Меню

«История Пугачёва» 1834

  • 17 августа 2011
  • 12557
  • 5
  • JeAirs
  • Функционал
«История Пугачёва» 1834
 
Исследователям исчезновения Тартарий с политических карт Асии и мира, следует глубже изучить данный период истории...
 
 
 
-------------------
 
 
«История Пугачева» — повесть Александра Сергеевича Пушкина, составленная в виде исторического отрывка о событиях Крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва. Составлена Пушкиным по документам, хранившимся в государственном архиве.
 
Николай I по взошествии на престол дал указание навести порядок в архиве, где и были найдены документы. Пушкин, как он сам написал в предисловии, завещал потомству исторические страницы, на которых встречаются имена Екатерины II, Румянцева, Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера и Державина.
 
«История Пугачёва» 1834
Автограф А. С. Пушкина к «Истории Пугачёва». Титульный лист с заглавием утрачен.
 
 
История создания
 
Начало работы Пушкина над «Историей Пугачёва» относится к январю 1833 года. Он задумывает написать историческую повесть (« Капитанскую дочку») и в то же время чисто исторический труд («История Пугачёва» или «История Пугачёвщины», как она названа поэтом в одном месте). Для обеих работ над эпохой Пугачёва Пушкину было необходимо ознакомиться с подлинными документами.
 
Емельян Пугачёв. Портрет, приложенный к изданию «Истории пугачёвского бунта» А. С. Пушкина, 1834
 
7 февраля 1833 года Пушкин обратился с письмом к военному министру А.И. Чернышёву, прося последнего разрешить ему заняться материалами из архива Генерального Штаба, касающимися генералиссимуса А.В. Суворова-Рымникского, для написания его биографии. Разрешение на занятия было получено. Пушкин получил доступ к «донесениям графа Суворова» и другим материалам.

25 февраля и 8 марта 1833 года Пушкину были предоставлены нужные документы о событиях бунта, а 25 марта он уже приступил к написанию «Истории Пугачева»; 22 мая уже закончена первая черновая редакция всего труда. Еще 8 мая Гоголь писал:   
 
„Пушкин почти кончил историю Пугачёва“.   
 
Работа продолжалась очень интенсивно и далее, дополнялась новыми материалами, исправлялась и перерабатывалась в течение всего 1833 и начале 1834 года. В процессе работы Пушкин обращался с письмами к очевидцам событий и счел совершенно необходимым посетить места событий. Он посещает Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, опрашивает старожилов, вносит рассказы в дорожную записную книжку и работает в провинциальных архивах.
 
По приезде 1 октября в Болдино Пушкин приводит в порядок собранные материалы. 2 ноября помечен новый текст предисловия к историческому труду, и этой датой определяется окончание всей работы над «Историей Пугачёва».
 
«История Пугачёва» 1834
Емельян Пугачёв. Портрет, приложенный к изданию «Истории пугачёвского бунта» А. С. Пушкина, 1834
 
  
Публикация и отзывы современников
 
6 декабря 1833 года Пушкин писал графу Бенкендорфу о законченной им «Истории», прося «дозволение представить оную на высочайшее рассмотрение». По докладу Бенкендорфа Николай I неожиданно ответил согласием на издание «Истории Пугачёва», но на представленной ему рукописи сделал ряд замечаний, которые пришлось учесть при окончательной подготовке рукописи к печати.   
 
„Пугачёв пропущен, и я печатаю его на счет государя“, -
 
писал Пушкин в начале марта 1834 года П.В. Нащокину, а в своем дневнике отметил 28 февраля:
 
„Государь позволил мне печатать Пугачёва: мне возвращена моя рукопись с его замечаниями (очень дельными)“.   
 
Пушкин также получил ссуду в 20000 рублей на осуществление издания и предполагал иметь от него некоторую прибыль. Николай I, утверждая эту выдачу, 16 марта 1834 года переименовал «Историю Пугачёва» в «Историю Пугачёвского бунта», что никак не соответствовало замыслу Пушкина. С переименованием, однако, пришлось смириться.
 
Издание осуществлялось под непосредственным наблюдением директора типографии Канцелярии II отделения бывшего лицейского товарища Пушкина - М.Л. Яковлева. Между Пушкиным и Яковлевым возникла переписка, из которой мы узнаем подробности печатания книги. Так, Яковлев на предисловии против имени Вольтера писал:   
 
„Нельзя ли без Вольтера?“.
 
Пушкин отвечал:
 
„А почему ж? Вольтер человек очень порядочный, и его сношения с Екатериной суть исторические“.
 
Пушкину пришлось, однако, уступить.
 
«История Пугачёвского бунта» вышла в свет в декабре 1834 года в количестве 3000 экземпляров, но успеха у читателей не имела. Большая часть экземпляров издания осталась нераспроданной. К этому прибавились и другие неприятности. Помимо выпадов С.С. Уварова и других недоброжелателей и врагов поэта в январе 1835 года в «Сыне отечества» появилась анонимная рецензия, использованная в целях дискредитации труда Пушкина Ф.В. Булгариным и вызвавшая ответ поэта в «Современнике» 1836 года.
 
«История Пугачёва» 1834
Ф.В.Булгарин, критик «Истории Пугачёва»
 
 
Интересные факты
 
В августе 1833 года во время поездки за материалами для «Истории Пугачёва» Пушкин прибыл в Нижний Новгород, где местный губернатор Бутурлин принял его за тайного ревизора. Хлестаков в комедии Гоголя в своем путешествии повторяет часть маршрута Пушкина.
 
Из воспоминаний В.И. Даля о поездке Пушкина в окрестности Оренбурга для сбора материалов о книге:
 
И казаки на другой же день снарядили подводу в Оренбург...и донесли: "Вчера-де приезжал какой-то чужой господин, приметами: собой невелик, волос черный, кудрявый, лицом смуглый, и подбивал под "пугачевщину" и дарил золотом; должен быть антихрист, потому что вместо ногтей на пальцах когти" [Пушкин носил ногти необыкновенной длины: это была причуда его]. Пушкин много тому смеялся.
 
Надпись Пушкина на книге «История Пугачёва»: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности. 11 января 1835» является единственным свидетельством их общения в последние годы жизни поэта. По словам П. А. Плетнева, Пушкин сохранил к Куницыну до смерти своей неизменное уважение.
 
ru.wikipedia.org
 
 
 
 
 
ИСТОРИЯ ПУГАЧЁВА
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
 
 
Сей исторический отрывок составлял часть труда, мною оставленного. В нем собрано всё, что было обнародовано правительством касательно Пугачева, и то, что показалось мне достоверным в иностранных писателях, говоривших о нем. Также имел я случай пользоваться некоторыми рукописями, преданиями и свидетельством живых.
 
Дело о Пугачеве, доныне нераспечатанное, находилось в государственном санкт-петербургском архиве, вместе с другими важными бумагами, некогда тайнами государственными, ныне превращенными в исторические материалы. Государь император по своем восшествии на престол приказал привести их в порядок. Сии сокровища вынесены были из подвалов, где несколько наводнений посетило их и едва не уничтожило.
 
Будущий историк, коему позволено будет распечатать дело о Пугачеве, легко исправит и дополнит мой труд — конечно несовершенный, но добросовестный. Историческая страница, на которой встречаются имена Екатерины, Румянцева, двух Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера и Державина, не должна быть затеряна для потомства.
 
 
 
 А. Пушкин.
 
2 ноября 1833.
Село Болдино.
 
 
 
 
 
 
 
 
* * *
 
...Монография Р.В. Овчинникова «Пушкин в работе над архивными документами («История Пугачёва»)» посвящена вопросу о первоисточниках «Истории Пугачёвского бунта». Заслуга автора заключается в том, что он впервые осуществил кропотливую работу по  определению всех архивных документов, которые были в распоряжении А.С. Пушкина во время его работы над «Историей Пугачёвского бунта», и воспроизвёл её в полном объёме в своём труде, а также включил в свою работу полный обзор связанных с Крестьянской войной 1773 – 1775 гг. фондов архивов, по тем или иным причинам не использованных А.С. Пушкиным. Это во многом позволяет судить о степени осведомлённости великого русского писателя...
 
А.С. Пушкин как исследователь в работе над «Историей Пугачёвского бунта».
 
 
 
...Больше четверти века имя Пугачева запрещалось произносить в царской России. В царствование Александра I появились первые, робкие попытки заговорить об этом восстании. Но до пушкинской "Истории Пугачева" литература об этом восстании была крайне скудна, тенденциозна и никак не могла удовлетворить серьезного исследователя. Сам Пушкин так характеризовал имеющуюся по этому вопросу литературу: "...история Пугачевского возмущения мало известна. В Записках о жизни и службе А. И. Бибикова мы находим самое подробное известие об оном; но сочинитель довел свой рассказ токмо до смерти Бибикова. Книжка, изданная под заглавием: Михельсон в Казани, есть не что иное, как весьма любопытное письмо архимандрита Платона Любарского, напечатанное почти без всякой перемены, с приобщением незначущих показаний. Г. Левшин, в своем Историческом и статистическом обозрении уральских казаков, слегка коснулся Пугачева. Сей кровавый и любопытный эпизод царствования Екатерины "мало известен"...
 
...О своих приемах исследования Пушкин рассказывает: "Я прочел со вниманием все, что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов in folio разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою"...
 
...Необходимо отметить, что доступ к этим материалам был чрезвычайно затруднен. Достаточно сказать, что без разрешения царя в такой архив, как Государственный или Сенатский, никто не допускался...
 
...Николай согласился на зачисление Пушкина в коллегию иностранных дел "с позволением рыться в старых архивах для написания истории Петра Первого".
 
Пушкин был зачислен на службу 14 ноября 1831 года. Вопрос же о допуске его в архивы разрешился только в январе следующего года. 12 января министр иностранных дел Нессельроде в своем докладе царю спрашивал: "Благоугодно ли будет Вашему Императорскому величеству, чтобы титулярному советнику Пушкину открыты были все секретные бумаги времен императора Петра I, в здешнем архиве хранящиеся, как то о первой супруге его, о царевиче Алексее Петровиче, а также дела бывшей тайной канцелярии". Николай ответил, что секретные бумаги времен Петра I могут быть открыты А. С. Пушкину только по назначению министра внутренних дел Блудова, причем "чтобы он прочтением оных и составлением из них выписок занимался в коллегии иностранных дел и ни под каким видом не брал бы вообще всех вверяемых ему бумаг к себе на дом".
 
Таким образом, Блудов являлся как бы предварительным цензором материалов, выдаваемых Пушкину.
 
Воспользовавшись позволением "рыться в архивах", Пушкин тайно ото всех отложил на время всторону задание написать историю Петра I и занялся сбором материалов о волновавшем его восстании крестьян под руководством Пугачева. Этим и об'ясняется тот факт, что среди материалов истории Петра нет почти выписок из архивных документов.
 
Пушкин, как мы уже сказали выше, тщательно скрывал от царя и его министров свою работу над историей Пугачева. И Николай I действительно ничего о ней не слышал. Впоследствии на одном из балов он сказал Пушкину: "Жаль, что я не знал, что ты о нем пишешь, я бы тебя познакомил с его сестрицей, которая тому три недели умерла в крепости..."
 
...В период, когда Пушкин работал над Пугачевым, положение его как общественное, так и бытовое все больше и больше осложнялось. Долги, зависимость от правительства, происки жандармов, доходившие до того, что читались личные письма Пушкина, угнетали поэта и отравляли ему жизнь. У него зарождается мысль об отставке. 15 мая 1834 года он пишет жене: "Дай бог тебя мне увидеть здоровою, детей целых и живых! Да плюнуть на Петербург, да подать в отставку, да удрать в Болдино, да жить барином! Неприятна зависимость; особенно, когда лет 20 человек был независимым". 8 июня он вновь пишет жене: "... я не должен был вступать в службу, и, что еще хуже, опутать себя денежными обязательствами... Теперь они смотрят на меня как на холопа, с которым им можно поступать, как им угодно. Опала легче презрения".

К концу июня решение об отставке вполне созрело, и Пушкин написал просьбу об этом Бенкендорфу. Удерживать поэта силой не было никакого расчета. Решили пригрозить немилостью и запрещением заниматься в архивах. 30 июня Бенкендорф сообщал Пушкину: "... На просьбу Вашу о предоставлении Вам в отставке права посещать Государственные архивы для извлечения справок Государь Император не из'явил своего соизволения, так как право сие может принадлежать единственно людям, пользующимся особенною доверенностью начальства".

Угроза неприятно подействовала на поэта. Он писал 4 июля Жуковскому по поводу письма Бенкендорфа: "...Получил официальное извещение о том, что отставку я получу, но что вход в архивы мне будет запрещен. Это огорчило меня во всех отношениях".

По совету Жуковского, Пушкин взял отставку назад.

В декабре 1834 года пушкинская "История Пугачева" вышла в свет. Встречена она была довольно холодно. В своем дневнике Пушкин записал: "В публике очень бранят моего Пугачева, а что хуже - не покупают. Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге, как о возмутительном сочинении..."
 
...Для создания "Истории Пугачева" Пушкин работал над материалами Петербургского архива инспекторского департамента, московского его отделения, материалами Московского главного архива министерства иностранных дел, Государственного архива, а также над материалами Нижегородского и Оренбургского архивов. Но количество дел, выданных Пушкину, было чрезвычайно незначительно. Правительство сделало все для того, чтобы, допустив Пушкина в архивы, фактически лишить его возможности их использовать. Пушкин из секретных архивов не получал ни одного документа без проверки Блудова, который пропускал к нему только второстепенные документы. Пушкину не показывали опись материалов, и он не знал, какой материал имеется и где он хранится. По советам друзей, по своим догадкам Пушкин определял, где должны были храниться эти документы, и, если он угадывал, - ему выдавали второстепенные материалы, в противном же случае отвечали чиновничьей отпиской: "Здесь такого материала нет", - не указывая при этом, где он хранится. Так, например письма Бибикова за 1774 год хранились в архиве Главного штаба, и в военном министерстве должны были это знать, но Пушкину ответили, что такого материала в архиве нет. На самом деле это была предосторожность. Неофициальные письма Бибикова за самый напряженный период борьбы с Пугачевым могли содержать сообщения, которые нельзя было "доверять" Пушкину.
 
В Государственном архиве к 1833 году было сосредоточено 114 обширных дел о Пугачеве: из тайной экспедиции, из сената, из следственных комиссий, функционировавших на местах, - а Пушкину выдали только 8! Уже одни эти цифры красноречиво говорят о препонах, которые ставились Пушкину в его работе в архивах. Его постоянно проверяли и ограничивали, опасаясь, что поэт извлечет оттуда компрометирующие самодержавие материалы, которых, кстати, там было достаточно.
 
Несмотря на это "История Пугачева" Пушкина - чрезвычайно оригинальное исследование, по-новому осветившее многие стороны пугачевского движения. Оно до сих пор не утратило своего историографического значения и представляет один из крупнейших источников изучения общего мировоззрения великого русского поэта.
 
К 100-летию со дня гибели А. С. Пушкина
"А. С. ПУШКИН - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПУГАЧЕВСКОГО ДВИЖЕНИЯ", П. СОФИНОВ
 
 
 

 


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 5
Аватар пользователя
Цитата: АРИУС
Про то что Пушкин встречался с очевидцами даже гдето пушкинисты писали и даже какието имена указывали, потом конечно все затихло и пошли художественные образы и официальные версии - как всегда.

Читай материалы Пушкина. http://pushkin.niv.ru/pushkin/text/pugachev/istoriya-pugacheva/predislovie.htm
Аватар пользователя
50 лет срок немалый, но всяко меньше, чем 236 лет. Тогда ещё живы были очевидцы событий, кому удалось выжить после карательных операций Екатерины II. Вопрос какие исправления его заставили внести в книгу, в том числе и Николай I
Аватар пользователя
Цитата: garik25
Xapiyc, а что же, по-вашему, было на самом деле?

А он сам не знает
Аватар пользователя
Xapiyc, а что же, по-вашему, было на самом деле?
Аватар пользователя
К архивам Пушкин допущен не был, а те материалы, которые ему подсунули, вполне могли быть компиляцией и измышлениями, коих немало можно было состряпать за 50 с лишним лет.
Целых полвека "...литература об этом восстании была крайне скудна, тенденциозна и никак не могла удовлетворить серьезного исследователя."
Сочинение поэта Пушкина 1834 года никак не улучшило освещение событий 1773—1775 годов: на свет появилось очередное "фэнтэзи", вполне в русле официальной изТориографии.
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: