Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Приднестровский узел: слив или война?

Приднестровский узел: слив или война?

 

Приднестровский узел: слив или война?

 

Наряду с рухнувшими надеждами на снятие санкций при Трампе в эти дни рухнула ещё одна немаловажная для Москвы надежда – на полюбовное разрешение приднестровского конфликта с помощью «пророссийского» Додона. За неполный месяц нынешнее молдавское правительство окончательно заблокировало все оставшиеся возможности для выработки какого угодно компромисса и, фактически поставило Москву перед фактом: сохранить лицо ей не удастся даже в этом вопросе.


Хроника событий такова. В последние месяцы Запад стал менять нарратив в отношении Приднестровья, ставя его в один ряд с другими постсоветскими конфликтами, спровоцированными «российской агрессией». В принципе, нельзя сказать, что до этого отношение к Тирасполю у западных структур было особо благоприятным, но, во всяком случае, его легитимность как стороны конфликта под сомнение не ставилась, и в формате «5+2» представители Приднестровья участвовали вполне легально (в отличие от представителей ДЛНР, числящихся «наблюдателями» в минской Контактной группе). Однако с весны этого года наблюдается явный поворот в стороне целенаправленной делегитимации приднестровских властей и выставления их в качестве «московских марионеток» с целью сломать существующие переговорные форматы и подготовленные в их рамках договорённости. Происходит искусственная подгонка совершенно различных и разнесённых во времени конфликтов под одну схему, укладывающуюся в представление о «реваншистской» России Путина. Кульминацией этого процесса стал недавно принятый Конгрессом санкционный закон, где конфликты в Донбассе, Крыму, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровье перечислены в одном ряду как требующие одинаковых мер – вывода российских войск и восстановления суверенитета Украины, Грузии и Молдавии.


В рамках этой линии на весьма поспешную делегитимацию приднестровских органов власти в начале июля связанная с фондом Сорос-Молдова ассоциация Promo-LEX решила пройтись по приднестровской армии, выпустив отчёт, в котором назвала её «незаконным военизированным формированием». Самих призывников пока не зачислили в бандиты и террористы, но зато определили их статус как насильственно удерживаемых чуть ли не в рабстве.


После майского визита Додона в Москву на День Победы правительство в Кишинёве существенно усиливает давление на Тирасполь, анонсирует открытие совместного украино-молдавского пропускного пункта на приднестровской границе и грозит окончательно заблокировать и без  того затруднённое снабжение российской военной группировки в Приднестровье (см. «Молдавия переходит на язык ультиматумов, Додон примеряет на себя роль «плохого полицейского», «Демарш с высылкой дипломатов – это удар по миротворческому формату»). Параллельно появляются трещины в разрекламированном в начале года прямом диалоге Додона с Красносельским. Лидер Приднестровья обвиняет молдавского президента в невыполнении данных обещаний и публично отказывается от предложенного Додоном плана реинтеграции в виде предоставления Левобережью нескольких мандатов в молдавском парламенте. В переговорном процессе наметился серьёзный кризис.


Позиция Москвы в этой связи выглядела совершенно невнятно. Публичной поддержки плану Додона она не выразила, но и Красносельского тоже не поддержала. А на провокационные действия Кишинёва Москва ответила только беззубым заявлением Госдумы 7 июля с дежурными призывами к переговорам и отказу от блокады. При этом наблюдатели отметили тот факт, что чуть раньше, 30 июня, российское Интернет-радио «Миротворцы», тесно связанное с российскими Вооруженными силами и силовыми структурами, назвало Приднестровскую Молдавскую республику «Приднестровским регионом республики Молдова». С одной стороны, такое наименование фигурирует в официальных документах миротворческой миссии, но с другой, в российской риторике оно уже давно не употреблялось. На этот раз оно было употреблено не где-нибудь, а в блоке новостей Минобороны и российских спецслужб, что позволяет предполагать, что оно отражает позицию не редакции радио, а государства РФ.

17 июля в Молдавию с визитом приехал Порошенко, открыл первый совместный молдавско-украинско-европейский пункт пропуска на приднестровском участке границы «Кучурган-Первомайск» и заявил, что Киев готов помочь Кишиневу восстановить контроль над Приднестровьем.


Этот визит был частью серии последовательных контактов главы укрохунты с лидерами ключевых стран Восточного партнёрства: после Молдавии Порошенко отправился в Грузию, а сразу после этого в Киев приехал Лукашенко. Очевидно, что между странами «общего соседства» налаживается политическая координация в ключевых для них вопросах противодействия РФ и развития связей с Западом. Укрохунта, которую не взяли в польское Троеморье, пытается развивать «собственное Межморье». Тем более, кроме «российского фактора» их объединяют евроинтеграционные амбиции. Порошенко приехал в Кишинёв сразу после провального саммита Украина-ЕС, закончившегося без ритуального совместного заявления из-за нежелания некоторых членов Евросоюза подтверждать признание «евроинтеграционных устремлений Киева». Украина, Молдавия и Грузия как три страны, подписавшие соглашения об ассоциации, требуют от ЕС предоставления им более углублённого формата с прямым признанием их перспективы членства, желательно на ближайшем саммите Восточного партнёрства осенью этого года.


Сразу после визита Порошенко молдавский парламент принимает законопроект о проитиводействии российской пропаганде. Закон предполагает запрет на трансляцию новостных и политических программ, а также передач на военную тематику из ряда стран, в первую очередь из РФ. При этом обсуждается не то, хорошо это или плохо, а исключительно размер штрафов за нарушение правил вещания.

А на следующий день, 20 июля, закон о смешанной избирательной системе, который с радостью подписывает Додон, заранее проконсультировавшись с американским послом. Переход к смешанной системе означает, что Демократическая партия сможет надолго закрепиться во власти, а Партия социалистов сохранит за собой роль оппозиции, которая ничего не решает, но делает громкие заявления.

Стоит обратить внимание и на пункт о депутатах от Приднестровья, включённый в принятый только что закон об избирательной системе. Реализация этого пункта приведёт к тому, что все переговоры, начиная с 2018 года, будут вестись с некими «народными избранниками» от Приднестровья с молдавскими паспортами, а власти Приднестровья, включая Президента, МИД и Верховный Совет окажутся за бортом политического процесса. Иными словами, даже если Тирасполь и дальше будет отказываться от предложения, его реализуют и без него.


Насколько можно понять, принятие избирательного закона стало результатом сделки между Додоном и Плахотнюком с прямого одобрения Вашингтона, куда Плахотнюк ездил весной «на смотрины». Интрига в отношении парламентских выборов 2018 года снята окончательно, Додон отказался от амбиций сосредоточить власть в руках своей партии, что и подтвердил Конституционный суд, признавший незаконным предложенный им ранее референдум о президентских полномочиях.


При этом в стороне остался Евросоюз, выступающий против подобных электоральных экспериментов. В смешанной системе как таковой европейцы видят потенциально коррупционную схему, поэтому в последнее время начали требовать отказа от неё и от укрохунты. Но в молдавском случае смешанная система означает, что проевропейские технократы а ля Санду не будут иметь реальных шансов на власть в условиях полного контроля Плахотнюка. Сразу после принятия этого закона в Кишинёве прошёл многотысячный митинг против смешанной системы с требованием … отставки Додона.

Решение внутриполитического конфликта открыло путь к дальнейшим антироссийским акциям. Вскоре последовал запрет Дмитрию Рогозину на посещение Молдовы и отказ в допуске в воздушное пространство страны самолёта МО РФ с артистами и журналистами на борту для участия в торжествах, приуроченных к 25-летней годовщине миротворческого формата на Днестре. Ну и в качестве вишенки на торте Рогозина объявили персоной нон-грата.


Параллельно парламентом принимается декларация с требованием вывести российские войска из Приднестровья и заменить миротворческую миссию гражданской миссией с международным мандатом. Декларация создаёт представление о некой непосредственной угрозе для Молдовы и всей Европы, исходящей от российского военного присутствия и хранящегося на российских складах вооружения и содержит призыв ко «всем международным структурам» оказать содействие Молдове по сохранению её территориальной целостности, суверенитета и нейтралитета. Не прошло и недели, как это представление подтвердил командующий силами США в Европе Бен Ходжес, а 4 августа в Кишинёв прибыла делегация Пентагона. Если добавить к этому озвученное на днях намерение Румынии закупить американские боевые вертолёты, картина получится однозначной и весьма безрадостной для Москвы.


Более говорящих сигналов о перспективах развития события сложно и представить. Кишинёв, по сути, выходит из переговорного процесса и отказывается от диалога с РФ. Кремль на это отреагировал вызовом Красносельского в Москву, где, по всей видимости, его уговаривали принять любые условия Молдавии, лишь бы не доводить дело до открытого столкновения.


И это очередной ответ на вопрос «Что будет делать Москва, если её план слива сорвётся?». А ничего. Будет сливаться по новому плану, который предложат «дорогие партнёры». Проблема только в том, что «дорогим партнёрам» уже нужен не просто мирный слив, а показательная порка. А её проще и безопаснее устроить в зажатом со всех сторон Приднестровье.

 

politnotes, terentiy12


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: