Клиповое мышление. Без воли, без истории
- 7 августа 2015
- 2707
- 1
- AAARIS
-
Примета нашего времени – формирование клипового мышления, когда информация подается массам в короткой и яркой форме, как бессвязный калейдоскоп событий, лишенный логической последовательности. Клиповое сознание приводит не только к тому, что современный подросток не способен осилить школьный курс классической литературы, но и к дрессировке взрослых людей, лениво обмусоливающих часы Пескова или уничтожение санкционных продуктов.
На просторах интернета обитает огромное количество клиповых людей, погружающих себя в поток негатива. Клиповый просматривает топовые новости, из которых узнает, что в России ежедневно лютуют маньяки, случаются катастрофы, арестовываются и выходят за свободу взяточники, беснуются гомофобы, предлагаются безумные законы (про то, что львиная их доля не доходит даже до первого заседания Госдумы, журналисты предпочитают молчать). Окружающая реальность представляется одной большой криминальной сводкой и хроникой скандалов, после чего делается вывод, что “в этой стране жить нельзя”, “пора валить”, “все люди как люди, одни мы такие”.
Характерный образчик создания клипового (или кадрового) мышления – популярный паблик “Лентач”, самозабвенно перерабатывающий поток новостей в нечистоты: любое событие будет высмеяно, обгажено, доведено до абсурда обезьяньими ужимками. Коллективный “Лентач” формирует новых нигилистов, ничевок, для которых нет святынь, а есть лишь поток трэшака.
Клиповый человек – это человек без Истории (с большой буквы), у него есть лишь набор маленьких ежедневных баек, которые он тут же забывает, подхватывая новый тренд. В клипе нет глобального смысла, есть лишь короткий мессидж, который вставляет или не вставляет. Современный политически подкованный субъект – это не тот, кто отличит идеи тори от виги, а тот, кто больше других в теме – кто знает новости и про Паука, и про Тесака, и про Кургиняна, и про Кардашьян.
Естественно, клиповые обитают далеко не только в интернете. Лидирующий производитель клипов – это, конечно же, современное телевидение, правда с обратной, по сравнению с блогосферой, направленностью. Насмотревшись зомбоящика, клиповые начинает рассказывать о том, как замечательно сейчас живется в российской стране, подчас путая любовь к Родине и любовь к начальству. Очередная спортивная победа или репортажи о повседневной деятельности первых лиц государства, вперемешку с демаршами звезд шоу-бизнеса действуют на таких людей как укол эндорфина заставляют забыться, войти в состояние позитивного дурмана.
Человеку, подсевшему на телекайф, кажется, что Россия уже всех победила, всех обогнала, всех обыграла в футбол, и нет нужды что-либо серьезно менять, пересматривать прошлые ошибки, называть своими именами преступников и негодяев. Здесь бесполезно вести разговор о динамике развития тех или иных отраслей промышленности или проследить за выполнением предвыборных обещаний. Выборы – это апофеоз клиповости: даже маститые политологи не сразу вспомнят, чем, скажем, различалась предвыборная программа думских партий в 2007 и 2011 году, не говоря уж о контроле того, насколько выполнено обещанное. Впрочем, какая может быть программа у актеров общества спектакля, раз в четыре года открывающих свое шапито?
Принято ругать советское ТВ, однако раньше существовало четкое правило – на один час эфирного времени, занятого развлекательными программами, выделялся час времени познавательных программ. На практике это реализовывалось так себе, и длительные сюжеты про новый способ удвоения удоя молока или увеличение популяции тутовых шелкопрядов не пользовались большой популярностью, однако принцип был благородный – не только развеселить, но и объяснить. Людям пытались преподнести смысл процессов – рассказать, как работает экономика, как взлетают космические корабли, каковы направления геологоразведки. Не случайно в первые годы перестройки общественный диалог отличался небывалым для современных граждан интеллектуальным накалом – миллионы людей на высоком уровне понимания обсуждали серьезнейшие вопросы. Однако, эти же граждане оказались наивно бессильны перед новыми формами пропаганды, пробравшимися под видом гласности, за которой вскоре хлынула волна откровенной дебилизации.
Формирование клипового мышления – это верный способ выключить народ из создания истории, лишить людей роли вершителей судьбы и отдать рычаги управления узкому кругу манипуляторов, “действительно компетентных лиц”. Почему так происходит?
Во-первых, клиповые не обладают логикой (когда-то этот предмет, который нынче не преподается даже в большинстве вузов, даже входил в обязательную школьную программу), перед ними набор хаотичных картинок, причем масштабы управляемого хаоса расширяются благодаря мировой сети. Среднестатистический индивид имеет возможность добыть практически любую информацию, однако не в состоянии ее обработать, не может составить логическую цепочку, а значит докопаться до сути.
В-вторых, люди, больные клиповым мышлением, не способны к решению совместных задач, требующих длительного участия. Людей приглашают на съемочную площадку, после чего начинается шоу, будь то прибивание мошонки к мостовой или майдан. После завершения съемок клипа актеров и публику отправляют восвояси, где счастливчики рассказывают о том, что видели все своими глазами. Будут ли съемки нового шоу – зависит от воли режиссера, рейтинга продаж и намерения спонсоров. Клиповый человек лишен прошлого и будущего: актеры и зрители не имеют корней, воли, почвы, они могут быть трагичны или комичны, однако бессильны против того, кто определяет сценарий.
Расскажи в социальных сетях:
Ну вот и глубокоспящие начинают просыпаться
Всем счастья разума и ража.