Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Наследникам белой России: Ледяной поход продолжается

Наследникам белой России: Ледяной поход продолжается

 

Наследникам белой России: Ледяной поход продолжается

 

 

Сегодня, 22 февраля 2014 года, мы отмечаем 96-ю годовщину легендарного Первого Кубанского похода, более известного под именем Ледяного. Чем же для нас, наследников Белой России, является сегодня этот великий день?

События февраля-октября 1917-го года привели к фактическому развалу Российской империи и полному разложению русской армии. В сложившихся обстоятельствах отборная часть русского офицерства решила объединиться для восстановления в стране законной власти и освобождения родины от большевистской оккупации. Базой для этого объединения послужила “Алексеевская организация”, начало которой было положено 20 октября 1917-го генерал-адъютантом М.В. Алексеевым. 30 октября стало очевидной необходимость выбрать место, где будет возможным произвести формирование армии для борьбы с большевиками. И этот выбор Алексеевым был сделан. Новочеркасск, Дон. 

Прямо с вокзала Новочеркасска Алексеев направился в Атаманский дворец, где его встретил старый боевой товарищ — атаман донских казаков А.М. Каледин. Несмотря на стойкие антибольшевистские убеждения Каледина, большая часть донского казачества (кроме знаменитых партизан Чернецова) на тот момент совершенно не понимала грозящей опасности и никакого желания вести борьбу с красными не имела. Это означало одно: та армия, которая впоследствии будет носить имя Добровольческой, на Дону оставаться не может. Ей была дана неделя на то, чтобы собраться и покинуть область Войска Донского. К этому времени на Дон прибывают сбежавшие из Быховской тюрьмы генералы Корнилов, Марков и Деникин. На офицерском совещании было решено передать всю военную власть Корнилову, а обязанность приведения частей в боевую готовность была возложена на генерал-лейтенанта Маркова. На Рождество был объявлен приказ о новом названии армии — Добровольческая. Подготовка к Кубанскому походу была завершена.

 

 

Наследникам белой России: Ледяной поход продолжается



 


Увы, мы не можем забыть и о том, что на момент оставления Добровольческой армией Ростова в городе находилось 16000(!) кадровых офицеров. Никакого желания ни защищать Ростов, ни уж тем более идти с Корниловым, эти “господа” не выразили. На момент начала похода армия Корнилова и Алексеева насчитывала около 5 тысяч человек. В этот состав входили: Корниловский ударный полк, который привёл на Дон полковник Неженцев, правая рука Корнилова; Георгиевский полк; 3 офицерских батальона; Ростовский добровольческий полк (из учащейся молодёжи Ростова); 2 кавалерийских дивизиона; две артиллерийских батареи, почти целиком состоящие из юнкеров, а также ряд инженерных партизанских отрядов. Это всё. 5 тысяч человек против более чем 50 тысяч большевиков. Как писал генерал Деникин:
“Не стоит подходить с холодной аргументацией политики и стратегии к тому явлению, в котором все — в области духа и творимого подвига. По привольным степям Дона и Кубани ходила Добровольческая армия — малая числом, оборванная, затравленная, окружённая — как символ гонимой России и русской государственности. На всем необъятном просторе страны оставалось только одно место, где открыто развевался трёхцветный национальный флаг, — это ставка Корнилова.”

Корнилов и Алексеев приняли решение наступать на Екатеринодар, рассчитывая на антибольшевизм кубанского казачества и планируя сделать Кубань базой Белого движения. 25 февраля добровольцы двинулись на Екатеринодар в обход Кубанской степи. Добровольцы вели непрекращающиеся бои с превосходящими их в численности большевиками. Стоит отметить, что на протяжении всего Похода численность красных увеличивалась, а численность добровольцев уменьшалась. В таких тяжёлых условиях выработались дух и тактика Белой армии, которые можно описать в двух словах: постоянное наступление. Добровольцы шли в бой, построившись цепями (причём из-за малого количества бойцов расстояние между двумя солдатами могло достигать 50 метров), и нанося решительные удары по противнику с флангов. Не зависимо от численного превосходства врага, ему не удавалось остановить натиск белых воинов. 

