Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Гвардия Стального Императора. Вхождение ариев-казаков в Царство Русское

Гвардия Стального Императора. Вхождение ариев-казаков в Царство Русское

Гвардия Стального Императора. Глава 3. Вхождение ариев-казаков в Царство Русское


3.1. Конец XVI - начало XVII в.

 

Гвардия Стального Императора. Вхождение ариев-казаков в Царство Русское

 

По документам фонда №119 "Дела калмыцкие" Российского государственного архива древних актов. Сноски обозначаются в тексте [РГАДА, оп., д. л...]

 

Со второй половины XVI в. арии-казаки, именуемые в исторических источниках то калмыками, то элютами, то ойратами, то зюнгарами или джунгарами, постепенно начали свое вхождение в пределы Царства Русского. Процесс этот занял более двухсот лет.

Во второй половине XVI в. арии-казаки, формально управляемые сеймом (съездом-советом всех атаманов), составляли союз выборных атаманов четырех гвардейских армий Стального Императора: «Передовой армии», «Армии Хранителей», «Четвертой армии», «Левофланговой Армии» («хошут», «торгут», «дэрбет», и «зюнгар»). Иногда в исторических источниках встречается название «хойт» - «Северная Гвардейская Армия», вместо «Зюнгар», а «зюнгарами» или «джунгарами» именуется весь Союз Армий в целом, «Союз Четырех Армий». В других источниках «Союз Четырех Армий» именуется «дэрбет». Это не имена народов или племен, а почетные титулы гвардейских частей бывшей армии Стального Императора. Названия эти, конечно, условны и передают только приблизительный смысл. Но неоспоримый факт, что это именно почетные титулы гвардейских армий. При всех возможных дополнительных вариантах, очевидно, что это не этнонимы, а гвардейские привилегированные титулы армий, состав которых был культурно монолитным и этнически однородным и состоял исключительно из ариев-казаков, потомков скифов и предков русского народа.

По численности эти гвардии сопоставимы с полноценными армиями, каждая числом примерно 120.000 воинов общего войскового резерва. Но помимо собственно военных они включали в свой состав и их семьи, как мы бы сейчас сказали «гражданских». Один воин выставлялся от одной «кибитки», этот термин сопоставим с понятием «семья», но в более расширенном толковании. «Кибитка» - это не только семья (жена, дети, родители, младшие братья и сестры). «Кибитка» - это и семья, и хозяйство воина, включавшее также и работников, и учеников (оруженосцев). Более точно это понятие можно перевести как "хозяйство" или "домохозяйство". «Домохозяйство» простого молодого воина, который только начинал свой ратный путь, состояла только из его семьи – 3 или 4 человека. Но «кибитка» бывалого, опытного воина, разрасталась до многих десятков человек, а иногда и сотен, там были и специальные слуги, следившие за оружием воина, другие – за содержанием его доспехов, третьи – за табунами его лошадей и прочая хозяйственная прислуга. Жены и их слуги, многочисленные дети – это было уже большое многолюдное хозяйство. Кроме того, в казачьей орде были и лекари, и учителя, и священники, а также кузнецы-металлурги и высококлассные мастеровые, торговцы и купцы и прочее население. В среднем же, одна кибитка – это примерно 12 человек, с учетом распределения на каждую усредненную «кибитку» всего проживающего в орде военного и невоенного населения.

Если воин погибал в бою, а его сын был еще мал, чтобы заменить его, «кибитка» переходила к родственнику (брату, дяде) и не считалась в учетных данных, так как от такой «кибитки» не выставлялся воин (полностью вооруженный и экипированный). В таком случае, на эту не учитываемую «кибитку», как и в случае, если отставной ветеран не подготовил себе смену (для бездетных была возможность усыновления), не выделялись пастбищные земли и не распределялся полученный в ходе успешной военной кампании «налог с покоренных земель». Более того, ранее выделенные земли могли быть изъяты. Поэтому так ценились мальчики в семье, и в целом очень ценилась многодетность, которая была залогом материальной состоятельности в будущем, почета и уважения в обществе.

Важным является вопрос о последствиях введения военной системы Стального Императора для ариев-казаков последующего периода, в частности, появления в их составе новых гвардейких армейских подразделений, отсутствовавших ранее. Введение военной системы Стального Императора и объединение всего скифского народа в единую Армию-народ, в первую очередь, сказалось на самих ариях-казаках.

В военном плане каждый тумен делился на тысячи, тысячи делились на сотни, а сотни на десятки [4]. Б. Я. Владимирцов, говоря о последствиях введения тысячной системы, справедливо отмечал, что меньше всего были задеты новой «тысячной» организацией Стального Императора лишь некоторые «лесные племена» [5]. Тот же автор пишет, что государи «ойратский» и «онгутский» становятся в империи Стального Императора такими же высокопоставленными военачальниками – «нойонами», как, например, лучший полководец Стального Императора по прозвищу «Стрела» («Джебе»), а также полководец Корчи (Корчевы – распространенная русская фамилия) и другие. Наблюдение это лишний раз свидетельствует о том, что «тысячники», «темники» и т. д. Стального Императора являются высшими воинскими чинами [6]. При этом Б. Я. Владимирцов приводит слова Рашид-ад-Дина: «Тысяча племени Ойрат. Они составляли четыре тысячи, однако не стало известно в раздельности. Бек и государь их был Хотуга-бики. Когда он покорился, все войско Ойратское по обыкновению утвердили за ним, и тысячными беками были люди, которых он хотел. Потом начальствовали потомки его, бывшие сватами и андами» [7]. Это говорит о том, что цифровые обозначения военных подразделений «100», «1000», «10.000», вовсе не означают соответствующую численность подразделения, а, как правило, реальная численность подразделений значительно превышает «число» каковым они именуются. Так и казачья «сотня» Казачьего Войска в Российской Империи, это вовсе не сто человек, а значительно больше.

 

 

3.2. Исход ариев-казаков

 

 

 



 

 

Вторая половина 16 века. «Алтын-царь» - наследник монгольских правителей Китая.

 

В 30-х гг. XVI в. могущественный «Алтын-царь» (Золотой царь) - наследник монгольских правителей Китая, стал неукротимым соперником ариев-казаков Алтай-Тяньшаньского региона, набрал силу и богатство, он способен был выставить армию более 300.000 воинов, обладал огромным количеством скота и другого имущества. В начале 50-х годов XVI века Алтын-царь покорил многих князей ариев-казаков и направил свои походы на Кукунор, распространив свое влияние до Тибета. С середины XVI века Алтын-царь стал фактически единоличным владетелем земель Ордоса, Кукунора, Амдо, которые он отдал в наследственное распоряжение своим сыновьям.

Отдельные отряды ариев-казаков, не пожелавшие подчиняться власти Алтын-царя, стали уходить на запад – на Южный Урал, Волгу, Дон и Днепр. С середины XVI в. на реке Яик начинает формироваться независимое казачье войско. В 1552 г. эта община казаков направила своих воинов (500 казаков) под Казань на помощь Ивану Грозному.

В 1556 г. ногайский бий Шейх-Мамай, основатель Алтыульской орды, которая занимала восточный форпост ногайских владений на Южном Урале и Приаралье, сообщал Московскому царю Ивану IV Грозному о нападении «калмыков». «Калмыками», по сложившейся традиции, ногаи, а вслед за ними и московские чиновники, называли ариев-казаков. В следующем, 1557 году последовало сообщение ногайского князя царю Ивану IV о разорении столицы ногаев Сарайчика казаками-калмыками, которых в сообщении уже именуют «яицкими казаками»; А в 1560 г. исторические архивные источники сообщают, что «калмыки» совершили поход в окрестности г. Сарайчика - столицы Ногайской Орды. Одномоментное переплетение сообщений ногайских князей, то о нападении «калмыков», то о нападении казаков, причем в одно время и в одном и том же месте, объясняется тем, что для автора донесений, как и для получателя это все были одни и те же казаки-арии и они без дополнительных разъяснений понимали о ком собственно идет речь.

В 1562 г. Даянов правнук – новый Алтын-царь, известный из китайских источников под условным прозвищем «Ху тухтай – Се цен – хунтайджи» (настоящее его имя до нас не дошло) выступил против ариев-казаков, разгромил их и принудил к отступлению, сначала до берегов Иртыша, а затем и далее на Яик, Волгу и Дон. Причины поражений ариев-казаков были в их раздробленности и несогласиях по вопросу выборов нового верховного атамана. К тому же многие арии-казаки считали законными требования «Золотого царя», как законного наследника Стального Императора на общеарийское верховодство.

О постоянных конфликтах Алтын-царя и князей ариев-казаков сообщает монгольская летопись «Эрденийн эрихэ». В 1577 г. Алтын-царь Абата нанес поражение несогласным ариям-казакам в местности Кубкэр-Гэрийн и принудил их частью подчиниться, а частью покинуть свои земли и уйти на запад. В эти же годы другой восточно-монгольский правитель Лойхор так же выступил против ариев-казаков.

В 1586 г. арии-казаки восстали и убили наместника Алтын-царя халхасского Субагатая и сделали попытку восстановить свою самостоятельность. Попытка окончилась неудачей, и предводители восстания со своими отрядами были вынуждены отступить на Южный Урал.

Донесение ногайских татар служилых юртов Астраханскому воеводе: «25 августа 1586 года казаки приходили на Хозячен-Улус и взяли у ногаев казаки, ногайских людей половину с трехста душ. А атамана у казаков Матюшей зовут и было де казаков человек с пять сот. А поставлено де у них на Яике три городки…». Позже ногаи сообщали: «А казаков ногай де облегли, а казаки де стоят на Яике в крепости, а около воды и суды, и лошади и всякая животина у них есть...». В том же году, яицкие казаки разгромили Хозячен-Улус.

В 1587 г. арии-казаки вновь восстают и разбивают войско Алтын-царя. В этом году верховным атаманом («даргой») уже был правитель «Передовой Гвардии» Багасов.

В 1588 году правители Турфана нанесли ариям-казакам поражение и принудили их уйти и искать себе пристанища в иных землях. В 1591 г. ногайский князь Урус жаловался царю Федору: «В те поры, пришед на Яик, казаков с шестьсот или с семьсот поставили город большой и с того города нам много лиха починили».

Со второй половины XVI в. начинается служба яицких казаков Русскому Царю.

Е. К. Коновалов в своем очерке «Яицкие казаки в 16-ом веке» пишет, что в 1591 г. яицкие казаки, 500 человек, в составе царской рати были посланы против Шахмала Тарковского на Кавказ.

В условиях, когда Алтын-царь и его потомки теснили ариев-казаков с юга и востока, на западе от них, набирали могущество узбеки шейбаниды, исповедовавшие магометанство.

В 1595 г. послы князя узбеков-казаков Тевекеля сказали в Москве: «Ныне казахский царевич Тевекель учинился царем в Казацкой орде, а брата своего Шах-Магомет царевича посадил на «колмаках» [Бембеев, с. 163]. В документе речь идет о том, что в начале 90-х гг. XVI в., в результате поражения в междоусобном конфликте, часть ариев-казаков оказались вынужденными признать власть магометанского хана узбеков-казаков.

Раздробленные на отдельные группы, арии-казаки не могли противостоять мощным хорошо организованным соперникам с востока (Алтын-царь) и юго-запада (казаки-узбеки), одновременно. В это время арии-казаки лишь изредка собирались на сейм, который превратился в формально–декоративный представительный орган, не принимавший никаких важных решений.

В 1587 г. руководителем сейма стал атаман «Передовой Гвардии», князь Багасов, который являлся в то время самым могущественным среди правителей ариев-казаков. Его личное войско состояло из 16 000 воинов-всадников.

В конце XVI – начале XVII вв. за первенство на сейме боролись две группировки; во главе одной стоял князь Багасов. Он «был горд, самонадеян»; открыв свой рот и распростряв свои длани, говорил он: «Во всех четырех странах света нет никого, кто мог бы со мной сразиться!».

Во главе другой группировки стоял чоросский («зюнгарский») правитель Кулов (Кулов, а не Каракула, как пишется некоторыми авторами, так как приставка перед именем «Кара» означает «Великий» и вряд ли была дана ему при рождении). Он хотел восстановить прежнее влияние чоросского дома и быть первенствующим на сейме. Для достижения своей цели он стремился увеличить силы за счет объединения мелких владельцев (атаманств). Происходили неизбежные конфликты, и некоторые отряды ариев-казаков, не желая давать присягу самозваному князю, стали уходить в поисках более вольной жизни. Яик на Южном Урале стал стремительно пополняться новыми отрядами казаков. Отряды ариев-казаков приходили в полной экипировке, со всем своим военным и хозяйственным имуществом. Это было ценное приобретение для формирующегося Яицкого Казачества (после восстания Пугачева Яицкое Казачье Войско было переименовано в Уральское Казачье Войско, а сама река Яик в реку Урал).

Существует расхожая версия, что Казачьи Войска были сформированы беглыми людьми из крестьянства и различным преступным элементом, но эта версия несостоятельна. Вот, что пишет известный историк о ситуации на Дону (аналогичная ситуация была и в других Войсках, в частности на Яике):

«…казаки, жившие на Дону оседло, «домовито», не принимали беглецов в свой «круг» и не считали их равными себе казаками. Полноправные казаки участвовали всем «кругом» в выборе своей «старшины», в решении войсковых дел и в дележе «государева жалованья» - тех «запасов» сукон, пороха и свинца, которые присылались на Дон из Москвы (§75). Новоприбылые люди не допускались в «круг», жалованья не получали и носили на Дону, в отличие от домовитых казаков прозвище «голытьбы», то есть голи. Положение такой голи было тяжело. Пахать землю казаки на Дону запрещали, боясь, что земледелие превратит казаков в крестьян и поведет к закрепощению их Москвою. Поэтому хлеба на Дону было мало; его надо было покупать на деньги, которых у голытьбы не было. Лучшие места для промыслов (охотничьих и рыболовных) были заняты домовитыми казаками, и потому голытьбе приходилось работать батраками на казачьих промыслах. Вместо воли и довольства беглецы на Дону встречали голод и зависимость».

Казаки принимали только равных себе воинов. Требовался не только опыт боевых сражений, смелость и отвага, казак должен был приходить с полным комплектом своего вооружения и лошадьми, и со всем своим хозяйством.

Обосновавшись на Яике и приняв себе имя Яицких казаков, арии-казаки не прервали отношений со своей Родиной – Семиречьем, Алтаем и Тяньшанем. Об этом свидетельствует, например, синхронизация их военных походов на Хорезм.

В 1599-1600 гг. арии-казаки совершают первое нападение на Хорезм (Хивинское ханство). В 1603-1604 г. снова нападают на Хорезм, и спустя некоторое время опустошают некоторые области Бухарского ханства. В том же 1603 г. на Хорезм совершают поход и яицкие казаки.

И именно в 1604 г. Орлик со своей казачьей Ордой отделяются от Орды Янышева, и уходит далее на запад.

В работе Н.И. Веселовского была установлена точная дата начала похода яицких казаков на Хорезм – весна 1603 г. Указанная Абул-Гази точная дата сражения – 12 августа – дает нам возможность, дать примерную датировку другим событиям этого похода. По казачьему преданию, казаки поплыли на стругах вниз по течению Яика. В низовьях Яика они их оставили и дальше пошли пешком с обозом из телег по старой Хивинской караванной дороге через Эмбу и Устюрт.

Около 9-10 июня 1603 г. яицкое казачье войско начало 30-саженный спуск с Чинка в котловину Айбугир (высохшие разливы Аму-Дарьи). Дорога по низине, временами небольшие песчаные барханы. От Таса-Гуз до города Хорезм полдня ходу или около 10 верст. Там казаки заночевали и по обычаю выслали ертаулов на разведку. Проводники вывели казачье войско незаметно прямо к воротам Мерзы города Хорезм. Используя внезапность и отсутствие ханской ставки в городе, яицкие казаки 13-14 июня 1603 г. заняли Хорезм, который тогда являлся столицей Хивы. Стоявшие в городе ханские отряды были уничтожены. Абул-Гази сообщает подробности входа войска яицких казаков в город: «Русские Казаки, прельщенные словами Туркестанца, сделали его вожатаем к городу, и он ввел их в Ургандж Мурзинскими воротами. Прежде всего, им попался мясник, сидевший в лавке; они закололи его копьем за то, что он, сочтя их за служителей из военных людей, кричал: «грязь ешьте, баранщики, армяне!» Не думано, не гадано – в этот день встречают смерть до 1000 человек, знатных и не знатных».

Первый поход на Хиву яицких казаков под предводительством Нечая, описан и Рычковым в «Топографии Оренбурской».

Примечательно, из приведенной цитаты источника, что местные жители не отличали внешне яицких казаков от «военных людей» Хивинского хана.

История русского казачества, и в частности Уральского (Яицкого казачества) с самого момента своего зарождения, неразрывно связана с судьбой ариев-казаков, которых, как только не называли: «калмыки», «зюнгары» и «зенгорцы», «татары» и «тартары», «скифы», «монголы» и многими еще именами, и только своим собственным именем, которым они сами себя называли – «казаками», их стали называть, уже как ядро русского народа, в составе Российской Империи.

 

 

 

3.3. Орлик

 

Гвардия Стального Императора. Вхождение ариев-казаков в Царство Русское

 

В самом начале XVII в. во главе Великокняжеского "Дома Чорос" встал князь (в некоторых источниках - «тайша») Кулов. «Гвардией Стражей» управлял Великий князь Орлик, «Передовой Гвардией» – Великий князь Багасов (в некоторых источниках Бай Богас). Во главе «Гвардии Лучших» («Дербет») был Великий князь Янышев, у «Гвардии Благородных» («Хойт») – Великий князь Ясель (в китайском источнике - Эсель-Бей, «бей» - титул).

Сноска: «Хо Орлюк» – «Благородный Орлик» (ум. предположительно 4 января 1644) — Великий князь кереитской династии христиан «торгоутов» – личная гвардия Стального Императора - Чингис-Хана.

В 1604 году ставка Орлика располагалась в верховьях Иртыша . Затем, по свидетельству калмыцких летописей, Орлик во главе «Гвардии Стражей» с 50 тыс. кибиток (600 тыс. человек) двинулся на Запад. В 1608 году его послы прибыли в Тару для переговоров с московскими властями.

В 1613 году — Орлик привел свою армию к берегам Яика. В 1630 году он достиг берегов Волги. В 1633 году Орлик подчинил себе Ногайскую Орду. В 1640 году Орлик присутствует на общеарийском съезде в Семиречье, в предгорьях Тарбагатайского хребта. Погиб во время кавказского похода в 1644 г. Преемником Орлика стал его сын Тайчин (русская фамилия Тайчинов).

Все эти имена ариев-казаков вы и сейчас легко найдете среди фамилий русского народа. Орлики, Багасовы, Янышевы, Ясели, Тайчиновы, Куловы – распространенные русские фамилии.

 

 

Гвардия Стального Императора. Вхождение ариев-казаков в Царство Русское

 

  На западноевропейской карте начала 18 века в центре зеленым цветом обозначены владения ариев-казаков. Розовым цветом, слева и справа от владений ариев обозначены, соответственно, владения узбеков-мусульман и монголов-буддистов, всех их западноевропейские источники называют «тартары», не разделяя на узбеков, ариев-казаков («ойратов») и монголов.

 

Именно на территории бывшего Улуса Чагатая, с центром в Семиречье, на которой позднее появился Могулистан, были сформированы Гвардейские армии Стального Императора, которые в отличие от остальной нерегулярной армии, были сформированы как профессиональные части боевого порядка - постоянного развертывания, получившие почетные титулы: «Хранители», «Передовые», «Лучшие», «Благородные» и т.п.

В 1203 г. произошло образование охранного гвардейского корпуса стражников «turqaut-kesikten», костяк которого составили «кереиты»-христиане, впоследствии называемые «Гвардией Стражей» («торгутами»). В 1206 г. было создано гвардейское подразделение «Передовых» - «хошут» («Передовая Гвардия»).

Могулистан образовался из восточной - основной части Чагатайского улуса, созданного из бывшего владения «каракитаев», после подчинения их Стальным Императором.

Большая часть населения подвластная династии «каракитаев» было христианским, управлялось из столицы – город Баласагун на реке Чу. Под непосредственным управлением правителя находились земли Семиречья до Иссык-Куля, Кульджинский край, северо-восточная часть Сырдарьинской области. На южном побережье Иссык-Куля были найдены 600 несторианских надгробных камней с крестами и отправлены в Санкт-Петербург, где они до сих пор хранятся в Эрмитаже.

Остальные территории, составлявшие большую часть владений «каракитаев», находились под управлением автономных вассальных княжеств и атаманств.

Население государства «каракитаев» оставалось христианским и в эпоху Стального Императора, при образовании «Чагатайского улуса». Свидетельством этому служат многочисленные памятники христианской культуры на территории Семиречья, реки Чу и Иссык-Куля. Эти же территории остались центральной частью владений Гвардии Стального Императора – «Союза Четырех Армий», объединенные под главенством династии «богатырей» - «чоросов» (чоро – богатырь, кирг. яз.).

Ко времени завоеваний Стального Императора христианство в Центральной Азии настолько распространилось, что возникли даже города и целые регионы с исключительно христианским населением. Так, на месте современного Бишкека располагался многошумный христианский город Тарсакент.

В конце XVI - начале XVII вв. две первые Гвардейские Армии ариев-казаков («ойратов») вошли в состав Русского Царства: «Гвардия Стражей», возглавляемая Орликом, и «Гвардия Лучших» Янышева. Общей первоначальной численностью свыше 200 тыс. человек они появились в пределах владений Русского Царства в Сибири.

В конце марта 1607 г. тарский воевода С. И. Гагарин получил из Приказа Казанского двора грамоту, в которой указывалось снарядить посольство в «Колмаки» для проведения переговоров с их атаманами. Условия, предъявленные ариям-казакам, включали следующие группы вопросов:

1) признать подданство Русского государства;

2) платить ясак государству скотом «по вся годы безпереводно»;

3) не допускать вооруженных конфликтов с российскими ясачными подданными;

4) разрешить ойратам в качестве новых подданных кочевать под Тарой с гарантией их безопасности от внешних врагов, т. е. речь шла о выдаче охранной грамоты;

5) для ее получения ойратские предводители должны были подписать шерть о своем вхождении в состав России.

Ответ со стороны командования «Гвардии Лучших» не заставил себя ждать: 16 июня в Тару прибыло многочисленное посольство во главе с Дубиевым. С ним прибыли Великие князья: Янышев, Уртуев и братья Канаевы, в подчинении которых находились еще 45 князей. Вся группа состояла из 12 улусов (санов) по 10 тысяч воинов в каждом, а общая численность населения доходила до 120 тысяч душ в каждом улусе, а всего 1,2 млн. человек в 12 улусах. Шерть была принесена от имени всех 50 князей.

Придавая важное значение этому событию, договаривающиеся стороны решили закрепить этот акт и в Москве. Уполномоченные представители «Гвардия Лучших» прибыли в Москву в первых числах февраля 1608 г. 7 февраля они были приняты в Посольской палате дьяком Василием Телепневым, а неделей позже удостоил их своим приемом царь Василий Шуйский. Заключительным актом, подтверждающим успех переговоров, явилось вручение послам царского жалованья и ценных подарков.

Что касается Орлика и Курсугана, то они на первых порах предпочли не связывать себя договором и присягой Московскому Государю. В грамоте к воеводе Тары С. И. Гагарину от 18 октября 1607 г. он указывал снарядить дополнительное посольство к Орлику и Курсугану с предложением войти под «царскую высокую руку». Вместе с этим Москва особо предупреждала о том, что в случае отказа обязывается не оказывать силового давления на них.

Между тем Орлик со своей армией уже прочно обосновался в пределах Русского Царства. К тому времени и «Гвардия Лучших» Янышева с разрешения тарской администрации разместилась на большом пространстве от реки Омь и далее в пределы Сибири. Новые подданные московского царя не облагались ясаком, и в то же время получили право торговать скотом на всех рынках без взимания пошлин. Пользовались разнообразными льготами и привилегиями и рядовые гвардейцы Янышева, при условии принятия православного крещения они все записывались русскими.

Во второй половине 1608 г. и улусы Орлика распространились не менее широко, чем Янышева, в пределах России - на расстоянии в 10 днях езды от Тары. К этому времени произошел некоторый перелом и в позиции атаманской верхушки «Гвардии Стражей» Орлика. В июне 1608 г. из доклада ротмистра Волконовского и атамана Тюменца выясняется, что Орлик со своим дядей Ольчеем провел переговоры с указанными представителями властей о желании войти в состав Русского царства. С этой целью он направил двух послов – Татуева и Бекетова – в г. Тару для подписания шерти. На тот период армия Орлика состояла из 5 улусов. Исходя из численности одного улуса в 10.000 воинов или 120.000 общего населения, численность Орды Орлика доходила до 600 тыс. Располагая данными, что у Орлика изначально была большая численность, нежели у Янышева, мы можем предположить, что не менее половины его казаков с семьями успели уйти в подданство Русского государства самостоятельно, мелкими отрядами. Возможно, что именно это обстоятельство подтолкнуло его к окончательному выбору закрепить свой статус официально.

После принятия подданства России Орлик становится единственным атаманом своего Войска, общей численностью 600 тыс. человек. Не менее этого числа, а скорее всего более, ариев-казаков, перешли в подданство России самостоятельно. Таким образом, русское государство обрело своих первых подданных в численности более двух миллионов человек, из этого числа большая часть приняли «русскую веру» - православное крещение и стали называться русскими.

Кроме того, зафиксированы факты перехода в русское подданство ариев-казаков более мелкими группами, как до официального вхождения «Гвардии Стражей» и «Гвардии Лучших» во главе с Янышевым и Орликом, так и после, вплоть до оккупации Семиречья войсками цинского Китая и окончательного изгнания всех ариев-казаков в пределы России.

Выборочная хронология исхода ариев-казаков в пределы Русского Царства из исторических документов:

И. Бирюковъ, Кзъ исторіи Отеч. войны, «Рус. Инв.» 1911 г., № 179.:

1) «…кокошоты кочевали испоконъ вѣковъ ок. оз. Куку-Нора…

часть их в. 1616 г. переселилась в. Россию, в. предѣлы Астрахан. провинціи»

2) «…зонгары (или цзюнгары) кочевали въ Джунгаріи и въ нач. XVIII в. б. покорены Китаемъ; часть ихъ (крещеные) перекочевали въ Россію…»

3) «…дербеты издавна переселились въ предѣлы Россіи, въ земли Донск. казаковъ»

«Большая часть дербетовъ со времени перехода въ Россію продолжала оставаться въ земляхъ Донск. войска и частью влилась въ него, а частью осталась въ кочев. состояніи.»

4) «…торгоуты въ 1616 г. переселились на лугов. сторону Волги…»

«… торгоуты около 1700 г. съ Волги перешли далѣе на з. и достигли Чугуева, гдѣ часть (крещеные) ихъ б. поверстана въ Чугуев. 5-сот. команду, составивъ въ ней 2 роты»

«Изъ остатковъ этихъ племенъ и составилось К. войско въ 3 различ. группахъ: Оренбург., Астрахан. и Донск. калмыковъ.»

«Съ 1680 г. часть бывш. въ Россіи кокошотовъ и дербетовъ стала принимать христ-во, при чемъ они переселялись въ ближайшіе отъ улусовъ города и села и стали называться «ойратами».

«Въ 1734 г. принялъ христ-во одинъ К. владѣлецъ съ женой, при чемъ имъ б. присвоенъ титулъ князей Тайшиныхъ. Въ 1736 г. князь Петръ Тайшинъ просилъ иностр. коллегію о томъ, чтобы ему б. ввѣрено упр-ніе всѣми крещеными калмыками; просьбу его б. рѣшено уважить, но князь ум. въ томъ же г. Въ 1739 г. для владѣлицы крещен. калмыковъ кн. Анны Тайшиной, близъ Волги, въ урочищѣ Куней Волоши б. выстроена кр-сть, называемая Ставрополь. Поселенные близъ кр-сти крещеные калмыки составили особ. Ставропольское К. войско, раздѣленное въ 1745 г. на 5 ротъ. Въ 1756 г. войску б. пожаловано войсков. знамя (такое же, какъ пожалованное въ этомъ же году Оренбург. войску, но съ видомъ Ставрополя и надписью «Ставрополь») и 5 сотен. значковъ. Въ 1760 г. къ войску б. причислены выходцы изъ киргизъ-кайсакскаго плѣна, цзюнгарскіе крещеные калмыки, образовавшіе еще 3 роты».

«Иначе сложилась судьба проч. калмыковъ въ Россіи: не принявшіе крещенія кокошоты и часть дербетовъ продолжали оставаться въ Астрахан. провинціи и съ 1737 г. стали выставлять нарядъ на линію въ составъ Астрахан. казач. 3-сотен. команды…»

«…до 1847 г. пребывали въ кочев. состояніи, а съ этого года заведшимъ осѣдлость калмыкамъ б. разрѣшено вступить въ сословіе Астрахан. казаковъ».

 

 

[1] Дела Нагайские, связка 1, тетр. 8

[2] Лыткин, с. 49

[3] В. В. Бартольд

[4] «История Узбекистана»

[5] Шовунов К. П. Очерки военной истории калмыков (XVII—XIX вв.)

[6] Авляев Г.О., Санчиров В.П. К вопросу о происхождении «торгоутов» и «хошоутов» в этническом составе средневековых ойратов Джунгарии (к проблеме этногенеза калмыков) // Проблемы этногенеза калмыков. Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете Министров Калмыцкой АССР. Элиста, 1984.

[7] Шовунов К.П. Очерки военной истории калмыков (XVII-XIX вв.) - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. - 189 с.:

 

<!--EndFragment-->

 

 


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 1
Аватар пользователя
Автор не знает древней истории Руси и Востока. Всё свалено в кучу и перемешано. Одним словом- абсурд.
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: