Машкин.
- 12 мая 2016
- 1427
- 2
- gariun
-
Машкин
(Биографический словарь)
автор: С. П. Щавелев
МАШКИН Алексей Степанович
(1816–1904)
Курский педагог, этнограф-любитель.
Уроженец Корочанского уезда, с. Большого Городища. В Короче же закончил уездное училище и затем учительствовал. Позднее преподавал, служил попечителем (после выхода в отставку — почётным) Обоянских училищ.
Член-сотрудник Императорского Русского Географического общества (1856), куда им посылались рукописи с этнографическим описанием Обоянского уезда: отдельных «толков» раскольников, живших там же; словарь местных слов (около 1200); сборник хоровых и свадебных песен крестьян Курской губернии. Корреспонденции этого автора отмечены серебряной медалью упомянутого Общества (1860). Машкинский словарь курского наречия (около 1200 слов) был использован, в числе прочих источников, В.И. Далем для его знаменитого «Словаря живого великорусского языка».
Членствовал А.С. Машкин и в Курском Губернском статистическом комитете (1861), архив которого в свою очередь пополнялся его рукописями о «живой старине» края. Среди его работ есть «Описание горы «Городище»» и некоторые другие наблюдения за археологическими памятниками.
Его работа «О свадебных и хороводных песнях» (1901) отмечена пушкинской золотой медалью отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук.
Работы А.С. Машкина, как опубликованные в курской и петербургской печати, так и оставшиеся в рукописях, хранящихся в архиве ИРГО, своевременно и точно запечатлели разные стороны традиционного уклада жизни крестьян Курской губернии. Наступление новых общественных отношений в связи с промышленным переворотом и развитием капитализма в России во многом изменило этот уклад. Поэтому этнографические наблюдения А.С. Машкина приобрели характер историко-этнографического первоисточника и широко использовались в этом качестве учёными специалистами и краеведами.
Курочка. Сказка Машкина
Курский сборник. Издание Курского губернского статистического комитета под редакцией секретаря комитета Н. И. Златоверховникова. Вып. IV.
Материалы по этнографии Курской губернии. Часть III. Сборники Машкина. Приготовил к печати В. И. Резанов. Курск: Типография Губернского правления, 1903.
№ 10. Курочка. (редакция П.Безъязычного).
Жыл сабе дедушка ды бабушка, у йих была курачка рябинькия, снисла яечка краснинькия. Пасадили вани яечка у печку на дробничку . Мышка сигнула, хвостикам разбила, наском выпаласкала. Тын ускалыхалси, сарока перья падрала , баран испужалси - рага пазбил. Девка папова ишла по ваду, бачя, шо баран рага сабе бье - давай вёдры бить, валаса рвать.
Пабачил поп и бягить: «Шо ты, дура, робишь: нашо вёдры бьеш и валаса рвеш?» - «Ох, батюшка! кабы ты знал, ты п сабе плеш малатком разбил». - «А шо там такоя?» - «Та от шо: Жыл сабе дедушка ды бабушка; у йих была курачка рябинькия - снисла яечка краснинькия. Пасадили вани яечка у печку на дробничку. Мышка сигнула, хвостикам разбила, наском выпаласкала. Тын ускалыхалси, сарока перья падрала, баран испужалси - рага пазбил; а я вёдры бью, валаса рву. Поп давай сабе плеш малатком бить. Пападья мясила теста у дяжы , пабачила, шо поп плеш малатком бье, бягить и кричить: «Шо ты, поп, робиш: нашо плеш малатком бьеш?» - «Ах, пападья! кабы ты знала горя, ты п тестам хату вымазала». - «А шо там такоя?» - «Та от шо: Жыл сабе дедушка ды бабушка; у йихъ была курачка рябинькия, - снисла яечка краснинькия. Пасадили вани яечка у печку на дробничку. Мышка сигнула, хвостикам разбила, наском выпаласкала. Тын ускалыхалси, сарока перья падрала, баран испужалси, рага пазбил, девка наша ведры пабила и валаса выдрала, а я плеш малатком бью». Пападья и ну тестам хату мазать. Йидя дьичок: «Шо ты, матушка, робиш?» - «Кабы ты знал горя, ты б усе книги парвал и свечи паламал». «А шо там такоя?» - «Та от шо: Жыл сабе дедушка ды бабушка; у йих была курачка рябинькия - снисла яечка краснинькия. Пасадили вани яечка у печку на дробничку. Мышка сигнула, хвостикам разбила, наском выпаласкала. Тын ускалыхалси, сарока перья падрала, баран испужалси - рага пазбил, девка наша вёдры пабила, валаса выдрала, поп плеш малатком разбил, а я тестам хату мажу». Дьичок прибег у цэркву, давай книги рвать и свечи ламать. Пабачил панамарь. «Шо ты, дьичок, робиш?» - «Кабы ты знал горя, ты б у набат ударил, звоны п пабил». - «А шо там такое?» - «Та от шо: Жыл сабе дедушка ды бабушка; у йих была курачка рябинькия - снисла яечка краснинькия. Пасадили вани яечка у печку на дробничку. Мышка сигнула, хвостикам разбила, наском выпаласкала. Тын ускалыхалси, сарока перья падрала, баран испужалси - рага пазбил, девка папова ведры пабила, валаса павыдрала, поп плеш малатком разбил, пападья тестам хату вымазала, а я книги рву и свечи ламаю». Панамарь узлез на калакольню, и ну званить у набат, звоны бить. Збехси народушка. - «Чиго ты, панамарь, у набат звониш, звоны бьешь?» - «Кабы вы знали горя, так вы п сами сабе пабили». - «А шо там такоя?» - «Та от шо: Жыл сабе дедушка ды бабушка; у йих была курачка рябинькия - снисла яечка краснинькия. Пасадили вани яечка у печку на дробничку. Мышка сигнула, хвостикам разбила, наском выпаласкала. Тын ускалыхалси, сарока перья падрала, баран испужалси - рага пазбил, девка папова ведры пабила, валаса павыдрала, поп малатком плеш разбил, пападья тестам хату вымазала, дьичок книги парвал и свечи паламал, а я у набат званю и звоны бью». Народушка як начил дратца ды битца - и адин другога пабили!
Это – сказка из Слободской Украйны. И вот – народ, говоривший на этом языке, в эти же самые времена в поисках лучшей доли снялся с места - и с детьми, и со всеми пожитками переехал на Донбасс, и принялся рыть шахты, строить домны с мартенами для Юза, Горлова, Иловайского и Алчевского, а после - и долбить уголь, и плавить чугун, и катать рельсы. А позже, вместе с революцией, к нему приехали киевские грамотеи из Центральной Рады и стали агитировать за Украину без кацапов (то есть - без них!) и жидов. А сомневавшихся – подтолкнули кайзеровскими штыками. Но - недолго музыка играла! Коммуняки – завели свою. Хотя была она и примитивной, а всё ж – и демократы от неё не отказались! Народ тоже заговорил - ну почти по-городскому, однако у него так и не прорезалась святая для каждого украинца любовь к Днепру и Карпатам. И вот – опять Рада из Киева, но уже не с листовками, а с автоматами и гарматами – принялась угрожать гратами и гирлыгами, отрывать непонятливым и несмышленым руки, ноги и головы. И тут – уже совсем не до сказок!
Расскажи в социальных сетях:
Статья - совсем не фантастическая, так зачем же выдумывать то, чего в ней нет? Ведь написано же, что сказка - из Слободской УкрАйны, а народ - кацапы. Вот такой у них язык.