15 марта до добровольцев дошли первые слухи о взятии красными Екатеринодара, а через 2 дня слухи подтвердились. Корнилов принимает крайне неоднозначное решение о повороте армии на юг, чтобы переправиться через Кубань и дать армии отдых в горных казачьих станицах. Генералы Деникин и Романовский пытаются оспорить решение Корнилова, но безуспешно. Добровольческая армия отражает нападение крупного отряда большевиков под командованием Сорокина и разворачивается на юг, в майкопском направлении. Затем Корнилов поворачивает на запад, к черкесским аулам, надеясь там соединиться с кубанскими казаками Покровского. Однако судьба будто издевается над белыми, так как сам Покровский в это же время оставляет попытки прорваться к Майкопу и поворачивает к реке Кубань, на встречу с Корниловым, который оттуда уже ушёл. Только через 4 дня непрекращающихся ожесточённых боёв, в полном окружении красными, отряды случайно находят друг друга. 11 марта измотанные кубанцы натыкаются на крупные силы красных и в этот момент на них, наконец, наткнулся разъезд корниловцев. 

 

 

Наследникам белой России: Ледяной поход продолжается

 


В марте резко портится погода: дожди сменяют заморозки, а затем температура резко падает до двадцати градусов ниже нуля. Шинели леденеют прямо на солдатах, раненых освобождают от ледяной корки штыками. 28 марта происходит знаменитый бой у станции Ново-Дмитриевской. Именно здесь отличившийся в бою Офицерский полк получил наименование “Марковский”. Деникин: «15 марта — Ледяной поход — слава Маркова и Офицерского полка, гордость Добровольческой армии и одно из наиболее ярких воспоминаний каждого первопоходника о минувших днях — не то были, не то сказки».

Армия простоит в Ново-Дмитриевской до 4 апреля, подписав союзный договор с Кубанским войском и доведя свою численность до 6000 штыков. После этого она начинает штурм Екатеринодара, защищаемый 20 тысячами большевиков. Страшные бои за Екатеринодар идут 4 дня, с 9 по 13 апреля. Добровольцы несут тяжёлые потери — около 500 убитых и полутора тысяч раненных. Во время этих боёв погибает полковник Неженцев:
“Он чувствовал, что наступил предел человеческому дерзанию, и что пришла пора пустить в дело «последний резерв». Сошёл с холма, перебежал в овраг и поднял цепи. — Корниловцы, вперёд! Голос застрял в горле. Ударила в голову пуля. Он упал. Потом поднялся, сделал несколько шагов и повалился опять, убитый наповал второй пулей.”

А уже 13 апреля случайным попаданием снаряда убивает Корнилова. Он погибает мгновенно и так же мгновенно становится очевидным, что после таких потерь добровольцам Екатеринодар не взять. Командование принимает на себя генерал Деникин. Он, в условиях непрекращающихся боёв по всем направлениям, выводит армию из-под фланговых ударов большевиков. Здесь вновь отличился генерал Марков, которому в бою у станицы Медведковская, благодаря личной храбрости, удалось подбить красный бронепоезд. 12 мая Добровольческая армия пересекла границу Донской области. Ледяной поход был окончен. 

Иван Бунин писал об этих "окаянных днях", в круговерти которых добровольцам выпала честь высоко поднять национальное бело-сине-красное знамя: «Святейшее из званий», звание «человек», опозорено, как никогда. Опозорен и русский человек — и что бы это было бы, куда бы мы глаза девали, если бы не оказалось «ледяных походов»! 

 


Белые спасли честь русского народа, честь России. Благодаря их сопротивлению была спасена от красной заразы Европа.

Именно три первых белых похода (Дроздовский, Ледяной и Степной) положили начало Белому движению на Юге России. Именно в них сформировался неповторимых дух Белой армии, именно в них была выкована её мощь. Все три похода показали добровольцам, что возможность борьбы и сопротивления злу сохраняется в самых безвыходных и безнадёжных ситуациях. Огонь и лёд кубанских степей породили новую и великую Россию. Россию белую, Россию воинствующую. Ту Россию, наследникам которой ещё предстоит довершить начатое предками. Отбоя не было. Ледяной Поход продолжается.

 



Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 1
Аватар пользователя
Среди этих вещей убитого Корнилова Л. Г. находилась «Молитва офицера»- стихотворение и песня, была написана неизвестным автором в те годы и передавалась среди белых офицеров и солдат. Верховный просил друга и полковника Голицына В. В. написать ему молитву на отдельном листе бумаги, который всегда носил с собой. Читая её, понимаешь всю правду того времени и гражданской войны, особенно в данный момент.
«Молитва офицера»

Христос Всеблагой, Всесвятой, Бесконечный,
Услыши молитву мою.
Услыши меня, мой заступник предвечный,
Пошли мне погибель в бою.

Смертельную пулю пошли мне навстречу,
Ведь благость безмерна твоя…
Скорее пошли мне кровавую сечу,
Чтоб в ней успокоился я.

На родину нашу нам нету дороги,
Народ наш на нас же восстал,
Для нас он воздвиг погребальные дроги
И грязью нас всех забросал.

Три года мы тяжко, безмерно страдали,
Заветы России храня.
Мы бились с врагами, и мы не считали
Часами рабочего дня!

В глубоких молитвах без счета и меры
В своих и враждебных краях
Сном вечным уснули бойцы-офицеры,
Погибшие в славных боях.

Но мало того показалось народу,
И вот, чтоб прибавить могил,
Он, нашей же кровью купивши свободу,
Своих офицеров убил.

Правительство, новые люди науки,
И много сословий и лиц
Пожали убийцам кровавые руки,
Прославивши наших убийц.

В Москве лишь тому не нашлося примеров.
Святая Москва наших дней
Не пролила крови своих офицеров
Могучей десницей своей.

Молись же за нас ты, Москва золотая,
Молися о нашей судьбе.
Тебя не увидим мы больше, родная,
Никто не вернется к тебе.

Товарищи наши в боях погибали
Без меры, числа и конца;
Нам всем, умирая, одно завещали –
Войну довести до конца.

Чтоб область противника нашею стала,
Чтоб нам же открыли моря,
Чтоб вечно над Русской Землею сияла
Свободы и счастья заря!

А ныне толкуют уже в Петрограде,
О том, чтобы мир заключить!
Чтоб ради покоя и золота ради
Россия навек погубить.

А скоро придут и иные, другие –
Вильгельма «Великим» назвать,
Пред ним преклонить покоренные выи
И прах его ног целовать.

Скорей же в окопы, друзья-офицеры,
Не будем мы этого ждать.
Скорей подавайте солдатам примеры,
Как надо в бою умирать.

Не надо далеких и долгих примеров:
России надежный оплот,
Лишившись своих боевых офицеров,
Балтийский бездействует флот!

За наши страданья, за кровь и за муки
Нам Русский народ заплатил –
На нас же он поднял кровавые руки
И наших же братьев убил!

Терпенья исполнилась нашего мера –
Народ с нас погоны сорвал
И званье святое бойца-офицера
В вонючую грязь затоптал.

Спешите ж в окопы, товарищи-братья,
С семьей офицерской своей!
Нам смерть широко открывает объятья –
И мы упокоимся в ней.

Пока в ней грохочет гроза боевая,
Мы все на местах. Не уйдем!
И, край наш родимый от немцев спасая,
За Родину нашу умрем.

Когда же пред вечною волею Бога
Пройдут дни Великой войны,
Тяжелая ляжет пред нами дорога,
Увидим тяжелые сны.

Когда по окопам от края до края
Отбоя сигнал прозвучит,
Сойдемся, семья офицеров родная,
Последнее дело свершить.

Тогда мы оружье свое боевое,
Награды, что взяли в бою,
Глубоко зароем под хладной землею
И славу схороним свою.

На Родину нашу нам нету дороги,
Народ нас на нас же восстал,
Для нас же воздвиг погребальные дроги
И грязью нас всех забросал.

(Листок с текстом этой «Молитвы офицера» был найден на груди генерала Л.Г. Корнилова в день его трагической гибели от большевицкого снаряда под Екатеринодаром).
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: