Меню
Последние новости России и Мира » Мнения » Во внешнеполитическом послании будущего президента России места для Беларуси не нашлось

Во внешнеполитическом послании будущего президента России места для Беларуси не нашлось

  • 4 марта 2012
  • 2186
  • 0
  • dragdim
  • Функционал
Во внешнеполитическом послании будущего президента России места для Беларуси не нашлось


27 февраля 2012 года в газете «Московские новости» размещена очередная программная статья премьер-министра России Владимира Путина. В ней будущий российский президент (а в этом мало кто сомневается, даже Жириновский) коснулся вопросов внешней политики Российской Федерации. Речь, конечно же, шла о врагах и друзьях Москвы, ее существующих и потенциальных партнерах, о соседях, которых не выбирают и которые могут «капризничать», а также о «дальних родственниках», про которые тот же Владимир Вольфович сказал бы: «Хватит кормить».

Вы думаете, в этом перечне нашлось место для главного стратегического союзника России, с которым она строит Союзное государство и Евразийский союз, – Беларуси? Увы, нет! Ознакомившись с трудом В.Путина, складывается такое впечатление, что внешнюю политику России в отношении Беларуси строить не нужно, только внутреннюю – на правах своей западной губернии.

Прежде чем подтвердить тезис, вынесенный в заголовок нашего материала, необходимо все-таки напомнить об основных внешних векторах России, озвученных премьером.

В статье Владимира Владимировича достаточно много текста уделено США и Китаю (оно и понятно – нужно знать, откуда исходит угроза военная и экономическая), а также Афганистану и КНДР. С последней (не будем обижать северокорейских летчиков – крайней), как сказал российский премьер, имеется общая граница (аж19 км), а соседей, как известно не выбирают.

По мнению В.Путина, НАТО и США своими действиями (открытыми и скрытыми, силовыми и информационными), подрывают доверие России. Это касается, прежде всего, построения американской системы ПРО в Европе без учета российских интересов, попыток реализовать ливийский сценарий в Сирии, а также размещения военных баз без внятного мандата, целей и сроков их функционирования в Центрально-азиатском регионе. Нет уважения у российского политика и к деятельности ООН, так как мира на планете в последнее время не прибавляется (по информации Гейдельберского института международных исследований конфликтных ситуаций, в 2011 году зафиксировано 338 конфликтов, в том числе 20 войн, что является самым высоким покателем с 1945 года).

Лидер «единоросов» не может смириться также с тем, российские компании теряют наработанные десятилетиями позиции на азиатских и африканских рынках, лишаются довольно крупных коммерческих контрактов, а освободившиеся ниши заполняются экономическими операторами тех самых государств, которые приложили руку к смене правящих режимов.

В отношении арабо-израильского конфликта премьер сделал заключение, что «волшебный рецепт», с помощью которого можно было бы, наконец, «разрулить» ситуацию, до сих пор не изобретен, явно намекая в сторону Израиля, что «гости» себя так не ведут.

Ирану Владимир Владимирович разрешил иметь «мирный атом», а ядерный статус КНДР для него является неприемлемым, равно как и попытки испытать на прочность Ким Чжон Ына. В понимании российского премьер-министра, сильные мира сего сами провоцируют указанные страны на обладание ядерным оружием, и с этим нельзя не согласиться.

Не смотря на то, что Афганистан не граничит с Россией, В.Путин крайне обеспокоен перспективой не снижения, а нарастания объемов производства афганских наркотиков, по сути, являющейся героиновой агрессией, наносящей огромный ущерб здоровью российских граждан. Особенно актуальным это является ввиду отсутствия «просветов» в проведении операции ISAF.

Напутствуя российский бизнес активнее использовать колоссальный потенциал делового сотрудничества с Китаем, а также ловить «китайский ветер» в «паруса» экономики России в целях хозяйственного подъема Сибири и Дальнего Востока, премьер одновременно призывает внимательно следить за миграционными потоками из КНР, чтобы, наверное, не допустить другого «подъема» – ассимиляционного – в отдельных российских регионах.

 

Отношения с Индией В.Путин определяет как особо привилегированное стратегическое партнерство, прекрасно понимая, что в последнее время бывшая английская  колония начинает поворачиваться на Запад. Это относится, прежде всего, к диверсификации их векторов военно-технического сотрудничества (претензии по качеству купленных в 2005-2006 годах реактивных систем залпового огня «Смерч», а также выбор Еurofighter Typhoon и французского Dassault Rafale («Шквал») вместо российского МиГ-35 по итогам проведения тендера на поставку 126 средних истребителей для индийских ВВС).

БРИКС будущий президент рассматривает как основу для перехода от однополярности к более справедливому мироустройству.

Отдельно отмечает премьер, что российский МИД в конце 2011 года опубликовал свой первый доклад «О ситуации с правами человека в ряде государств мира». Все правильно – хватит нам спокойно смотреть на то, как бесчинствуют нью-йоркские и лондонские полицейские, а также что где-то во французской Гвиане «ненавистный режим» Николя Саркози ущемляет права аборигенов бассейна реки Амазонка.

С «заграницей» все логично и понятно – Россия хочет возродить былое влияние не только на постсоветском пространстве, но и в регионах, которые динамично развиваются, богаты сырьевыми ресурсами и имеют стратегическое положение – это Индия, Китай, страны Юго-восточной Азии и Латинской Америки, Ближний Восток. А что с ближайшими соседями?

Особый геополитический интерес у Владимира Владимировича, конечно же, связан с Единой Европой. Только вот непонятно (со слов премьера), какую сильную общность он хочет строить: или «Союз Европы», или «новую Азию», и каким образом в этих планах стоят партнеры по ЕЭП – Казахстан и Белоруссия. Да, именно таким прозвищем единожды за всю свою статью назвал своего стратегического союзника на западном направлении В.Путин, с которым, кстати, у России959 кмобщей границы. Ну, что ж, огромное вам спасибо и за это, товарищ будущий президент РСФСР. Самое интересное здесь, что даже Афганистан и КНДР упоминаются в публикации несколько раз.

Вы скажите, ну, ситуация такая – воспряли духом внешние враги российского государства, суют свой нос даже в проведение избирательной кампании, поэтому им и основной акцент. Но почему тогда особого значения в развитии того же Союзного государства Беларуси и России, в том числе в военной сфере, не придавалось и в прежних трудах (всего семь) премьера В.Путина («Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» в газете «Известия» и «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» в «Российской газете»)? Наверное, это уже становится тенденцией.

Возвращаясь к первоначальному выводу о внезапном «выпадении» Беларуси из российской внешней политики, напрашивается предположение, что стратегический союзник на Западе в лице «синеокой» актуализировался именно в конце 2011 года и накануне проведения выборов российского президента 4 марта. Поддержка белорусов на очередные 12 лет своего правления, особенно в рамках озвученной стратегии по «собиранию российских земель» в новом Евразийском союзе, В.Путину нужны были как воздух. Отсюда и щедрые подарки в виде дешевого газа и нефти, 10-миллиардного кредита на строительство Белорусской АЭС, сообщения военно-дипломатического источника в Москве о возможном размещении оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» на территории Беларуси, распространении информации о прекращении каких-либо обоюдных информационных войн, активизации военного и военно-технического сотрудничества (начало практической реализации дополнительного протокола к Соглашению о создании Единой региональной системы ПВО, поставки ЗРК «Тор-М2) и других бонусов.

Честно говоря, закрадывается такое сомнение, как бы после 4 марта стратегический союзник вдруг не опустился до тактическим уровня – как на примере построения взаимоотношений с Кыргызстаном или Таджикистаном. Тем более, все прекрасно помнят прежние нелестные высказывания В.Путина в отношении Беларуси и ее руководства. Неужели вы думаете, что настоящий разведчик, коих бывших не бывает, вдруг поменял свою внешнеполитическую убежденность? Конечно же, нет. Это подтверждает один из тезисов рассматриваемой нами статьи:  «После полного ввода в эксплуатацию газопроводов «Северный поток» по дну Балтики и «Южный поток» в Черном море Европа получит надежную и гибкую, не зависящую от чьих-либо политических капризов систему газоснабжения». То есть тонкий намек на возможность возвращения к диалогу по принципу «утром деньги, а вечером стулья» был дан не только правительству Виктора Януковича. И это очевидно.

С другой стороны, возможно, свою очередную программную речь Владимир Владимирович Путин ввел с позиции уверенности скорого поглощения российским капиталом экономики Беларуси, после чего может стать вопрос и вступлении ее в состав России. А это уже не внешняя политика, а отношения федерального центра с регионом. И это может быть другая история, которая ляжет в следующую (уже не программную) статью российского политика. Остается надеяться, что ее не будет…


Автор: Дмитрий Алешкевич

Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: