Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Новости России » Мода на русскую народную культуру вернулась в мегаполис

Мода на русскую народную культуру вернулась в мегаполис

  • 23 февраля 2012
  • 3217
  • 0
  • Vedrus
  • Функционал

Мода на русскую народную культуру вернулась в мегаполис


За последние несколько лет в Москве стали куда больше интересоваться русской традиционной культурой. Об этом говорит значительный рост числа участников и зрителей этнофестивалей, говорят организаторы. Появляется возможность развить в Москве полноценную национальную фолксцену, однако главной помехой этому остаются остатки советской системы обучения и продвижения «русской народной культуры». Чтобы обойти это препятствие, самые дальновидные этномузыканты делают упор не на общенациональные основы, а на локальную идентичность.

В Москве больше чем через десятилетие после прихода в столицу западного фолка формируется национальная площадка для русской этномузыки. «Происходит качественный скачок, — рассказала «МН» Нина Кибрик, один из организаторов фестиваля «Путивльский путь: от фольклора до авангарда», который проходит с 15 по 18 февраля в клубе «Дом» и ДК АМО «ЗИЛ». — Если семь лет назад, когда мы только начинали, традиционной русской музыкой в Москве интересовались практически только музыканты, фольклористы и их личные знакомые, то теперь аудитория в тысячу человек набирается сама собой благодаря интернету и сарафанному радио». Если задействовать традиционные механизмы рекламы, аудитория могла бы быть во много раз больше, уверена Кибрик.

Мода на русскую народную культуру вернулась в мегаполис

Куда больше становится и желающих играть национальную музыку. В этом году в фестивале «Путивльский путь» около 60 участников. Если учитывать не только музыкантов, но и художников и кинематографистов, чуть менее сотни. «И некоторые остались за бортом, кое-кто обиделся», — отметила Нина Кибрик. С каждым годом ситуация с этномузыкой в Москве все больше напоминает полноценную фолксцену — лучшими образцами ее можно считать фолккультуру Ирландии, где с 1960-х годов народная песня стала форматной и превратилась в популярный экспортный товар. В России попытки создать такую сцену предпринимаются уже около десяти лет, однако до сих пор «русский фолк» не стал самостоятельным явлением. Основная причина такого положения дел — нехватка понимающих продюсеров, говорят музыковеды.

Впрочем, с возвращением фольклора в мегаполис не все так просто. «Вспомним недавних «Бурановских бабушек», которые заявлялись на «Евровидение», — рассказал в интервью «МН» фольклорист и музыкант Сергей Старостин. — Изначально их идея была вполне светлая — бабушки просто хотели своими песнями заработать на строительство часовни в родном селе. А те люди, к которым бабушки попали в «обработку», использовали их тупо, для обычного концертного «чеса», в результате хороший проект выдохся, бабушек просто жалко». По словам Старостина, куда удачнее был проект «Иван Купала», запущенный в конце 1990-х годов: используя сэмплы аутентичных фольклорных записей, музыканты познакомили широкого слушателя с настоящими фольклорными тембрами, разнообразие которых было почти уничтожено в советские годы.

Сейчас появляется шанс вернуть в обиход традиционную песню, по крайней мере в Москве, считает Старостин. Но для этого придется приложить громадные усилия — людей, которые способны сделать это в широком масштабе, фольклорист пока не видит. «Вообще нужно еще подумать — стоит ли развивать именно общерусскую этническую музыку, отметил Старостин. — Традиционные песни настолько разные, что конструировать из них единый «русский фолк» опасно — может получиться такое же несъедобное изделие, как советский колхозный фольклор». Стандарт русской народной музыки был во многом искусственно создан в первой половине ХХ столетия и стал одним из главных факторов, не давших естественно развиться фольклорной песне в России, считают фольклористы.

Мода на русскую народную культуру вернулась в мегаполис

Чтобы обойти это препятствие, традиционные музыканты всех поколений делают упор на локальные традиции, не поднимаясь до обобщений национального масштаба. Так, 86-летняя певица Лукерья Кошелева настаивает, что ее родное село Линово представляет традицию не общерусскую, а особого сообщества — «горюнов». Точно так же фолк-рок-коллектив из Северодвинска «Ягода Гало» позиционирует себя как продолжателя поморских, а не общерусских традиций. На локальной самобытности настаивают и полностью аутентистские коллективы — такие, как хор «Уфтюжаночка» из Нюксенского района Вологодской области, где восстанавливают именно ту манеру пения, которая была характерна для их предков-уфтюжан с XVI века.

Если же удастся заинтересовать слушателей подлинными локальными традициями, в Москве можно заняться и построением общенациональной фолксцены. Тем более что свой корпус стандартов по аналогии с джазовыми у нас все-таки есть: это такие популярные до сих пор песни, как «Златые горы», «Вы не вейтеся, черные кудри», и тому подобные.


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: