Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Рационализм и технократия в современном мире, и как залог развития общества в будущем

Рационализм и технократия в современном мире, и как залог развития общества в будущем

 




  Каждый из нас более или менее представляет себе что такое рационализм. В разговорной речи мы периодически употребляем такие слова как «рационально» или «нерационально», выражая тем самым наше отношение к  целесообразности  и  полезности той или иной деятельности. Как философский термин,  рационализм обозначает мировоззрение,  построенное на основе интеллектуального осмысления событий, происходящих в воспринимаемой субъектом действительности. В этом смысле рационалистическая философия выступает антитезисом к исключительно чувственному, эмоциональному восприятию мира и, как следствие, требует главенства разума в любой конструктивной деятельности. Не углубляясь анализ рационализма как философского течения разъясним, что мы понимаем под рационализмом как политической идеологией.


 Итак, рационализм  -  это, упрощенно, главенство разума над эмоциями, а значит предпочтение целесообразных действий действиям приятным или таким, которые воспринимаются (в отрыве от их практического содержания) как «хорошие» или «моральные». Говоря о предпочтении «целесообразных действий» невозможно обойти само понимание той цели, с которой эти действия сообразовываются. В политическом отношении этой целью мы, рационалисты, считаем всестороннее  (экономическое,  военное,  научнотехническое) усиление государства, как единственной силы, способной гарантировать общественное благосостояние и стабильное историческое развитие. Таким образом мы считаем государственничество (или, выражаясь иначе, этатизм) неотъемлемой  основой рациональной политики. 

 

 Это наше глубочайшее убеждение, основанное на исторической практике, убеждение, которым каждый из нас руководствуется при оценке политической деятельности любых институций и социальных групп и это убеждение мы не намерены обсуждать. Мы намерены лишь делать все от нас зависящее для защиты государства от посягательств анархистов самых разных сортов и мастей, прикрывающихся в зависимости от конъюнктуры либеральной (либертарианской) или социалистической (коммунистической)  риторикой,  но по сути своей стремящихся лишь ввергнуть общество в пучину раздора между интересами наиболее агрессивных и деконструктивных социальных групп.


 Такие люди, боровшиеся якобы против «чрезмерного влияния государства на общество» разрушали выстраивавшийся десятилетиями упорного труда баланс сил и интересов в рамках политических систем, которые наше государство меняло в разные периоды своей истории, а каждая такая перемена стоила множества человеческих жизней. Именно те люди, которые ратовали за «свободу человека от всевластия правительства» развязали ужасающую по своему размаху гражданскую войну, а после разрушили и новую, с огромными усилиями воссозданную державу. 

 

 

Рационализм и технократия в современном мире, и как залог развития общества в будущем

 

 

  По этой причине любой человек, дорожащий тем вкладом который он, его семья, его предки, его нация вносили в построение мощного, уважаемого на мировой политической арене государства не может верить пустому трепу радикальных демократов-антигосударственников, спекулирующих на самых низменных материалистических желаниях непросвещенных масс и пророчащих им счастливую жизнь в обмен на отказ от статуса граждан великой державы. Вероятно, ужасы гражданской войны, хаос и нищета, порожденные распадом Советского Союза, считаются этими людьми вратами,  ведущими в рай. Если полагать, что рай наступает после смерти, то по части того, что такой путь ведет к неминуемой гибели нашей цивилизации, поглощению ее нашими геополитическими соперниками, эти господа, действительно, правы. По поводу беззаботной  загробной жизни мы, однако, испытываем известные сомнения и предпочитаем думать о настоящем, в котором благополучие завоевывается не путем бессмысленного самопожертвования, а путем кропотливого и методичного труда. Таким образом, мы не видим смысла дискутировать с противниками государственничества и считаем любые дебаты на этой почве пустой тратой времени. 

 

  Теперь о том какими мы, рационалисты, видим методы развития нашего государства. Прежде всего, это окончательный и категоричный отказ нашего государства от попытки преследовать любые идеалы и ценности,  не связанные с ростом его политического могущества  -  а именно отказ от фетиширования на почве «прав и свобод» человека, доводящих до абсурда любые попытки правительства систематизировать юридические отношения в обществе, отказ от иллюзии построения общества  «всеобщего  равенства  и братства», недостижимого уже ввиду неизбежных различий между интеллектуальными и физическими способностями индивидов, отказ от наивного и губительного предположения доброты и бескорыстности всех субъектов мировой политики. Отдельно подчеркну, что мы не призываем к нарушению конституционного режима, не отказываем людям в их неотъемлемых правах и не подстрекаем к социальной розни ни в коей из возможных форм. Мы лишь призываем подходить к вопросу прав личностей через призму общественных  и государственных интересов, не давать им лишать правительство свободы действий, столь необходимой для обеспечения нерушимого правопорядка. Говоря об отказе от идеи «всеобщего равенства и братства» и требуя прагматичного подхода к построению отношений с  субъектами мировой политики мы причисляем себя к сторонникам политического реализма, как одного из наиболее авторитетных течений в теории международных отношений. 

 

  Мы считаем,  что интересы населения нашего государства, нашей нации, являются самым важным фактором, определяющим внешнюю политику России. Наше отношение к конкретным внешнеполитическим действиям, проводимым в настоящий момент российским правительством, может быть выражено только в отдельных статьях, где каждый значимый их аспект возможно адекватно оценить,  исходя из текущей конъюнктуры. Осознавая это, мы не считаем разумным расписывать предпочтительные модели отношений с иностранными государствами в настоящем документе.

 

 

Рационализм и технократия в современном мире, и как залог развития общества в будущем

 

 

  В отношении внутренней политики мы придерживаемся консервативных воззрений, не считая их при этом препятствием к построению технократической модели государственного управления. Что мы понимаем под технократией? Почему мы считаем, что она необходима для проведения рациональной внутренней политики и каким образом она укладывается в консервативную парадигму? 

 

  Технократия, по сути своей, это власть специалистов  - власть людей, обладающих не только авторитетом, базирующимся на их харизме или на традициях передачи полномочий от одного лидера к другому, но и на реальных, осязаемых навыках,  которые  должны являться необходимым условиям их прихода к власти. Каков список этих навыков и за счет чего возможно определить наличие или отсутствие оных у того или иного претендента на государственную власть? 

 

  Во-первых, это ясное понимание актуальной политической ситуации - политик должен уметь не только обозначить имеющиеся социальные проблемы (это может сделать практически любой человек который с ними столкнулся, независимо от его  интеллекта  и квалификации), но и  уметь дать  ясное объяснение причин  их  возникновения и методов их устранения; талантливый политик  -  это не только демагог и софист, это еще и мудрый теоретик, архитектор политических моделей, автор конструктивных проектов, которые в обязательном порядке должны иметь своих сторонников как в научном  сообществе,  так и среди рядовых граждан. Именно это сейчас многие «политические деятели» упускают из виду или вовсе не хотят знать, так как реальные их интересы состоят, зачастую, лишь в набивании собственных кошельков и желудков. Говоря о социальных проблемах они видят лишь такие способы их решения, которые удобны им самим. Интересы государства и общества стоят для таких людей, называющих себя «представителями народа» на самом последнем месте. А может ли быть иначе, если их разум не способен возобладать над собственными низменными чувствами, а их недостаточное образование не дает им даже поверхностного понимания происходящих в мире социальнополитических процессов? 

 

  Во-вторых, политик  -  это  человек,  умеющий  лично  вести  организационную  работу, умеющий контактировать и  с непросвещенными, но искренними народными массами и  со своенравными политическими элитами. Такой человек не может стоять как на позиции одной лишь воли масс, легко цепляемых популистской риторикой так и на позиции одних лишь элит, отрешенных от народа и не могущих завоевать достаточную степень его доверия. Такой человек обязан балансировать между интересами народа и элит, масс и индивидов, власти и оппозиции. Лишь тогда он может быть успешным.

 

  Как узнать такого политика, который сумеет завоевать доверие народа и элиты, чтобы добиться власти, а после оправдать это доверие эффективной и благотворной политикой? Сделать это не так сложно, как кажется на первый взгляд. Первое и главное здесь - это то, что талантливый лидер четко осознает свои  цели  и  задачи,  он  непоколебим  в  вере  в  свои идеалы, однако имеет полное право на сомнения в методологии их достижения, имеет право дорабатывать и оптимизировать те способы, которыми он действует, однако он ни в коем случае не должен отходить от намеченных целях. Это имеет две причины - первая - при постоянной смене целей все произведенные ранее действия могут считаться бессмысленными, а все вложенные усилия напрасными; вторая причина  -  потеря  доверия людей, которое возникает лишь тогда, когда лидер уверен в себе и в своих идеалах. 

 

 Здесь необходимо предупредить людей о возможной ошибке, возникающей тогда, когда мудрый политик становится жертвой обвинений в нерешительности и непоследовательности из-за  того  что  он  осторожен  в  выборе методов  борьбы,  а  политика проходимца, напротив, восхваляют за его категоричность в выборе методов, являющейся, зачастую, лишь следствием невежественности. Бывают и обратные ситуации, когда лидера, твердо уверенного в своих целях клеймят фанатиком и закостенелым идеалистом, якобы не способным «адаптироваться к условиям современного мира» (на деле лишь не желающего заниматься политической проституцией), а безыдейного и продажного болтуна считают гибким и многогранным.

 

  Суть любого политического выбора, который обязан делать настоящий патриот, заключается именно в умении определить, кем на самом деле является та или иная личность из числа претендентов на государственную власть.

 

  Нужно однозначно понять является ли уверенность политика следствием его целеустремленности и убежденности в  своих  идеях или же  его категоричность и мнимая непоколебимость на деле лишь нежелание менять удобные и выгодные ему политические методы. Является ли осторожность в высказываниях и многократная переработка планов прагматичным подходом к делу и желанием не допустить ошибок или же  прикрытием  собственной  бездарности?  Все  это можно  осознать только отделив цели от средств. Цели не должны меняться. Средства обязаны адаптироваться к конъюнктуре. Это правило любой успешной политики. Это основа технократической идеи, сторонниками которой мы, рационалисты являемся. Это то, что мы, как и наши государственнические воззрения не подвергаем сомнениям.

 

  Продолжая раскрывать содержание технократии, объясним способы, за счет которых она должна стать основой современной политической системы. Прежде всего, необходимо отметить,  что технократия, как модель управления, чья легитимность базируется на авторитете специалистов, по сути своей авторитарна и в существенной степени ограничивает имеющиеся в политической системе демократические элементы (в процессе  принятия решений участвуют главным образом специалисты; роль широких масс урезана во избежание сложностей согласования непопулярных, но необходимых и эффективных политических актов).   При этом технократия не требует полного отказа от имеющихся в рамках нынешних политической и правовой систем институтов, и не строит себя на отрицании правового государства. Для технократического правления безусловно необходимы только три вещи  —  бесспорное доминирование специалистов в процессе принятия политических решений; создание социально-политической иерархии, обеспечивающей интеграцию экспертных сообществ с органами государственной власти и гарантирующей тем самым постоянный приток квалифицированных кадров в госаппарат и, наконец, беспрепятственное осуществление принимаемых ими решений.  

 

 

Рационализм и технократия в современном мире, и как залог развития общества в будущем

 

 


  Исходя из устоявшейся в современной политической системе РФ практики, решения, принимаемые российским правительством крайне редко встречают реальные препятствия на пути к их реализации, что позволяет нам (по большей части с политологической,  а не  с формально-юридической точки зрения) констатировать авторитарный характер нынешней власти. Мы, как государственники, позитивно оцениваем эту особенность и признаем, что она соответствует третьему, необходимому для построения технократии условию. 

 

  С другой стороны, содержание тех решений, которые принимает нынешнее правительство (главным образом в областях социальной, национальной и экономической политики) едва ли отвечает потребностям России и русского народа. Говорить о профессионализме  и  эффективной деятельности бюрократического аппарата тоже доводится редко.

 

  Сотрудничество правительства с экспертными сообществами и с высшими учебными заведениями, к нашему великому сожалению, тоже находится на крайне низком уровне. Что же касается социально-политической иерархии, которая с 90-х годов выстраивается на базе имущественного а не интеллектуального ценза и которая отражает интересы лишь немногих магнатов, то тут и вовсе приходится констатировать фундаментальное расхождение взглядов рационалистов  со взглядами большей части представителей правящих кругов, считающих что эту иерархию следует сохранять и в будущем. 

 

  Исходя из заключений, сделанных выше, мы, рационалисты, делаем вывод, что нынешняя политика властей по большей части не отвечает критериям  технократического правления, однако, основная проблема состоит не в том, что политическая система ограничивает правительство в возможностях реализации непопулярных но рациональных решений, а в том, что в процессе принятия этих самых решений влияние экспертного сообщества минимально. Более того,  нынешняя социально-политическая иерархия не позволяет говорить о возможности решительного изменения степени этого влияния, так как обладание крупным капиталом является, к сожалению, самым главным условием доступа  к процессу принятия политических решений. 

 

  Таким образом, для построения технократии в условиях реалий нынешней российской политики необходимо добиться внесения корректировок в социально-политическую иерархию и создания институциональной, правовой базы для  интеграции  экспертного сообщества в состав политических элит, определяющих государственную политику. Конкретнее, речь идет о создании таких органов, которые будут представлять интересы ученых и специалистов, принимать непосредственное участие в разработке  политических, экономических, оборонных и социальных программ, заниматься научно-просветительской деятельностью, призванной разъяснить широкому кругу людей целесообразность проведения рациональной политики в противовес популистской и оказывать тем самым влияние на процесс реформирования российского государства в целом.

 

  Как следствие, мы, рационалисты, добиваемся прежде всего создания новой, промежуточной между народом и правительством, инстанции, которая создаст в итоге новый баланс сил и интересов в социально-политической плоскости, которая  даст возможность и власти и народу услышать голос экспертов и обрести уверенность в будущем своего государства. 

 

  В свою очередь, парламент в лице государственной думы и совета федерации не может выполнять эту функцию по двум причинам: 

 

  Первая причина —  отсутствие  возможности  и  необходимости  вносить конкуренцию между депутатами и представителями экспертных сообществ в процессе борьбы за мандаты. Недопустимо, чтобы уже признанные в своих сферах деятельности ученые и специалисты были вынужденны доказывать свое право на участие в государственной политике путем бессмысленных предвыборных дебатов, где оппоненты соревнуются лишь в объемах вылитой друг на друга грязи (и это не столько проблема политической культуры России, сколько особенность любой предвыборной риторики, имеющей своей целью вовсе не выработку реальных мер исправления имеющихся социальных проблем, а только набор максимального количества голосов в свою поддержку), где профессионализм и знания уступают место умению сочинять красивые сказки, и где победа достигается за счет  связей в СМИ или лоббирования интересов крупных бизнесменов. 

 

  Вторая причина — политическая нейтральность экспертного сообщества. Здесь стоит отметить,  что любой  человек, вполне естественным образом,  является представителем  той или иной социальной группы, чьи интересы он разделяет и эксперты здесь не являются исключением; говоря о нейтральности, мы  не  имеем  в  виду  отсутствие  интересов  вообще (это невозможно), а отсутствие склонности к торговле  своими  интересами,  и  высокую степень заинтересованности в объективной оценке ситуации (от этого зависит авторитет эксперта, которым он жертвовать не готов). Таким образом, специалисты в значительно меньшей степени подвержены колебаниям и не склонны, в отличие  от  парламентариев,  в смене своей позиции по принципиальным вопросам, а значит,  что  характерные  для парламента партийно-фракционная структура, популистская риторика и межпартийная торговля интересами неприемлема в сообществе экспертов.  

 

 

Рационализм и технократия в современном мире, и как залог развития общества в будущем



 


  Именно поэтому  мы,  рационалисты,  считаем  что  только  создание  независимого  от парламента и наделенного реальными, юридически зафиксированными, политическими функциями экспертного сообщества необходимо для перехода к технократической форме правления и к рационализации государственной политики как таковой. 


  И, наконец, последний вопрос, который стоит освятить  —  почему  рационализм  и технократия являются элементами политического консерватизма, почему они соответствуют ему в большинстве своих аспектов? Первое и главное  —  рационалисты  не  стремятся  к разрушению нынешней системы и отрицают необходимость революции, если понимать под ней развязывание новой кровавой гражданской войны и если принимать в расчет опасность современного оружия для сохранности жизней граждан нашей страны;  если же понимать под революцией резкий прогрессивный скачок, то такая револю-ция может являться лишь результатом системной работы,  усердного труда и мощнейшего идеологического подъема в русском народе (и тогда мы только поддержим такую революцию), но она  никак не может быть плодом подстрекательств к неоправданному насилию и разжиганию социальных конфликтов, как это было в начале двадцатого века в России и других европейских державах. Таким образом рационализм и технократия позиционируют себя как соответственно идеология и политическая система, намеренные легитимным образом стать основой существования российского государства. 


 Лишь в случае неожиданного краха нынешней системы рационалисты найдут в себе достаточно смелости и решительности для того чтобы взять  на себя  ответственность  для взятия власти в свои руки теми  путями, которые будут оправданы  в  масштабе  истории. Искренне надеясь на то, что русскому государству удастся избежать новой волны катастроф, мы все же не можем избежать выработки планов и на этот  случай,  который  имеет  свою достаточно весомую степень вероятности. В таком случае,  именно  на  базе  экспертного сообщества, которое именно за счет своей политической нейтральности и высокой степени компетентности в вопросах государственного управления можно  будет  выстроить  ядро будущего государства и именно вокруг этого ядра будет возможно объединить консервативные силы из политической, экономической и,  что особенно важно для кризисных периодов, из военной среды.

 

  Так же, мы, рационалисты и сторонники технократии являемся консерваторами по той причине, что мы не требуем всеобщей уравниловки и отрицания частной собственности, как коммунисты, не требуем отказа от исторических практик управления и традиций нашей страны как либералы, не считаем что каждый волен говорить  любой  вздор,  который  ему вздумается, как космополиты и мы категорически против ограничения государственной власти, в отличие от прозападных радикальных демократов. Мы — патриоты своей державы, наследники ее великой культуры, которую мы не собираемся отдавать в жертву мультикультурализму и  менять на ценности,  предлагаемые обществом потребления. Именно поэтому рационализм как идеология и  технократия,  как  система,  где  у  власти находятся только достойные и компетентные специалисты,  безусловно,  являются элементами политического консерватизма. Именно поэтому мы верим, что на основе идеологии рационализма можно сплотить консервативный лагерь и превратить его в ведущую силу на политической арене, что и является одной из главнейших задач нашего сообщества.

 

 

Фадеев ЭдуардПредседатель Правой Платформы

 


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 1
Аватар пользователя
Достаточно интересная статья, с отличным фундаментальным подходом к вопросу ,и очень актуальна в аспекте битвы идей smile
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: