Меню
Последние новости России и Мира » Блоги » Русский церковный раскол и северцы.

Русский церковный раскол и северцы.

  • 25 мая 2016
  • 1948
  • 0
  • gariun
  • Функционал

Русский церковный раскол и северцы.

 

      В  1551 году состоялся  Стоглавый собор – церковный  и  земский  собор,  сборник  решений  которого  состоит  из  100  глав.  На  нём  было  упорядочено  и  приведено  к  единообразию  богослужение.

     Великий  Государь  Царь  Алексей Михайлович (1629 – 1676)  взошёл на престол в 1645 году.


     Патриарх Иосиф  возглавлял  церковь  в 1642 – 1652  годах.


     В Малороссии к  1654  году  богослужебный чин уже был приведён  в  единообразие  и соответствие с греческим.


     В 1648 г. под  вековым  давлением  церкви  были запрещены скоморохи,  и,  стало  быть,  ограничено  распостранение  северского  языка,  музыки  и  песен,  а  в 1648 – 1649 годах   налоговые  эксперименты  привели  к  «соляному  бунту».


     Соборное уложение 1649 года ввело крепостное право и  оно  же  поставило церковь в подчинённое положение государству.


     Заключение  договора  о  приёме  на  царскую  службу  днепровского  казачества  вместе  с  занимаемой  им  территорией,  официально  считающейся  польскими  коронными  землями,  автоматически  явилось  (и  в  действительности  послужило)  причиной  объявления  войны  с  Ржечью  Посполитой 1654 – 1667 годов. Война  привела  к  выпуску с 1654 г. по 1663 г. медных  монет  вместо  серебряных  и  к  «медному  бунту» 1662 г.


     Оживление греческого влияния было призвано  укрепить  единство  с  Малороссией,  а  также  противостоять влиянию католицизма и протестантизма.


     Ставший  в  1652  году  патриархом  Никон  (Никита  Минич  Минин)  хотел  дать действительную силу титулу «Великого Государя», который  ему  был  пожалован  царём  наравне  с  собой.  Поэтому  он  поставил  задачу  установить полное согласие и единение церкви русской с другими поместными православными церквями,  чтобы Патриарх всея Руси: 1) приобрёл главенство над царём;  2) мог занять соответствующее место среди высшей иерархии Вселенской церкви.  Однако  это  не  соответствовало  царским  целям,  и  в 1658 году царь лишил патриарха  Никона  титула «Великого Государя»,  и  тот удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который сам основал в 1656 году и имел в личной собственности.  Однако  лишён сана  он  был  после  длительных  проволочек  лишь  на  Большом Московском соборе в 1666 году.

     Московский церковный собор 1667 года отлучил непокорных старообрядцев от Православной Церкви, положив начало расколу.  Подлинность  же  содержания  глав  Стоглавого  собора,  на  которых  было  основано  старообрядчество,  и  которые  входили  в  противоречие  с  нововведениями  Никона,  стала  подвергаться  сомнению  вплоть  до  середины  19-го  века.


     С 1670-х годов начались самосожжения,  всего за 17-й век  погибло около  20 тыс. человек.


     В 1681 году было запрещено  распостранение  древних книг,  в 1682  году – сожжён протопоп Аввакум,  ранее  призывавший  к  самосожжениям.


     В  итоге - потерпела  неудачу  попытка  Никона  подчинить  церковной  власти светскую.  Единая  же  церковь оказалась расколотой  и  ослабленной.  Кроме основания Славяно-Греко-Латинской академии,  это привело  к  появлению  в  Москве  иезуитов  и протестантов.


     При сильной церкви, без церковного раскола - любые реформы были бы невозможны.

 

     С 1660 г. на территории Стародубского полка стали появляться первые староверы.


     В 1678 г. отец Кузьма  из  церкви  на  Кулишках  и 12  его прихожан  появились  на Стародубье. Их поселили в местечке Понуровке.  Население особенно умножилось после поражения стрельцов в 1682 году («Хованщина»). В дальнейшем прибыли калужские и тульские староверы.


     В 1681 году царь Фёдор Алексеевич (1661 – 1682,  на престоле 1676 - 1682)  жаловался на церковном Соборе, что староверы сильно умножились  в  Путивле.


    Царевна  Софья Алексеевна  (1657 – 1704,  регентша  при младших  братьях  в  1682 – 1689 г.)  правила  страной  до  своего  отстранения  от  власти  Петром  Алексеевичем.


    Закон «12 статей» Московского государства Российского царства,  принятый  при  регентстве царевны Софьи в 1685 г. под влиянием патриарха  Иоакима  о поимке и возврате староверов и разорении их жилищ – предписывал  их имущество продавать, а деньги присылать в Москву. Хотя  Стародубье   входило  не  в  Московское  государство,  а  в  состав  «Северных  стран»,  староверы  стали  подвергаться  преследованиям,  что  привело  к уходу  большинства староверов на остров Ветку в Ржечь Посполитую («Общее Дело»). Туда же позже  переселились и часть  староверов  с  разгромленного в 1706 году Керженца,  а  другая  их  часть - с  Керженца  переселилась  на  Иргиз.  Указом  царя  Петра  Алексеевича,  за  заслуги  в  партизанской борьбе  со  шведскими  войсками, прекратилось  преследование  староверов.  В 1701 г.  учреждена  слобода  Зыбкая,  куда вернулась часть староверов  с  Ветки.  После  учреждения  Белокриницкой  иерархии  в 1846 г. – староверские  общины  были  отданы  ей  в  подчинение.


    Становление старой веры связано с основанием в Рыльском уезде Льговского монастыря.  На территории  нынешних Орловской, Курской и Белгородской областей с 1680 года появились староверы-стрельцы и поморы. С началом преследований староверы почти полностью сбежали на Ветку.


    После поражения Булавинского восстания (1707 – 1709 г.) Донское  казачье  войско потеряло независимость и вошло в  Российское царство. Осенью 1708 г. Игнат Некрасов с 2 тыс. казаков и их  домочадцев перешёл через  реку  Чир  в  Кабарду. Позже  некрасовцы переселились во владения  Крымского ханства  на  Кубань и на Тамань. После смерти Некрасова  в 1640 - 1678 годах  казаки  по  морю  челнами  мимо Самсуна   и  с табунами  по  берегу  ватагами  прибывали  в  низовья Дуная.  В  дальнейшем  староверы-некрасовцы  сделались  беспоповцами,  и  соблюдали  «Игнатов  завет»  намного  строже,  чем  обряды  старой  веры,  поэтому  часть  некрасовцев  переселилась  за  Дарданеллы,  а  большинство – всё  же  осталось  среди  местных  липован,  и  звалось  «дунаками».


    На  Ветке  (и  в  окрестных слободах)  жило 40 тыс. человек. Её  разрушал в 1735 году полковник  Сытин,  когда  14 тыс. человек  было отправлено в Россию, из них многие оказались на территории современной Белгородской области, а остальные разбежались по окрестностям,  и  в 1764 году – окончательно – генерал Маслов. Было угнано в Россию 20 тыс. человек.  Впоследствии они частично возвратились на Стародубщину,  а  часть  их – осела на Белгородской земле. Ветковцы  расселились  также  в  Бобруйском  и  Борисовском  поветах  Минского  воеводства,  где  положили  начало  общинам  старообрядцев-поморян. Старообрядцы  жили  общинами  единоверцев,  либо  обособленными  семьями  вдали  от  иноверцев.  Часть староверов после каждой «выгонки Ветки» уходила в южную часть Ржечи Посполитой, на Подолье. Там они находили местных  православных  христиан, не охваченных церковными нововведениями,  и  при  их  поддержке  получали  в  аренду  у  местных  помещиков  земельные наделы. Поскольку они после нахождения на одном месте более 10 лет подлежали прикреплению к занимаемой земле, то были вынуждены уходить  на территорию Оттоманской Порты  и  вливаться  в местные православные общины, существовавшие задолго до церковного раскола,  и  подчинявшиеся  Ясской  митрополии.


     На  Подолье  до  сих  пор  существует  множество  сёл  с  одинаковым  названием – «Пилипы» – населённых  староверами,  которых  окрестные  украинцы-подоляне  называют  «пилипонами».  Бытующие  в  этих  сёлах  предания  плохо  сочетаются  или  же  просто  противоречат  изложенным  выше  сведениям  о  церковном  расколе.  Так,  в  селе  Пилипы-Хребтиевские  Хмельницкой  области  считают,  что  их  село  было  основано  выходцами  с  территории  современных  Курской  и  Орловской  областей  в  1735  году  (когда  там  староверов  не  было),  зато  в  это  время  состоялась  известная  1-я  «выгонка Ветки».  Однако  в  этом  селе  говорят  на  северском  языке,  как  и  в  Курской  области,  а  не  на  русском  просторечии,  как  в  Московской,  или  как  говорили  староверы  на  Ветке.  Отсюда  следует,  что:  либо  выходцы  с  Ветки  основали  село  совместно  с  местным  северским  населением,  составлявшим  большинство,  либо  же  это  северское  большинство  прибыло  из  Курской  губернии  намного  позже  основания  села  и  навязало  свой  язык.


     В  селе  же  Пилипы-Боровские  Винницкой  области  считают,  что  их  село  образовано  выходцами  из  подмосковного  села  Плоскова  в  1656  году  (т.е  раньше  появления  староверов  на  Стародубье!),  которые  первоначально  были  вывезены   в  Одесскую  (!)  область  (т.е.  на  земли  Оттоманской  Порты),  основали  там  село  с  таким  же  названием  Плосков,  и  к  ним  в  это  село  приезжал  патриарх  Никон  во  время  своего  патриаршества  (!)  с  призывом  покаяться.  Конечно,  подмосковные  жители  могли  быть  перевезены  по  Днепру  в  самые  его  низовья,  но  вряд  ли  это  произошло  в  начале  патриаршества  Никона,  да  ещё  чтобы  он  путешествовал  из-за  них  в  басурманскую  Порту!


     А  вот  в  селе  Русские  Пилипы  Житомирской  области  староверы  говорят  на  русском  языке  с  незначительным  (как  и  подобает)  северским  влиянием.


     В 1850 году в Орле появились «австрийцы» - староверы Белокриницкой иерархии.


     В  с. Кошлаково  Корочанского  уезда  в  1860  году  был основан поморский  женский  монастырь,  который  просуществовал  до  1925  года.


     Выходцы  с  Ветки были беглопоповцами, они не считали грехом сообщение с православными в питье и еде.  Современные  же  дунаки  и  липоване  являются  поповцами  и  вошли  в  подчинение  Белокриницкой  иерархии.  Они  избегают  общаться  с  новообрядцами.


      Несмотря  на  прибытие  на  Дунай  значительного  числа  староверов  после  2-й  «выгонки  с  Ветки»,  а  также  и  на  дальнейшее  прибытие  небольших  групп  русских  староверов,  говоривших  на  московском  просторечии,  все  дунайские  староверы  говорят  на  северском  языке,  молятся  на  церковнославянском,  но  плохо  знают  русский  и  не  умеют  на  нём  писать.  К  тому  же  некоторая  часть  липован  вместо  использования  возвратной  формы  глаголов использует  в  разговоре  перед  глаголами  местоимение  «ся»,  что  свидетельствует  о  длительных  контактах  с  болгарами,  и  не  могло  быть  привнесено  ни  русскими  староверами,  ни  выходцами  с  Северской  Земли.


     Обучение  русскому  языку  румынских  липован  в  воскресных  школах,  при  полном  отсутствии  обучения  северскому – малоэффективно,  и  молодёжь,  как  правило,  не  говорит  по-русски.  Легче  положение  на  Украине  и  в  Молдове,  где,  при  обучении  на  государственном  языке,  в  школах  существуют  уроки  русского  языка,  но  тоже  нигде  не  изучают  северский  или  хотя  бы  близкий  ему  белорусский.  Но  правительство  РФ  не  озабочено  положением  русских  людей  за  рубежами  страны.


       В  настоящее  время   старообрядцы  РПСЦ  России,  Украины  и  Молдовы  находятся  в  подчинении  Московской  митрополии,  а  старообрядцы  Румынии  и  Болгарии –  в  подчинении  Белокриницкой  митрополии  РПСЦ.  Существует  и  Русская  Древлеправославная  Церковь,  имеющая  своего  патриарха  с  резиденцией  в  Москве,  и  Древлеправославная  Поморская  Церковь  с  Единым  Советом  ДПЦ  в  Санкт-Петербурге.


      Вывод:  липоване  низовий  Дуная,  Добруджи,  Бессарабии  и  Подолья  являются  преимущественно  потомками  северцев,  издавна  живших  на  Днестре,  Пруте  и  Дунае,  и  известных  в  исторической  науке  с  7-го  века  как  одно  из  7-ми  племён,  составивших  болгарский  народ.  Они  говорят  на  северском  языке.  Первоначальное  православие  было  им  принесено  сербскими,  македонскими  и  болгарскими  священниками,  и  оно  не  сильно  отличалось  от  старообрядчества,  принесённого  намного  более  поздними  переселенцами  с  Ветки,  и  воспринятого  ими  в  дальнейшем,  но  без  заимствования  их  русского  языка.  Таким  образом,  липоване  премущественно  являются  частью  единого  народа  северцев,  разделённого  историческими  событиями,  произошедшими  после  принятия  православия,  и  стремительно  подвигаемого  к  полному  исчезновению.

 


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: