Меню
Последние новости России и Мира » Авторы » Неволина » Статьи » Наталья Неволина: Месяц ИЮЛЬ

Наталья Неволина: Месяц ИЮЛЬ

  • 9 октября 2014
  • 3103
  • 0
  • Vedrus
  • Функционал

 

ИЮЛЬ

 

Июль часто называют макушкой лета, трудовой страдой («месяц-страдник») – дел хватает всем: и земледельцам, и огородникам, и пчеловодам, и травникам. Идут летние покосы, прополки, сборы ягод и грибов, заготовка лекарственных трав, а долгими летними вечерами проводятся молодёжные хороводы и гуляния. Этот летний месяц находится под покровительством Ярилы и других солнечных богов, под опекой Берегинь и Рожаниц, полевых и лесных духов Природы. В народе называют июль «липцем» (из-за цветущей липы), а ещё – «червень», «сенич», «серпень», «сенозарник», «грозовик». Вот такое разнообразие названий!

 

 

 1 июля Ярилин день – макушка лета, Федул.
Началась трудная, но благодатная уборочная пора: сбор ягод, овощей, хлеба, мёда.
Считается, что первый день июля «всем дням день», единственный и неповторимый: «В этот день солнце замедляет ход в полдень, так что птица замирает, а земные беды отступают». В народе говорят, что в этот день «все святые с Ярилой силой меряются, а побороть не могут». Отправлялись на покосы, а вечером у костров народ веселился, песни пел, молодежь хороводы водила. Собирали травы душистые, для лечебных зимних настоев и отваров.

 

  2 июля Зосима-Пчельник. Пчёлы начинают соты заливать. «И пчёлка летит на красный цветок», «Ни пчелы без жала, ни розы без шипов», «Цветы для пчёл — пчёлы для цветов», «Рой, гуди, в поля лети! С поля домой возвращайся – медок неси!».

 

  3 июля – Мефодий-Перепелятник, Паутинный день. К этому дню поспевали хлеба, в которых было много перепёлок. Примечали: если над озимым хлебом носится паутина, летает мошкара – то где-то рядом затаились перепела. Для будущего счастья непременно в этот день стремились поймать особенную белую птичку: «Белого перепела увидеть – на счастье, а уж поймаешь – всю жизнь удачу за хвост держать будешь».

Примечали погоду: «На Мефодия дождь – идти ему ещё сорок дней».

 

  4 июля – Ульянов день. В эти дни собирали целебные цветки липы. Кроме лечебных свойств им приписывается и способность избавлять от сглаза. Заготавливают лекарственные растения (лучше это делать с учётом положения Луны и планет).

 

  5 июля – Евсевий и Ульяна. День желанных встреч.

Примечали погоду: «Если на Евсевия и Ульяну идёт дождь, то будет хороший урожай хлеба».

 

  6 июля – Аграфена Купальница. В современном православном календаре это канун Ивановой ночи, благостный и добросердечный день. На заре женщины окроплялись росой, поскольку Аграфенина роса считалась укрепляющей здоровье и дарующей плодоносную силу. Днём купались в озере или реке. Проводили сбор целебных трав. Из собранных побегов купальницы и лекарственных трав вязали веники, а вечером парились с ними в бане. Перед баней обязательно заваривали «купальницкую обетную кашу» из ячменной крупы, которую ели после купания, а также угощали всех прохожих.

 

  7 июля Иван Купала, Иван Травник. Ранее праздник бога Купалы (летнего солнцестояния) совершался, когда солнце достигает самого высокого и крайне сильного влияния на землю, после чего оно начинает свой поворот на зиму. Народное празднество, справляемое на современную Ивановскую ночь, сохранило те же обряды: зажжённые костры, песни, игры; перепрыгивание через огонь и крапивные кусты; купание ночью в росе, а днём в реках; пляски вокруг деревьев; сбор трав и другие.
В ночь на Ивана Купалу смачивали росой скатерть, воду выжимали в бутылку и мазали этой водой глаза – так лечили все глазные болезни: «Умоешься купальской росой — будешь здоров и счастлив весь год». Считалось, что в день Ивана Купалы от купанья проходили решительно все болезни, только купаться надо обязательно между утреней и обедней (христианскими православными службами). Считалось, что цветок «иван-да-марья», объединяющий в себе огонь и воду, воплощение любовной страсти – является образом праздника Купалы

Примечали погоду: «В Иванову ночь небо звёздное — будет много грибов, много груздей», «Сильная роса на Ивана – будет много огурцов», «Если к Иванову дню земля сырая – урожай на хлеба», «Если в этот день дождь заплачет, то через 5 дней солнышко будет смеяться», «Если случится гроза, то орехов много будет, но они будут пустые»

 

  8 июля – Иван, Пётр и Феврония. День влюблённых, семейный день. Молятся святым Петру и Февронии о благополучии в семье и о благословении вступающим в семейный союз. С этого счастливого для любви ожидали ещё сорок жарких дней. Наступает время большого сенокоса.

Примечали погоду: «Коли в день Петра и Февронии идёт дождь, то будет хороший урожай мёда».

 

   9 июля – Давид Земляничник. Это день, когда считалось, что  ягоды земляники  обретают лечебную силу. Старались сообща выйти на сбор этих целебных ягод.

 

  10 июля – Самсон Сеногной. Примечали погоду: «Если на день Самсона будет дождь, то всё лето будет мокрое до бабьего лета (до 14 сентября)», «Если на Самсона вёдро — семь недель вёдро (сухая, хорошая погода) стоять будет».

 

   11 июля – Крапивное Заговенье. Канун Петрова дня, поэтому в ночь с этого дня на Петровки молодёжь спать не ложилась и веселилась до утра. После этого дня крапива теряет свою лечебную силу, поэтому варят последние щи из молодых стеблей крапивы. Чтобы уберечься от дурного глаза, сжигали семена крапивы на угольях, а дым пускали по дому.


  12 июля – Пётр и Павел. Конец Петрова поста. День обетных угощений, проведывания крестников, Петровские гуляния. В Петров день умываются водицей из трёх ключей-родников. В этот день отмечали праздник солнца: на рассвете смотрели, как солнце «играет радугой» на небе, а в ожидании солнца проводили ночь у костра в играх и песнях.


   13 июля – Макушка лета. На закате угощали пастухов яичницей, водили хороводы и пели песни, обменивались окрашенными в жёлтую краску яйцами (образ Солнца), пили медовую и хлебную брагу (медовуху и сурицу).

 

 14 июля – Кузьма и Демьян, Кузьминки летние. Кузьма и Демьян считались покровителями кузнецов, помогали крепить семейные узы. С этого дня проводили большие покосы. Начинался всеобщий сбор сбор малины и крыжовника. Огородники в этот день обычно пропалывали гряды и вырывали первые корневые овощи. Летние Кузьминки — женский праздник, когда устраивали женские сборные пиры: готовили растительную пищу, пили ягодные наливки и сладкие квасы. Девушки варили обрядовую кашу:  «сборную» общую кашу-сыпчину, для варки которой каждая приносила что могла.

 

 

Примечали погоду: «Семь хороших рос с Кузьминок до Казанской (21 июля) обещают богатый урожай хлебов с обильным умолотом».

 

15 июля – Берегиня. Праздник великой славянской богини, матери всех добрых духов и богатства, праздник всех берегинь-помощниц всех царств Природы. Это дни единства людей, животных, растений и матушки-Земли. Травы наполняются особой целительной силой. В этот день не трудились, хоть был разгар косьбы. Дерево Берегини – берёза, поэтому славили белоствольную березу. Девушки гадали на берёзе, заговаривали её веточки для привораживания любимого, приносили берёзе угощения и украшения, заплетали берёзе косы и водили вокруг берёз хороводы. 
Примечали погоду: «Дождь идёт – к хорошему льну, но орехов мало будет», «Коли проглянут первые жёлтые листья – к ранней осени, и зима рано придёт».

 

16 июля – Мокий и Демид, Стожары, Маков день. День непогоды, частых гроз: «Мокий поля орошает, а Демьян сено убирает». Начало сбора созревших семян мака. Этот день считался несчастливым, поэтому не начинали новых важных дел, и во всех трудах соблюдали осторожность.

 

 17 июля – Андреи-наливы. С этого дня озимые наливаются: «Озимы в наливах, а греча – на всходе». В этот день славили овёс: «Батюшка овёс до половины урос». Прошедший в этот день дождь называли «андреевским».

Примечали погоду: «Каков Налива – таков и Калинник (11 августа)». «Месяц играет – к хорошему урожаю». «Если появились жёлтые листья на деревьях – к ранней осени и зиме».

 

18 июля – Афанасьев день, Месяцев праздник. Вечером выходили смотреть на играние месяца: «Глядеть, как месяц играет, – силы копить».

Примечали погоду: «Если месяц играет, при восходе своём виден – к хорошему урожаю».

 

 19 июля – Сысой, Еремей. Праздников Еремея в году было семь, и они обычно совпадали с началом каких-либо полевых трудов: «Всякий Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать и когда в скирды убирать». Считали, что в этот день непременно нужно окончить посевы. Считалось, что туманы Сысоя напитывают природу особой живительной влагой: «Сысой – ходи по росе босой». В этот день роса даёт и птице, и зверю, и человеку живительные силы, крепкое здоровье.

 

 20 июля – Авдотья Сеногнойка, Фомин день, Зажинки. Если на Авдотью идут дожди, то продлятся они несколько недель и сгноят всё неубранное в копны сено. «Фома серпы ладит» — начинается ржаная жатва. Начало жатвы (Зажинки) сопровождалось красивыми обрядами в присутствии всех селян.

 

 21 июля – Прокопий Жнец. Начало жатвы и время самой сильной летней жары. Считалось, что собранная в этот день на рассвете роса целительна для глаз. Если к этому дню поспевает черника, то озимый хлеб готов к жатве. «Черника уведёт от живота лихо». Из старинного травника: «Ягоды целебной черники имеют силу прохладительную и сжимательную. Их употребляют в отварах с водой, или с вином – от поноса, от цинги, для утоления жажды и жара».

 

 22 июля – Панкрат и Кирилл. В этот день зажинают рожь. Наедаются молодыми огурцами, созревшими на грядках.

 

 23 июля – Антоний Громоносец, Рясочник.  День ряски — водяной лекарственной травки, плавающей по поверхности водоёмов. На Рясочника размножившуюся в жару ряску вилами с воды собирали, наполняли ею корзины. Несли ряску для кормления домашней птицы, а также использовали в саду в качестве удобрения. Девушки по подобию узоров ряски на воде плели кружева-«рясочники».

Примечали погоду: По раскатам грома предсказывали погоду на ближайшее время: «Если на Антония глухой гром – к дождю, гулкий – к ливню», «Если гром на Антония в постный день (в среду или пятницу), то будет хороший улов рыбы».

 

 24 июля – Ефимья Стожарница, Ольга Сеногнойка-Страдница. Обычно в эту страдную пору стоит жаркая, грозовая погода. Всем миром выходили на жатву. «Ольга – на поле подмога». Молились святой Ольге о хорошей погоде, о милосердии к жницам – чтобы дала она им время закончить свой труд.

Примечали погоду: «Яркое сияние Стожар (Большой Медведицы) предвещает удачную страду».

 

 25 июля – Прокл-Плакальщик, Прокл – Великие росы. С этого дна выпадают большие росы: «На Прокла поле от росы промокло». Собирали целебные росы для врачевания от сглаза и безсонницы. Считалось, что роса на Прокла наделяет красотой и спокойствием.

Примечали погоду:  «Если нет ночью на Прокла росы ни на лугу, ни в низинах — к ненастью. Если хорошая роса — день будет пригожим».

 

26 июля – Гавриил, Стефан Савваит. Жаркое время жатвы. У русских православных христиан есть присказка: «Архангел Гавриил на хлебное поле ступил – золотом зерно отливает, со святого неба добрая сила слетает». И ещё одна: «Стефан Савваит ржице да матушке Земле поклониться велит».

Примечали погоду: «Сухая погода в этот день обещает хорошую осень, а дождливая – сильные дожди впереди и гибель урожая».

 

27 июля – Дозоры. В этот день в поле было принято угождать Полевому хозяину – Полевику и его помощниках, полевым духам природы. Им всегда оставляли кашу у последней полосы сжатого поля, а на самой полосе – пучок ржи. Вспоминали и славили бога Велеса, который покровительствует всем полевым духам и крестьянскому хозяйству («завивали бороду Велесу»). В полях выставляли дозоры, чтобы сжатые хлеба и пустые поля охраняли от всякого лиха.

 

28 июля Улита и Кирик. В этот день старались отдохнуть от безконечных летних дел. Женщины почитали святую Улиту как свою заступницу (Берегиню). В этот день часто шёл дождь; и вообще в поле не ходили – считалось, что нечистая сила там гуляла.

 

 29 июля – Афиногенов день. Страдная пора – жали рожь, если ещё осталась. А кто стар да мал, те ходили в лес за грибами.

Примечали погоду: «Если день тёплый и светлый, то уборка урожая будет в погожие дни, а коли дождь – погода будет сырой», «С этого дня ночи холодают, первый туман над лесом – к первым груздям».

 

30 июля Марина. В этот день «сухие молнии» сверкают – зарницы. Считалось, что эти отблески дальних гроз — предвестники пожаров, и смотреть на них нельзя. В народе говорили: «Сухая молния калит хлеб в цвету, наводит ржу на траву».

 

31 июля – Емельян. Заканчивалась жатва. Серпы после окончания страды складывали на сжатой полосе кругом. Проводились благодарственные обряды славления Велеса и полевх духов. Православные крестьяне приглашали священника и служили молебен, после которого серпы окроплялись светой водой. В этот день (окончание жатвы) топили баню и парились вениками из ржаной соломы. С этого дня старались заготовить побольше варений и солений на зиму — наступало время заготовок. «Омельян пришёл, грибов и ягод нашёл, - велит заготавливать», « На зимний стол август готовит разносол».

 


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: