Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Авторское » Научно-технический прогресс.

Научно-технический прогресс.

  • 21 декабря 2010
  • 12553
  • 4
  • ZeroK
  • Функционал


Я знаю только то, что я ничего не знаю, но многие не знают даже этого!

Сократ

 

Научно-технический прогресс (НТП) неразрывно связан с существованием человечества.

 

НТПэто непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний.

 

НТП можно назвать качественным проявлением разумности человека.

 

 

Вот, например, недавно выяснили, что люди освоили сложную технологию изготовления каменных наконечников стрел на 55 тысяч лет раньше, чем считалось. К такому выводу пришла группа ученых, статья которых опубликована в Science. Коротко об исследовании пишет New Scientist.

Специалисты работали в пещере Бломбос на территории ЮАР. В числе найденных там многочисленных артефактов возрастом 75 тысяч лет ученые обнаружили наконечники для стрел, выполненные из силкрита - затвердевших слоев кремнезема. Ранее другой коллектив исследователей показал, что некоторые из наконечников были обработаны по технологии отжимной ретуши, которая позволяет заострить изделие. Суть технологии заключается в следующем: к краю почти готового наконечника с усилием прижимается другое орудие, при движении которого от наконечника отслаиваются тонкие фрагменты кремнезема.

 

Научно-технический прогресс.

 

До обнаружения в пещере Бломбос наконечников, обработанных с использованием отжимной ретуши, считалось, что эта технология была придумана намного позже - около 20 тысяч лет назад. Более того, ученые полагали, что изделия из силкрита нельзя обработать подобным образом, так как при использовании второго орудия поверхность наконечника трескалась. Единственный способ преодолеть эту сложность - нагреть наконечник перед финальной обработкой. Изучив сколы найденных в пещере заостренных наконечников, исследователи заключили, что обитатели Бломбоса так и делали.

Чтобы проверить свою догадку, специалисты попытались самостоятельно изготовить наконечники из найденного вокруг пещеры силкрита. Как и ожидалось, без термической обработки материал крошился, а после нагревания хорошо обрабатывался при помощи отжимной ретуши.

Недавно другой коллектив исследователей представил доказательства того, что древние люди освоили еще одну сложную технологию раньше, чем было принято считать. Ученые нашли на орудиях для перемолки возрастом 32 тысячи лет остатки растительного материала - до сих пор исследователи полагали, что в этот период диета людей состояла преимущественно из мяса, и производство хлеба освоено еще не было.

 

 

Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему.

Сократ

 

 

Так с появлением новых технологий и обработки материалов жизнь человека облегчается, так же этому способствует производство более качественных инструментов, высвобождается больше свободного времени, которое человек может посветить, не только своему выживаю, но другим не менее важным делам и вопросам.

 

Чем больше группа людей проживающих вместе, тем более интенсивно может идти процесс научно-технического прогресса (НТП). И это не обязательно будет связано с переделкой окружающей природы под себя. Люди так же могут интегрироваться в естественные природные условия без вреда для окружающей среды, но даже и с пользой при мудром подходе.

Если же популяция невелика, вплоть до одного человека, то это может вообще никак не отразится на окружающей среде. Так человек не вносит дисбаланс в окружающий мир и при этом полностью себя обеспечивает, разумеется, для этого необходимы отработанные умения и навыки, но и некоторые инструменты, как результат НТП лишними не будут.

 

 

 

Отрывок из книги Владимира Серкина «Шаманский лес».

09.05.99

Шаман предложил мне забрать несколько килограммов красной икры для родственников. Раньше он не говорил о хозяйстве, но я предполагал, что, живя в столь суровых местах, Шаман ведет жестокую борьбу за существование. Это предположение заставляло меня захватывать лишние продукты и не налегать на угощения Шамана. Сегодня выяснилось, что мои предположения неверны. Наоборот, Шаман думает, что он живет в хороших условиях, а я в городе тяну с большим напряжением.

—   В городе прожить легче. Оставь икру себе.

—   Скоро будет новая. Хорошо бы вы съели эту до июля. В городе потруднее прожить.

—   У тебя так много икры?

   Солю одну бочку в путину. (Стандартный деревянный бочонок — 50 л. Икра тяжелее воды) Если разделить на все дни года —   около ста пятидесяти грамм на день. Ни один человек столько не съест.

   Что ты еще заготавливаешь на зиму?

   Бочку грибов, пару бочек лосося, бочку разнорыбицы, пару-тройку банок краба, бочонок брусники морожу, по банке рябины, голубики, потом папоротник, морская капуста, шишка, шикша, красный корень, черемша, дикий лук… Глянь в леднике.

   Теперь понял, почему ты не взял витамины. А тогда подумал, что из-за щепетильности насчет химии.

   С витаминами здесь получше.

   Килограммы ценнейших продуктов на день! Зачем Кузьма тебе привозит крупу, картошку? Зачем мы охотились?

   Крупы, картошка, хлеб — углеводы. Охотимся редко, это — практика.

   Значит тебе не нужны продукты, которые я приношу?

   Разнообразие радует. Апельсин, лимон, томаты, киви эти интересны. А консервы или концентраты…

   И сколько времени у тебя уходит, чтобы кормиться год?

   Если считать рабочий день по пятнадцать часов, то дней десять-двенадцать.

   Десять дней кормят год?

   Говорю же, в городе жить потруднее. Зря ты пренебрегаешь добычей.

   Теперь призадумаюсь. Почему так?

   В городе ты должен покупать родне и себе то, что не нужно для жизни: модные вещи, технику, мебель, напитки, подарки… Всего не перечесть. Здесь ты свободен от этого.

   Но это нужные вещи. Отношения, уровень, престиж, наконец.

   Тебе пока лучше жить и практиковать в городе.

 

 

 

Подобным образом могут жить и дикие племена, которые ещё сохранились где-то на планете, а так же отшельники. В современном обществе так же существуют поселения людей, построенные по схожему принципу (общины, коммуны), фермерские хозяйства, а в России набирает темпы развитие так называемых родовых поместий. В зависимости от личных убеждений, некоторые люди ограничивают себя в достижениях НТП, так старообрядцы-беспоповцы в Сибири, например, живут, отказавшись от электричества, аналогично в Америке живут мормоны. Но такие самоограничения вовсе необязательны, так как при грамотном подходе можно пользоваться практически всеми благами НТП и не вредить окружающей среде.

 

 

При развитии НТП становится возможным укрупнение поселений, так как появляются новые средства и способы обеспечения жителей всем необходимым. Разумеется, при этом желательно сохранять экосистему в норме, но, к сожалению, даже на нынешнем этапе развития это не всегда получается.

Для справки: http://ru.wikipedia.org/wiki/Самые_большие_города_мира_в_истории.

 

 

При увеличении численности людей и расширении обжитой территории появляется возможность разделения по профессиям. Таким образом, каждый человек может более углубленно заниматься своим делом. В зависимости от идеологии общества подобная классификация могла проходить по двум принципам:

·         эксплуатации человека человеком;

·         взаимоуважения человека к человеку.

 

 

 

Структурное устройство общества.

Одним из распространённых способов такого разделения было рабство.

По современным представлениям, в эпоху первобытного общества рабовладение сначала отсутствовало полностью, затем появилось, но не имело массового характера. Причиной этого был низкий уровень организации производства, а первоначально — добывания пищи и необходимых для жизни предметов, при котором человек не мог произвести больше, чем необходимо для поддержания его жизни. В таких условиях обращение кого-либо в рабство было бессмысленно, так как раб не приносил пользы хозяину. В этот период, собственно, рабов как таковых не было, а были только пленники, взятые на войне. С древнейших времён пленник считался собственностью того, кто его захватил. Эта сложившаяся в первобытном обществе практика явилась фундаментом для возникновения рабовладения, поскольку закрепила представление о возможности владения другим человеком.

В межплеменных войнах пленников-мужчин, как правило, либо не брали вовсе, либо убивали (в местах, где был распространён каннибализм — поедали), либо принимали в победившее племя. Разумеется, были исключения, когда пленённых мужчин оставляли в живых и заставляли работать, либо использовали в качестве менового товара, но общей практикой это не было. Немногие исключения составляли мужчины-рабы, особо ценные из-за каких-то своих личных качеств, способностей, умений. В массе же больший интерес представляли захваченные женщины, как для рождения детей и сексуальной эксплуатации, так и для хозяйственных работ; тем более что гарантировать подчинение женщин как физически более слабых было гораздо проще.

 

 

Чем больше узнаю людей, тем больше ценю мою собаку.

Сократ

 

 

Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству. С одной стороны, это производство, особенно при примитивной технике, требует весьма значительных затрат труда, с другой — работник может произвести существенно больше, чем необходимо для поддержания его жизни. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. Тогда и сложилась рабовладельческая система, просуществовавшая многие века — как минимум, с античных времён до XVIII века, а кое-где и дольше.

В этой системе рабы составляли особый класс, из которого обычно выделялась категория личных, или домашних рабов. Домашние рабы всегда находились при доме, прочие же работали вне его: в поле, на строительстве, ходили за скотом и так далее. Положение домашних рабов было заметно лучше: они были лично известны господину, жили с ним более или менее общей жизнью, до известной степени входили в состав его семьи. Положение прочих рабов, лично мало известных господину, часто почти не отличалось от положения домашних животных, а иногда бывало и худшим. Необходимость удержания больших масс рабов в подчинении привела к появлению соответствующей юридической поддержки права владения рабами. Помимо того, что сам хозяин обычно имел работников, чьей задачей был надзор за рабами, законы сурово преследовали рабов, попытавшихся бежать от хозяина или взбунтоваться. Для усмирения таких рабов широко применялись самые жестокие меры. Несмотря на это, побеги и восстания рабов были нередки.

По мере роста культуры и образованности общества среди домашних рабов выделился ещё один привилегированный класс — рабы, ценность которых определялась их знаниями и способностями к наукам и искусствам. Существовали рабы-актёры, рабы-учителя и воспитатели, переводчики, писцы. Уровень образования и способностей таких рабов нередко значительно превышал уровень их хозяев, что, впрочем, далеко не всегда облегчало их жизнь.

Положение рабов постепенно, путём очень долгой эволюции, изменялось к лучшему. Разумный взгляд на собственную хозяйственную выгоду вынуждал господ к бережливому отношению к рабам и смягчению их участи; это вызывалось также и соображениями безопасности, в особенности, когда рабы в количественном отношении превосходили свободные классы населения. Изменение отношения к рабам сначала отражалось в религиозных предписаниях и обычаях, а затем и в писаных законах (правда, можно отметить, что закон сначала взял под защиту домашних животных, и только потом — рабов). Разумеется, ни о каком уравнении рабов в правах со свободными людьми речи не было: за один и тот же проступок раба наказывали несравненно строже, чем свободного человека, он не мог жаловаться в суд на обидчика, не мог владеть собственностью, вступать в брак; по-прежнему господин мог его продавать, дарить, тиранить и т. д. Однако уже нельзя было безнаказанно убить или изувечить раба. Появились правила, регулировавшие освобождение раба, положение рабыни, забеременевшей от своего господина, положение её ребёнка; в некоторых случаях обычай или закон давал рабу право переменить своего господина. Тем не менее, раб все-таки оставался вещью; меры, которые принимались для защиты раба от произвола господина, носили чисто полицейский характер и вытекали из соображений, не имевших ничего общего с признанием за рабом прав личности.

 

Научно-технический прогресс.

Спартак, французская скульптура. Лувр, 1830 г.

 

Но как следствие такого устройства общества не редко возникали восстания. Так, например, Восстание Спартака — величайшее в древности и третье по счёту (после двух Сицилийских восстаний) восстание рабов. Последнее восстание рабов в Римской республике датируется обычно 75 (или 73)—71 гг. до н. э. Восстание Спартака было единственным восстанием рабов, представлявшим прямую угрозу центральной Италии. Окончательно разгромлено в основном благодаря военным усилиям полководца Лициния Красса. В последующие годы оно продолжало оказывать косвенное воздействие на политику Рима.

Между 73 и 71 г. до н. э. группа беглых рабов — первоначально небольшая группа из примерно 78 беглых гладиаторов, которая переросла в группу из более чем 120 000 мужчин, женщин и детей, относительно безнаказанно перемещалась по Италии под руководством нескольких лидеров, в том числе знаменитого гладиатора Спартака. Трудоспособные взрослые мужчины из этой группы составляли удивительно эффективный вооруженный отряд, который неоднократно показывал, что может противостоять римской военной мощи, как в виде местных патрулей и милиции, так и в виде подготовленных римских легионов под консульским командованием. Плутарх описывал действия рабов как попытку сбежать от своих хозяев и уйти через Галлию, в то время как Аппиан и Флор изображали восстание как гражданскую войну, в которой рабы вели кампанию по захвату самого Рима.

Растущая тревога римского сената по поводу продолжения военных успехов армии Спартака, а также грабежи в римских городах и сельской местности, в конечном итоге привели к тому, что республика пустила в ход армию из восьми легионов под жёстким, но эффективным руководством Марка Лициния Красса. Война закончилась в 71 году до н. э., когда армия Спартака, после долгих и кровопролитных боев, отступая перед легионами Красса и понимая, что легионы Помпея и Лукулла продвигаются с целью захватить восставших, была полностью уничтожена, оказав при этом ожесточённое сопротивление.

 


 

На востоке так же было рабство, например в Китае. Уже за двенадцать, по крайней мере, веков до н. э. в Китае были рабы, но только общественные. Ими становились пленники или осуждённые, преимущественно за политические преступления: бывало так, что целые области подвергались этому наказанию. Термин си, обозначающий рабство, встречается в письменных источниках начиная с XIV в. до н. э.

Постепенно рабство из общественного употребления перешло и в частную жизнь. Кроме войны, источником рабство служила продажа главою семейства своих детей, внуков, племянников, а также и продажа самого себя, и в Китае этот источник был более обилен, чем где бы то ни было в другом месте. Право господина над рабом — наследственное, вечное, безусловное: закон не давал рабу никаких средств для того, чтобы выкупиться на свободу. Но в более недавние времена встречаются примеры массовых освобождений рабов императорами с целью вознаградить убыль, причиненную войной, и пополнить кадры податных сословий.

Рабство в Китае, несмотря на полноту власти господина, по-видимому, довольно мягко. Императорские указы признают за рабом личность. «Среди творений неба и земли, — читаем мы в одном из них, — человек — самое благородное... Те, кои убивают своих рабов, не могут скрывать своего преступления... Те, кои выжигают на них клеймо, будут судимы по закону. Рабы заклеймённые становятся гражданами».

Кодекс практической морали, играющий здесь очень важную роль, говорит о необходимости рабу иметь свою семью. Семья раба жила в доме господина, нередко почти на равной ноге с его семейством. Рабыни почти ничем не отличались от младших жён, которые также приобретались путём покупки и были подчинены старшей жене. Рабы-мужчины часто пользовались доверием господина. Тот же кодекс практической морали заставлял господ относиться к рабам ласково, ухаживать за ними, когда они больны и т. д. Существование массы свободных земледельцев и ремесленников привело к тому, что в Китае рабство было исключительно домашним, да и тут сыновний долг, обязывающий детей лично служить родителям, устранял отчасти необходимость в рабских услугах. Поэтому рабство всегда было сравнительно мало развито (двадцать рабов было признаком большой роскоши).


 

 

Рабство было и в Индии, как это следует из  законов Ману. Они дают о рабстве в Индии несколько больше сведений. В этих законах перечисляются виды рабства: «человек, взятый в плен на войне, раб, который служит из-за пищи, рождённый в доме, купленный, подаренный, ранее принадлежавший отцу своего настоящего владельца, и человек, который отрабатывает долг». Раб не имеет собственности, так как он сам и всё, что у него есть, принадлежит господину. Свидетельство раба не принимается во внимание. На хозяина законы Ману возлагают обязанность не сердиться на рабов и переносить их обиды без гнева. Класс рабов здесь замыкался в стены домов и вообще не имел большого значения, так как весь общественный и подневольный труд несли на себе шудры (судры).

 

Научно-технический прогресс.

 

Об особенностях кастовой системы сложившейся в Индии. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами».

Варна — относится к делению древнеиндийского общества на четыре основных сословия:

·         брахманы — жрецы, учёные, подвижники

·         кшатрии — воины, правители

·         вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы

·         шудры — слуги, наёмные рабочие.

 

 

Впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте» «Риг-веды», где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши: «Когда Пурушу расчленили…, его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра — вайшья, из ног родился шудра».

Более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего демиурга или культурного героя, родоначальника традиции. Одна из самых известных версий сюжета трансформации божественного персонажа или первочеловека в элементы социальной структуры (в данном случае в варны) содержится в «Законах Ману» (где варновая структура общества получила свою кодификацию): «А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бёдер и ступнёй брахмана, кшатрия, вайшью и шудру. А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступнёй установил особые занятия. Обучение, изучение вед, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение вед, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением».

Следует отметить, что Брахман имел право получить милостыню (по своей сути — взять себе в собственность любое имущество, которое он хотел). Кшатрия же имел право помиловать кого-либо. При посвящении в ученики мальчик получал шнур, изготовленный из различного материала для представителей разных варн, который был обязан носить до конца жизни.

Однако стоит отметить, что ещё в глубокой древности из местных племен, не включенных в общество завоевавших Индию ариев, возникла группа каст неприкасаемых. Им предписывались такие занятия, как уборка мусора, забой животных, работа с кожей или с глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. В настоящее время они составляют 18—19 % населения Индии.

 

В Японии к «неприкасаемым» («эта» — «осквернённые, грязные» или «буракумин» — «жители специальных поселений») относились в первую очередь люди, занимавшиеся разделкой туш животных и соприкасавшиеся с кровью. Ранее они проживали в специальных обособленных поселениях («токусю-бураку»), куда не могли входить другие люди.

Борьбу за права неприкасаемых в 30—40-е гг. возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар. Он назвал неприкасаемых далитами (угнетенными). Махатма Ганди предложил эвфемизм «хариджаны» («божьи дети»), который получил широкое хождение. Амбедкару удалось добиться закрепления еще в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 г. системы, по которой за членами каст, занесенных в особый список («списочные касты»), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением.

 

 

 

При сравнении сложившегося устройства общества на Западе и на Востоке, очевидно, что в первом случае преобладает идея эксплуатации, где есть рабы (невольники) приравненные к вещам хозяев. С другой стороны на Востоке отношения к людям, даже попавшим в рабство на войне или за долги было в первую очередь основано на уважении. В Индии по религиозному признаку введен аналог системы сословий для регулирования устройства общества.

 

Научно-технический прогресс.

 

Рассмотрим, какая историческая картина сложилась на Руси. Рабство у славян существовало издревле. Но к рабам относились довольно мягко, поскольку хозяева нуждались в труде рабов, а жестокости могли подтолкнуть их к бегству. Однако так же можно предполагать, что славяне относились к своим пленникам с большим человеческим уважением, нежели их западные соседи. Хозяева и рабы жили обычно под одной крышей. Византийцы не считали патриархальное рабство достойным этого имени, и некоторые византийские историки (Прокопий, Лев Мудрый), утверждали, что рабства у славян не было, а военнопленные находились в зависимости от хозяина лишь на время. Рабство у западных славян существовало до XII—XIII вв., у южных — до XIV—XV вв.

 

В обществе славян так же была сословность: земледельцы и ремесленники, купцы, войны, волхвы. Но при этом славяне не знали ни лукавства, ни злости; хранили древнюю простоту нравов, неизвестную уже, к примеру, тогдашним византийцам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, отдавая им на волю решение или выкупить себя, например, честным трудом и возвратится домой, или жить с ними в свободе и братстве. Столь же единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян. Выходя из дому, славянин оставлял дверь незапертой и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников; но бедному человеку, не имевшего способа хорошо угостить гостя, позволялось попросить и взять на время всё нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства обязывал помочь таким образом сородичу.

Есть мнение, что позже это могло перерасти в воровство, а гостеприимство служило лишь оправданием самого преступления.

 

 

В каждой отдельной славянской общине и заурядный человек способен был ко всем общественным должностям. В принципе общество не было разделено на правящих и управляемых. Не было живущих на покое, не удел, все — являлись деятельными гражданами. Византийские писатели древности удостоверяли, что славяне не управлялись одним человеком, но издревле жили в народоправстве. Они жили отдельными коленами или семействами, не зная ни крепостей, ни городов, имея только селения. Любили они более всего свободу необузданную; одна власть старейшин управляла общинами; иного господства не терпели. Все вопросы, будь-то сельскохозяйственные или военно-политические дела, совершенно были понятны славянину — это приходские или общинные интересы.

 

 

На Руси каждое сословие занималось непосредственно своим делом, но при этом главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества) — «мужи» могли быть участниками веча. Их права на вече могли быть равными либо слегка различаться в зависимости от социального статуса.

Вече (общеславянское; от славянского «вѣтъ» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни. Вече было у всех народов славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества, это одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Таким образом принять участие в общественной, политической и культурной жизни общества мог любой «муж» из любого сословия.

Функции веча сближают его со скандинавским тингом и англосаксонским витенагемотом.

 

 

 

Но рисуя наших пращуров безобидными добрячками, водившими хороводы на лесных полянах и прыгавшими через костер в Купальскую ночь, историки крепко грешат против истины. «Не другие нашей землей, а мы чужой привыкли владеть», – изрек, по словам византийца Менандра Протектора, славянский вождь Даврит.

Вождь, указывавший путь в землю неприятельскую, мог приобрести доверенность и повиновение воинов только личной храбростью или особенным искусством и редко имел силу обуздать своих товарищей в бою: они сражались где и как хотели; каждый славянин всегда бросался прямо в середину врагов, и, несмотря на долговременное искусство, византийский легионы часто обращались перед ними в бегство.

Примером такого вождя может послужить легендарный князь Святослав. Он вождь дружины, которая походила на него, и с которой он наравне переносил все тяготы походной жизни. Он первый среди дружинников бился в их рядах, не отделялся от них, не существовал без них, жил и умирал с ними. Черты зависимости князя от мнения воинов заметны еще в X веке. В летописи есть место, в котором говорится о том, что причину отказа принятия христианства Святослав объясняет тем, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. Надо заметить, что гордые славяне в древности не терпели никаких телесных наказаний: виновный платил или жизнью, или вольностью, или деньгами.

Византийцы VI века, пережившие нашествие славян, пишут: «На третьем году по смерти императора Юстина, – констатирует автор «Церковной истории» Иоанн Эфесский, – двинулся проклятый народ славян, который прошел через всю Элладу… Взял множество городов, крепостей; сжег, ограбил и покорил страну, сел в ней властно и без страха, как в своей собственной, и на протяжении четырех лет, пока император был занят персидской войной и отправил свои войска на Восток, вся страна была отдана на произвол славянам. Они опустошают, жгут и грабят… Они стали богатыми, имеют золото и серебро, табуны лошадей и много оружия. Они научились вести войну лучше римлян…».

 

Научно-технический прогресс.

 

Прокопий Кессарийский, секретарь византийского полководца Велизария, оставил колоритное описание славянской рати. Вступая в битву, судя по византийским летописям, славяне шли на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевали; иные не носили ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, и в таком виде шли на сражение с врагами. Отсутствие доспехов, на первый взгляд, давало фору врагам. Не тут-то было! Полуголые банды славян отлично маневрировали, великолепно используя густой лес, болота и обрывы. Часто несомую добычу они бросали как бы под влиянием замешательства и бежали в леса, а затем, когда наступающие бросались на добычу, славяне без труда поднимались и наносили неприятелю вред. С выгодой для себя пользовались засадами, практиковали внезапные атаки, хитрости, и днем и ночью изобретая много разнообразных способов; опытны они также и в переправе через реки. Мужественно выдерживали они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа оставшихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружались в реку. При этом они держали во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышали с помощью их; и это они могут проделывать в течении многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

Византийцы солдат нанимали, оплачивали каждый их шаг и очень дорожили своими профессионалами. Славяне же шли на Балканы, как за зарплатой, задержанной за тысячелетия отлучения от цивилизации. Вскоре они затопили всю Центральную и Южную Европу. На западе их границей стали предгорья Альп и речка Шпрее, где ныне Берлин, а на юге – теплое курортное Адриатическое побережье. «За грехи наши анты и славяне свирепствуют повсеместно», – меланхолически заметил тот же бедняга Йордан, намекая, что лекарств от этой болезни нет и в ближайшем будущем не предвидится.

Славяне оказывали чудесное остервенение в бою и, думая, что, будучи убитыми неприятелем должны служить ему рабом в аду, вонзали себе мечи в сердце, когда уже не могли спастись: ибо хотели тем сохранить вольность свою в будущей жизни. Попадая в плен, отмечали летописцы, славяне сносили всякое истязание с удивительной твердостью, без вопля и стона; умирали в муках и не отвечали ни слова на расспросы врага о числе и замыслах их войска.

Удивительно то, что славянам приобретённые драгоценности зачастую были не нужных, ибо вместо того, чтобы пользоваться ими — их обыкновенно зарывали в землю. Некоторые историки связывают это с представлениями славян о том, что эти драгоценности будут использованы ими в загробной жизни. Но есть и другое мнение: целью язычников, были не столько драгоценности, сколько желание отвадить своих «заблудших братьев» от мирских привязанностей.

Так же, возможно, захват Рима в 410 году вандалами (а не родственники ли они «ванам» или «венедам» ? ) и бессмысленное разрушение, как может показаться на первый взгляд, приобретает новой смысл. Уничтожение материальных ценностей и памятников, служивших лишь для возвеличивания себя, было лишь целью помощи римлянам погрязшим в пороках. Образумить своих братьев и заставить их вспомнить свою истинную природу, отказавшись от материальных привязанностей физического мира. Как ни странно, но нет сведений об убийствах вандалами горожан. Если предположение верно, то вандалы избрали жесткий, но действенный способ: чтобы освободить умы римлян от привязанностей к материальным предметам, они просто уничтожили эти объекты.

 

 

 

Быть довольным — это наше природное богатство, роскошь — это искусственная бедность.

Сократ

 

 

 

Отрывок из книги Владимира Серкина «Шаманский лес».

29.01.98

С годами выяснилось, что круг общения Шамана неожиданно широк. Сегодня я бы даже сказал, что, живя на берегу, Шаман общается со всеми окружающими его людьми. Некоторые виделись с Шаманом лишь раз как больные или ухаживающие за больными, другие общаются редко, но регулярно. Ни эти люди, ни Шаман не находят в таком общении ничего удивительного.

—   Где ты вообще берешь соль, крупу?

—   Кузьма привозит.

—   Почему он это делает?

—   Почему ты приносишь мне вещи?

—   Они не нужны нам в городе.

—   Но ты долго несешь их на себе. А патроны, горелка?

—   Это подарки.

—   Почему ты это делаешь?

   Я хорошо к тебе отношусь.

—   И они хорошо относятся. Я лечу их и подсказываю, где, сколько рыбы можно взять.

—   Откуда знаешь про рыбу?

—   Есть правила, признаки, вообще и местные.

   Расскажи чуть.

—   Например, речка не должна быть перекрыта сетью больше трех дней в неделю. И не подряд.

—   Почему?

—   Рыбе нужны проходные дни, чтобы не переводилась.

—   А местные?

—   В окрестностях Магадана рыба идет хорошо в нечетные годы, плохо в четные.

—   А в других местах?

—   Надо там пожить, почувствовать. Севернее, может быть, правило четности не так сильно выполняется.

—   Еще есть какие-то признаки?

—   Горбуша ходит в год с брусникой, не ходит с грибами и шишкой.

—   То есть грибы ходят с шишкой в четные?

—   Не всегда. Четность — более общий признак.

—   И у отдельных речек есть приметы?

—   Конечно.

—   Ну ты шамааан. (Смеюсь)

—   Хоть горшком назови. (Смеемся вместе)

—   Так браконьеры платят тебе продуктами?

—   Это — не плата, а отношения. Ты бы еще крупу в деньги перевел. Кроме того, Кузьма считает меня колдуном.

—   Тебе нравится, что тебя называют Шаманом?

—   Хоть горшком ...

 

 

 

Без дружбы никакое отношение между людьми не имеет ценности.

Сократ

 

 

 

В славянском обществе больше денег всегда ценились человеческие отношения между людьми. А в самом устройстве общества удивительным образом сочеталась дуальность. С одной стороны любовь к свободе (воле) и ко всем единомышленникам, тем кто разделяет эти взгляды, выраженная во внутреннем устройстве общества. А с другой — ожесточённость или даже жестокость в отношении тех, кто грубо попирал принципы свободы и воли. При этом славяне в общении с другими народами никогда не отказывались от дипломатии и торговли, разумеется, если это не шло в разрез с их принципами. Соответственно в иных случая в дело шли навыки умелого ведения боя. Богат славянин или беден, купец или простой пахарь, он, во всяком случае, всегда воин, а в общении, например, дреговичу или полянину нетрудно было сообразить, как держаться относительно северянина или древлянина, византийца или хазара. В тот период для этого славянам достаточно было личного опыта и ежедневных впечатлений.

Стоит отметить, что славяне с уважением относились и к самой природе об  этом можно судить по образу жизни и традиционным праздникам. Славяне не брали от природы лишнего, стараясь не нарушать гармонию и баланс экосистем.

 

 

 

Сколько же есть вещей, без которых можно жить!

Сократ

 

 

 

Отрывок из книги Владимира Серкина «Шаманский лес».

09.03.98

В чем никак нельзя заподозрить Шамана, так в сентиментальности. Он запросто мог поговорить с куропаткой и, окончив разговор, пообедать ею же. Раз я сказал ему, что предпочитаю охоту без общения, но Шаман лишь пожал плечами и напомнил о разведении кур и коров. И вдруг на окошке его хижины я увидел веточки в банке.

   В первый раз вижу среди тайги веточки на окне. Зачем?

   Зимы еще много. Часто нужны активные вещества

   Как ты их добываешь из веточек?

   Это — ольха. Суточного урожая пыльцы с семи сережек хватает на лекарство взрослому.

   Ты ешь эту пыльцу?

   Эта — горькая. И слишком сильна. Лес и так полон лекарств и витаминов. Зимой можно жевать стланик, почки березы, ольхи или шишечки. Пыльца — для мазей и смесей при лечении.

   Ты прочел это в книгах?

   Ни в одной книге не сказано о круглогодичном сотрудничестве с растениями. Для этого нужно долго прожить с ними.

 

 

 

Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.

Сократ

 

 

 

Отрывок из книги Владимира Серкина «Шаманский лес».

22.02.06

В последние годы, в окрестностях Магадана опять развелось много куропаток, зайцев, лис, медведей и других животных. Это понятно. Среди моих знакомых-ровесников только один изредка охотится. А в предыдущем поколении — каждый второй.

Но когда я высказал эти соображения Шаману, он лишь посмеялся.

—   Местные жили профессиональной охотой тысячелетия и добывали зверя гораздо больше любителей. Дичь, однако, не переводилась.

—   Действительно. Почему?

—   Современные охотники убивают варварски, а местные — цивилизованно.

—   В чем различие?

—   Местные убивали только по необходимости. Соблюдали ритуалы и охоты, и разделки, чтобы душа животного не обиделась и вновь воплотилась в этой же местности.

—   Чем же обижают сегодняшние охотники?

—   На тех, для кого дичь — подспорье в семейном бюджете не слишком обижаются. В конце концов такой охотник думает о детях, то есть о жизни.

—   А другие?

—   Многие современные убивают для развлечения — это уже оскорбление. Не просят прощения, не соблюдают правил, плохо обращаются с телами. Душа животного после этого или долго не воплощается, или вообще уходит в другое место, даже в другие миры может от обиды. И души других животных уводит. В Магадане-то восстанавливается, а в других местах...

—   Действительно, варварство. Хорошо еще, что обиженные животные не мстят.

—   Мстят Духи местности.

—   Как?

—   Они отмечают убившего неправильно особым знаком убийцы. Этот знак опознается почти во всех мирах. Естественно, что убийца, везде до конца жизни встречает больше неприязни. Соответственно, живет хуже и меньше.

—   Но многие охотники-любители и не подозревали об этом.

—   Имеет значение не знание, а отношение. При искреннем раскаянии знак снимается, но годы, прожитые похуже, никто не вернет.

—   Но человек не знал, не он виноват, а воспитание, система!

—   (Шаман посерьезнел, взглянул исподлобья, потом поднял голову. Тут только я сообразил, что он опять пародирует гуру) Каждый рождается в определенной системе не просто так, но все рожденные могут развиваться. (Шаман улыбнулся) Больше не утомляй меня вопросами, ответы на которые есть в тысячах книг. Умей вовремя остановить вопросы.

 

 

 

Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.

Сократ

 

 

 

Ради справедливости надо признать, что русская военная техника достигла своей мощи только в первой половине XIII века. До принятия крещения на Руси языческие войны доспехи использовали редко, так же не признавали военного строя, за  исключением случаев, когда во главе стоял харизматичный лидер. Разумеется, войны своих сородичей не бросали, но и без авторитетного вождя военным строем воевать не хотели. Как писали византийские историки, если славянам случалось сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах, то во время атаки они с криком слегка продвигались вперед, и если противник не выдерживал их натиска и пасовал, то они сильно наступали; в противном случае обращались в бегство, не желая рукопашной схватки. Как говорится «хороших людей много, но плохие лучше организованы». В основном каждый воин рассчитывал на себя и на самое необходимое: меч, щит, копьё и дротики, так же пользовались луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом (сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия).

 

 

Внутреннее устройство общества славян и всех других народов согласных жить на одной земле всегда было крепким. Единственное, что могло вредить славянам и всему многонациональному русскому народу, состоящему из самых разных этносов, так это то, что когда весь русский народ принимал в своё сообщество новых членов (отдельных людей или целый этнос). Они могли для вида соглашаться с основными принципами общества: свобода и воля каждого человека, уважение и взаимоуважение между людьми. Но, по сути, прикрываясь этими принципами в качестве «проявления своей свободной воли», продолжали вести себя как эксплуататоры и пользоваться доверием всех других русских людей. Когда подобных индивидов разоблачали, то их… нет, их не убивали, а высылали за границу. Разумеется, если подобные лица всячески отказывались выезжать или возвращались, то уже применяли более суровые меры. Тому пример: «Указ Именной 2 декабря 1742 года. О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов, какого бы кто звания и достоинства ни был, со всем их имением за границу и о невпускании оных на будущее время в Россию, кроме желающих принять Христианскую веру Греческого вероисповедания».  Понятие «Христианская вера Греческого вероисповедания» скорее лишь формальное, так как после восьми веков на Руси в ходе культурного обмена изначальная идеология была сильно изменена, а как одним из результатов в неё были интегрированы в той или иной мере основные принципы язычества: любовь к свободе, воле и уважение и взаимоуважение. Но стоит отметить, что сам институт церкви (в частности современное РПЦ) больше коммерческая и политическая организация, чем духовная, однако, и в нём есть порядочные люди, мировоззрение которых строится не на эксплуатации, на уважении к людям.

 

 

 

В условиях глобализации мира житейского опыта далеко недостаточно, поэтому современному человеку необходимо быть постоянно в интенсивном процессе всестороннего (само-)обучения и (само-)развития.

(Как вариант, видение этого вопроса мною представлено в статье «Человеческое время». (https://via-midgard.com/news/copyright/6819-chelovecheskoe-vremya.html))

 

 

В прошлом в результате культурного обмена с различными народами был пройден долгий путь в создании уникального самобытного менталитета народа. По происхождению языка можно составить некоторое представление об этом.

 

 

 

Родство языков.

Вполне вероятно, что отношение взаимоуважения славян ко всем людям сохранилось с древних времён или сложилось в ходе культурного обмена с народами, говорившими на арийских наречиях. В пользу как одного варианта, так и другого — говорит, то, что русский язык входит в состав самой распространённой в мире языковой семьи индоевропейских языков. Эта языковая семья представлена на всех обитаемых континентах Земли, число носителей превышает 2,5 млрд. Согласно воззрениям некоторых современных лингвистов, является частью макросемьи ностратических языков.

 

Ностратические языки, ностратики (от лат. nostrās, род. п. nostrātis «наш», «нашего круга», «здешний») — гипотетическая макросемья языков, объединяющая несколько языковых семей и языков Европы, Азии и Африки, в том числе алтайские, картвельские, дравидийские, индоевропейские, уральско-юкагирские (уральские и юкагиро-чуванские), афразийские и эскимосско-алеутские языки. Согласно гипотезе российского лингвиста Сергея Старостина, семья возникла 15 тысяч лет назад. Все ностратические языки восходят к единому ностратическому праязыку.

 

 

Праностратический язык — гипотетический предок языков, входящих в ностратическую макросемью. Ностратический праязык, общий для русского и японского, распался раньше, чем индоевропейский праязык, общий для русского и английского.

Автором ностратической гипотезы, выдвинутой 1903 году, был датский лингвист Х. Педерсен. В начале 1960-х ностратическую теорию существенно развил московский славист В. М. Иллич-Свитыч, в дальнейшем ею активно занимались российские ученые А. Б. Долгопольский, В. А. Дыбо и С. А. Старостин.

В. М. Иллич-Свитыч и А. Б. Долгопольский относили к ностратическим также афразийскую макросемью, однако, как показали работы С. А. Старостина и А. Ю. Милитарева, афразийские языки представляют собой отдельную семью, того же возраста, что и ностратическая.

 

Согласно другой, слабее обоснованной гипотезе, выдвигаемой в последнее время рядом исследователей, все ностратические языки относятся к надсемье более высокого уровня (так называемым борейским языкам).

 

Борейские языки (от Борея — северного ветра, в данном случае применительно к Северному полушарию) — гипотетическая макросемья языков ещё более высокого уровня, чем ностратическая. Термин принадлежит С. А. Старостину, вместе с тем развивается и термин бореальный язык. Основанием для выдвижения гипотезы о существовании «борейского» единства являются некоторые совпадения в базисной лексике, реконструируемой для ряда макросемей: ностратической, сино-кавказской, америндской.

Некоторые исследователи, работающие над этой гипотезой, не исключают, что к «борейским» относятся вообще все известные языки. Если это и так, это не доказывает, что у человечества был единый праязык, и язык возникал ровно один раз (гипотеза моногенеза): другие древние языки могли вымереть, не оставив засвидетельствованных потомков.

В американской лингвистике это направление получило название «глобалистики»; оно занимается подбором «всемирных этимологий» («global etymologies»), то есть корней слов, общих для всех известных макросемей.

Данная гипотеза не получила общего признания в лингвистическом сообществе прежде всего потому, что работу над доказательством «борейского» единства ещё нельзя считать законченной даже с точки зрения его сторонников; далеко не все макросемьи, предположительно входящие в это единство, сами последовательно и убедительно реконструированы (и не полностью ясны их границы, направления возможных заимствований, усложняющих картину, и проч.). Кроме того, есть немало исследователей, скептически относящихся к самой идее установления настолько глубокого генетического родства языков, опирающегося на метод ступенчатой реконструкции, при котором первичным материалом служат не реально засвидетельствованные языки, а восстановленные (в свою очередь с различной степенью гипотетичности) праязыки. Взвешенный подход к реконструкциям уровня ностратических языков должен быть ещё осторожнее в случае, когда речь идёт о более глубоком языковом единстве.

 

 

 

Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество.

Сократ

 

 

 

Необходимость в НТП.

Как можно понять из исторических данных предпосылками для социального разделения служил научно-технический прогресс. Когда на определённом этапе, благодаря более совершенным инструментам и технологиям, один человек смог производить больше, чем нужно ему одному. И таким образом, у людей появилось больше времени, которое они могли использовать для других дел, в том числе исследованию мироздания и себя.

Из исторических сведений так же очевидно, что качество социального деления зависело в первую очередь от морально-этических и нравственных или духовных норм в сути отношения человека к человеку. То есть:

 

·         Эксплуатация человека человеком;

 

·         Взаимоуважение, на основе которого строится сотрудничество.

 

 

 

Вполне, возможно, что у людей связанных по своей профессии с постоянным убийством животных мог притупиться порог «сочувствуя», они могли стать чрезмерно циничными, а в некоторых даже могли бы развиться или начать преобладать в поведении животные инстинкты. Иными словами в той или иной степени могла произойти профессиональная деформация личности. Вероятно, именно поэтому они были «вынесены» в отдельную касту для социальной безопасности, то есть, чтобы факторы профессиональной деформации личности не смогли негативно отразиться на всём обществе в целом.

 

 

Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.

Сократ

 

 

Логично и обратное, если хотят, чтобы в народе преобладали животные инстинкты, то в традицию вносятся кровавые жертвоприношения, и взрослые стараются, чтобы молодое поколение уже с раннего детства принимало в них участие. То есть, чтобы дети наблюдали за убийством или убивали сами. Так для ребёнка становится естественным быть жестоким, циничным и беспощадным сначала к животным, а в итоге к окружающим. Участвуя в таких обрядах, дети вынуждены подавлять в себе милосердие, сочувствие, сострадание или жалость к другим живым существам. В худшем случае такие дети вырастают садистами. Садист — человек, склонный к садизму. Садизм (от имени маркиза де Сада) — в широком смысле — склонность к насилию, получение удовольствия от унижения и мучения других. Понятие «садизм» впервые введено в научный обиход Крафт-Эбингом в изданной в 1886 г. монографии «Psychopathia sexualis».

 

 

 

К вопросу о сочувствии...

У неандертальцев обнаружили способность к состраданию.

У неандертальцев было сильно развито чувство сострадания — к такому выводу пришли исследователи, изучавшие палеонтологические артефакты, которые остались от этих представителей рода Homo. Работа опубликована в журнале Time and Mind, ее краткое содержание приведено в пресс-релизе Университета Йорка.

На основании собранных данных ученые создали четырехступенчатую модель развития сострадания у людей. По мнению исследователей, это чувство зародилось еще у общих предков человека и шимпанзе около шести миллионов лет назад. Вторая стадия началась около 1,8 миллиона лет назад у Homo erectus (человек прямоходящий), и авторы полагают, что эти представители рода Homo выражали сочувствие сознательно.

До третьей стадии — она началась около 400 тысяч лет назад — "добрались" неандертальцы и гейдельбергские люди. Они заботились об ущербных родственниках годами — ученые нашли свидетельства того, что неандертальцы до пяти лет выхаживали ребенка с тяжелым умственным расстройством. Также ученые обнаружили, что Homo neanderthalensis могли годами заботиться о слепых или сородичах без конечностей.

Четвертая стадия, как полагают специалисты, была характерна только для Homo sapiens и началась около 120 тысяч лет назад. Человек разумный распространил сострадание не только на представителей своего вида, но также на животных и неодушевленные объекты.

Совсем недавно ученые из Германии представили доказательства того, что различные виды людей скрещивались друг с другом. На основании генетического анализа исследователи, в частности, установили, что в геноме Homo sapiens содержится от 1 до 4 процентов "примесей" ДНК неандертальцев.

 

 

Там нет прекрасного, где нет доброго и полезного.

Сократ

 

 

Отрывок из книги Владимира Серкина «Шаманский лес».

Неизбежность опасности прогресса

Интеллект не развивается без решения проблем, как тело не развивается без физической нагрузки. Обычно проблемы сами находят нас. Если они усложняются, интеллект развивается сильнее, если нет...

Но что происходит, если в какой-то период жизни проблемы решены? Человек или «лежит на боку» и деградирует, или ищет новые проблемы — путешествует, враждует, строит и т. п. И если проблемы настоящие, рискует по-настоящему.

Интеллект и решаемые проблемы всегда находятся на грани: на острие возможностей по отношению друг к другу. Так же и интеллект человечества. Если люди отступят перед какой-то проблемой, начнется деградация, если нет — создаются все более сложные проблемы (сегодня — экологические, геоклиматические, геополитические), увеличивается риск. И никогда нет гарантии решения.

Таким образом, именно интеллектуальное развитие человека (и человечества) ведет его к все новым проблемам и опасностям, требует этих проблем и опасностей для развития. Другого пути нет. Рефлексия, возможно, позволит сделать этот процесс, который ни в коем случае не должен останавливаться, более гармоничным.

 

 

 

Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознаёт, что он уже достигает своей цели.

Сократ

 

 

 

Современный НТП.

Но если в прошлом технические достижения в большинстве своём предусматривали использование мускульной силы животных или человека, то уже в средневековье большую популярность получили ветреные и водяные двигатели (в первую очередь на мельницах). Таким образом, человеку оставалась только обслуживать данный механизм.

 

Аналогично в современное время при выдающихся достижениях НТП и внедрениях их в жизнь большинству обывателей будет необходимо не выполнять, а только поддерживать и контролировать работу современной техники. Таким образом, люди смогут больше времени уделять своей личной жизни, то есть самообразованию и саморазвитию, а так же семье, родным и друзьям. Нехватку физической нагрузки всегда можно компенсировать занятием спортом или пешими путешествиями (туризм, скалолазание и т.п.).

 

Современные достижения НТП позволяют перейти на новый уровень социальной ответственности. Тогда как, например, через турникеты прошлого века может перепрыгнуть любой баран. Во всяком случае, технические средства можно использовать до тех пор, пока не будет достаточно развита культура личной ответственности каждого человека в обществе, чтобы перейти к системе, основанной на доверии людей друг к другу.

 

 

Пример из советского прошлого.

Система основывается на принципе «Лучший контролер - совесть пассажира». Плата за проезд на многих видах общественного транспорта в Советском Союзе была довольно низкая (с 1961 г. — от 3 до 5 коп. копеек за одну поездку). До конца 1950-х годов билеты выдавал кондуктор, присутствовавший в каждой единице подвижного состава на специальном сидении. С 1959 г. контролёры были упразднены, а вместо них введена система, основанная на доверии, в которой акцент ставился на совесть пассажиров и на контроль со стороны других пассажиров. Пассажир опускал деньги в кассу, расположенную в салоне автобуса, троллейбуса или трамвая (как правило, имелось две кассы — по одной у каждой двери). Верх кассы был прозрачный, так что было видно, сколько денег пассажир в неё бросил. Пассажир сам отрывал себе билет, предварительно повернув специальную рукоятку. Поскольку автобусы были часто переполнены, деньги часто передавались к кассе по цепочке, и билет отрывал ближайший к кассе пассажир. Зачастую кооперировались: «вы опустите 10, а я вам «пятачок» дам», ведь сдачу «касса» не выдавала. Принадлежность билета данному маршруту могла быть проверена контролёрами по напечатанному на нём серийному номеру, однако никакого контроля правильности оплаты (за исключением общественного, со стороны других пассажиров) не было предусмотрено. Отсутствие контроля приводило к частичной оплате проезда, когда денег в кассу помещалось меньше стоимости билета (в частности, в первые годы работы системы в Киеве не оплачивалось 12-20% билетов). Следствием недобросовестности ряда пассажиров стала установка специальных автоматических касс, выдававших билет только после внесения нужного количества денег. Если у пассажира был проездной, при входе в автобус его необходимо было продемонстрировать всем окружающим, дабы никто не беспокоился, почему это кто-то решил проехать «зайцем».

«Зайцы» пользовались этой системой и отрывали билеты, не опуская в кассу деньги. При этом они часто старались загородить кассу, чтобы другие не видели эту операцию. Зная о такой практике, контролёры часто стояли вблизи кассы и следили за тем, кто опускает деньги, а кто нет.

 

 

 

Кто мудр, тот и добр.

Сократ

 

 

 

Доверие, основанное в уважении — одна из важнейших черт культурной традиции всех народов проживающих вместе в России.

Уважение людей друг к другу надо поддерживать и воспитывать. Сохранять традицию доверия между людьми, но и дополнять её необходимо образованием (в первую очередь научные сведения) и обучением (в первую очередь самостоятельному критическому мышлению).

Для индивидов пренебрегающих доверием или использующих его для наживы, например, существует УК РФ Статья 159 Мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Таких лиц следует перевоспитывать или изолировать. Разумеется, существуют и другие статьи, косвенно касающиеся данной темы.

Как о современном фундаменте данной темы можно говорить о правах и свободах человека и гражданина. Разумеется, в контексте их прямой направленности и действия, а не для манипулирования ими и использованиями для личной выгоды.

 

 

 

Информация для справки.

Сейчас в России установлена (Градостроительный кодекс Российской Федерации) следующая классификация поселений в зависимости от численности населения:

·         крупнейшие города (численность населения свыше 1 миллиона человек);

·         крупные города (численность населения от 250 тысяч до 1 миллиона человек);

·         большие города (численность населения от 100 тысяч до 250 тысяч человек);

·         средние города (численность населения от 50 тысяч до 100 тысяч человек);

·         малые города и поселки (численность населения до 50 тысяч человек);

·         крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тысяч человек);

·         большие сельские поселения (численность населения от 1 тысячи до 5 тысяч человек);

·         средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тысячи человек);

·         малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек).

·         поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения и являющиеся объектами служебного назначения в системе соответствующей отрасли хозяйства (железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы и тому подобное), а также одиночные дома, находящиеся в ведении тех поселений, с которыми они связаны в административном, производственном или территориальном отношениях.

По данным Росстата на 1 января 2010 года в России:

·         1 739 городских поселений;

·         19 591 сельское поселение.

http://www.perepis-2010.ru/

http://www.gks.ru/

 

 

 

 

P.S.

Отрывок из книги Владимира Серкина «Шаманский лес».

07.01.99

Логика Шамана показалась мне убийственно точной. Сказать нечего. Еще хуже то, что Шаману было настолько легко ответить мне, что его больше занимало в диалоге слово «однако», чем содержание. Взяв поролоновый коврик, я отправился на скамейку Шамана, попытаться увидеть волны льда. Прилив вспучил многометровые льдины, и через образовавшуюся трещину на лед вылезла толстая нерпа. Полчаса я наблюдал за самодовольным животным, которое не знает ничего про интересы своего вида, но каким-то образом их поддерживает. Мысль о слабом месте в рассуждениях Шамана пришла вместе с холодом, окончательно пробравшимся под куртку.

—   Человек — не только биологический индивид.

—   Когда «совсем свободная личность» перестает жить для общества, общество разрушается.

—   Как это проявляется?

—   Например, техногенными катастрофами.

—   Не вижу связи.

—   Чтобы управлять сложными и масштабными техническими системами, например самолетом или энергостанцией, нужно на время полностью забыть о себе, посвятить себя служению другим через взаимодействие с системой. Современный человек, личность которого направлена на «самоактуализацию себя», не может этого. У него нет ни ценности, ни дисциплины самоотречения.

   И это ведет к катастрофам?

—   «Независимая» личность все более отдаляется от мира, противопоставляется, самоутверждается за счет него. А мир все равно возьмет свое, иногда очень резко.

—   Но человек живет не для абстрактного общества, а для родных, близких, друзей.

—   Если орган начинает жить не для организма, а только для себя и соседних органов, организм быстро разрушится.

   Разумно живя для себя, личность взаимодействует с другими, идет обмен услугами, товарами, информацией.

—   В этом другая сторона опасности. То, что вы называете «личность», полностью направлено на отношения с другими людьми.

—   Что в этом плохого?

—   Человек должен быть направлен и на отношения с окружающими, и на отношения с Духом. Без людей, направленных на отношение с Духом, общество деградирует.

—   У нас много людей борются не только за себя и близких, а, например, за права всех людей.

—   Такие немного стабилизируют ситуацию. Но из них большинство таким способом просто презентирует себя окружающим, хотя и не осознает этого.

—   Им это невыгодно. Зачем?

—   В детстве им внушили, что заботиться о человечестве хорошо. Так они показывают окружающим и себе, что они хорошие. Хотя большинство из них искренни, мало кто следует за своим Духом.

 

 

 

 Познай себя, познаешь космос и богов.

Сократ

 

 

 

Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина? — «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм» — Фридрих Ницше о Сократе.

 

 

 

28-30.11.2010

Автор: ZeroK

Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 4
Аватар пользователя
"Рабство у славян существовало издревле."
Враньё! Все авторы- иностранцы, гостившие на Руси отмечают особо тот факт, что на Руси рабства нет. Автор, читай летописи.
Аватар пользователя

НТП вещь полезная, но только в совокупности с духовным прогрессом. Думаю никто не будет оспаривать тот факт, что в современном мире не обойтись без средств ядерного сдерживания, без электростанций и прочего.

На данный момент НТП гипертрофирован, но почему-то большинством изотериков как и просто людей такой дисбаланс воспринимается как нечто незыблемое.

Вот и серкин с шаманом, нас заманывают в ту же ловушку, представляя катастрофу как неизбежность развития НТП. В то время как катастрофа обусловлена не наличием НТП, а отсутствием Духовного прогресса.

элементарная подмена понятий и манипулирование сознанием.

При гармоничном развитии человечества, мы должны сохранить технократические достижения, постепенно заменяя и разбавляя их достижениями духовного прогресса. Как пример, электростанции без единого механического элемента по принципу Николы Тесла должны придти на смену гидро, тепло и атомным станциям.
Аватар пользователя
Тема затронута интересная, но текст ее не просто не раскрывает, а представляет собой странную компиляцию советских учебников по истории древнего мира и древнего Востока, цитаты из сборника афоризмов и весьма спорные заметки о славянстве. Единственное, что более всего подходит к заголовку - выдержки из "Шаманского леса". А между тем, вопрос НТП и нашего отношения к нему не просто интересен - это краеугольный камень в построении возможной модели будущего мироустройства. Но этот вопрос так скользок, а все "достижения" современного НТП так прочно приросли к нам и лелеют изнеженные тельца ежедневно, что большинство одухотворенных "пробуждением" стыдливо его замалчивают. А вопросы, которые мы должны поставить перед собой, конкретны и просты.
1. Можно ли вписать большинство удобных нам достижений в желанное новое мироустройство, основанное на высокой духовности (ну, чтобы был идеальный вариант такого мягонького перехода)? Мое мнение - нет, ибо это самое большинство достижений направлено на развращение человека и во вред природе.
2. Готовы ли все те из нас, кто считает, что прочно стал на путь духовного совершенствования, отказаться от этих плодов НТП? Мой ответ - опять нет, потому что вижу и чувствую это в людях ежедневно, и в реальных, и в виртуальных собеседниках.
3. А где же выход, если при самом поверхностном взгляде на проблему, получается, что наша зависимость от всякого барахла и есть тот самый тормоз в развитии человечества? Неужели только в катастрофе планетарного масштаба, которая сотрет все эти продукты воспаленного разума. А ведь среди них немало и действительно полезных, т.к. они по идее освобождают человеку время для творчества, но далеко не все используют это время во благо.
Есть и другие вопросы, но это тема для серьезного обсуждения, а не просто комментария.
Аватар пользователя
Сегодня, в Лъто 7519 от С.М.З.Х, Месяца Бейлетъ (Месяц Белого Сияния и Покоя Мира), Тринадцатого дня, наступил День Светлого Праздника Коляды, Зимнего Новолетия, Дня Перемен. Желаю всем Родам Свята РАСЫ Добра, Света, Мудрости, Понимания и Светлых Перемен!

БОГ КОЛЯДА - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами в жизни Родов Расы Великой и потомков Рода Небесного.
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: