем, идея балтского единства не такая уж и новая, как кажется на первый взгляд. У балтов не было политического единства, но средневековые авторы отмечали сходство и единство духовное, которое основывалось на традиционной дохристианской религии и мифологии.

Уже в прусских «Законах Криве» братьев Видевута и Брутена прослеживаются идеи добрососедства на религиозной почве, а не на языковой или этнической.

«Все страны и соседей, которые почитают наших Богов и приносят им жертвы, нужно любить и уважать…»

 

Немецкий автор Пётр из Дусбурга в своей «Хронике» (1326 г.) утверждал, что власти верховного прусского священнослужителя Криве в святилище Ромува подчинялись не только все прусские племена, но также и «литвины и другие народы земли Ливонской». Теодор Нарбут со ссылкой на анонимную «Церковную историю» уточнял, что титул Криве был важен в религиозных и судебных делах пруссов, литвинов, жемайтов, куршей, земгалов, ливонцев, латгалов, а также кривичских русов. Как видим, в перечень народов, который признали Криве, входят все балтские народы и даже не только балтские. Хотя к сведениям Нарбута следует относиться осторожно, но есть другой оригинальный источник, который подтверждает возможность этого религиозного балтского единства.

 

Речь идет о предании о Совии в составе перевода греческой хроники Иоанна Малалы (1261 г.). В нём описывается миф о появлении у литвы нового похоронного обряда – кремации, основателем которого был Совий. Важным обстоятельством является то, что не только литовцы придерживались этого обычая, но и другие балты. Вот народы, которые упоминаются в предании: литва («литовский род»), ятвяги, пруссы, а также финно-угры емь и ливы. Перечень этот не полный; автор утверждает, что и многие другие народы придерживаются этого обряда. Самое главное, что все эти народы имеют общее самоназвание – «совица», что в свою очередь снова подчеркивает именно религиозное балтское единство, которое основывалось на едином культе и погребальном обряде. Таким образом, уже в источнике середины XIII века прослеживаются первые идеи балтского единства. Следует отметить, что время фиксации этого мифа относится к периоду становления Великого княжества Литовского, а поэтому вряд ли случайно автор подчеркнул это духовное единство балтов и других народов региона, что должно было определенным образом идеологически обосновать необходимость политического единства в границах нового государства. В связи с этим стоит также вспомнить про возможную этимологию имени Совий, которую предлагали литовские исселдователи Норбертас Велюс и Йонас Басанавичус. Согласно их мнению, это имя происходит от литовского местоимения «свой». В таком ключе становится ясным смысл термина «совица» — это совокупность «своих» народов, где «свойскость» зависит от религиозных убеждений, а не от языка или крови (тут снова можно вспомнить прусские законы).

 

Илья Лемешкин в своих статьях «Иоанн Малала и фольклорное сказание о Совии в составе Хронографа 1262 г.» и «Балтийская «басня» в составе хронографа 1261 года. Фольклорный нарратив о Совии» отмечает также следующие детали и особенности мифа про Совия. Во-первых, миф про Совия средневековый автор тесно связывает с античными легендами, таким образом он впервые возвел балтскую мифологию на мировой уровень и сделал её неотъемлемой частью европейской культуры. Более того, в переводе хроники Иоанна Малалы балтская мифология не подчиняется античной (как это позже делали авторы), а сама влияет на другие древние мифы. Во-вторых, обращается внимание на исторический фон во времена фиксации предания о Совие: победа балтов над крестоносцами в битве при Дурбе 13 июля 1260 г., восстание куршей, начало Великого прусского восстания против крестоносцев 20 сентября 1260 г., возврат Миндовга к язычеству и нападение на Ливонию. Всё же неслучайно появилась такая запись мифа про Совия и обоснование единства балтских народов («совица»). Это произведение было реакцией на волну балтской борьбы с захватчиками, а также на появление Великого княжества Литовского. И, возможно, эхом этой волны стала победа 22 сентября 1236 г. в битве при Сауле. Кто знает, может идея единства «великого рода Совия» стала духовной почвой для обоснования этой борьбы. И, видимо, неслучайно, хотя, наверное, и не сознательно, парламенты Литвы и Латвии в 2000 г. решили 22 сентября считать Днём балтского единства. И этот день не только современных Литвы и Латвии. Этот день актуален также для всех стран, территория которых была заселена балтскими народами, в т. ч. и Беларуси [и Тверской, Смоленской, Псковской, Новгородской, Калужской и Московской областей - прим. tverzha.ru]. Это праздник единства всей «совицы», принадлежность к которой определяется нашей древней верой, а не современными языками, этническими или государственными границами. В память о прошлом и с надеждой на будущее вся «совица» вечером 22 сентября снова зажжет огни на всем своем пространстве. Каждый зажжет свой огонь, который будет частицей Общего.

Свои, присоединяйтесь!

От редакции: В Твери огонь Единства будет зажжён в Тверской дубраве («Парк-воксал») 22 сентября в 21:00 по тверскому времени.

Совица — идея балтского единства в Твери

http://tverzha.ru/archives/2567


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: