Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Авторское » Михаил Гусев: Этнические особенности Османской империи

Михаил Гусев: Этнические особенности Османской империи

Автор:  Гусев Михаил

 

 

Статья на тему:

«Этнические особенности Османской империи»

            В 11-13 вв. происходит переселение и нашествие турецких племен на территорию Малой Азии, во владения Византийской империи. Первоначальное переселение происходило с территории формирования турков (изначально – огузов) – из Средней Азии (в основном – из района бассейна реки Сырдарьи), а также, по другой версии, из алтайских степей. Вторая гипотеза не является абсолютно доказанной, но, как правило, в исторической литературе чаще всего говорится о том, что алтайские степи были изначальным местом формирования турок-сельджуков, или туркмен. Иногда термины «туркмены» и «огузы» в научной литературе совпадают. В советской востоковедческой традиции считалось, что турки-сельджуки являлись туркменским племенем. Однако данные точки зрения немного разнятся лишь в терминологии, в любом случае является истиной, что турки – народ тюркского происхождения. Бесспорно, как неоднократно указывалось в исторической и другой литературе, посвященной настоящей тематике, в процессе турецкого этногенеза участвовали народы, населявшие все территории, завоеванные турками, в том числе народы Малой Азии. Обычно дается их перечисление: греки, армяне, грузины, а также арабские, курдские, южнославянские, румынские (валашские), албанские и другие элементы. В действительности не выяснены лишь следующие существенные вопросы:

 

1. какова была степень этих ассимиляционных процессов, повлиявших на окончательное формирование турецкого этноса?; 

2. показатели количества погибших во время распада Византийской империи и завоевания ее территории турками, а также во время становления османской государственности и завершения перехода турок от кочевья к оседлости.

 

           Необходимо отметить, что историческая наука не имеет объективной возможности относительно достоверно описать процесс гибели народных масс, населявших территорию Малой Азии, а также ввести в научный оборот приблизительные показатели геноцида жителей Византийской империи, в особенности греков, вследствие сложности таких научных задач. Из-за наразрешенности этих вопросов некоторыми этнографами выдвинута гипотеза, основанная на версии о произведенном турками геноциде всего греческого населения Византии, либо его подавляющего большинства, и формирования современной греческой нации на основе албанского православного  населения – арнаутов, то есть эллинизированных албанцев. Однако это предположение отражает упрощенный взгляд на исторический процесс, хотя и небезосновательно.

            В свою очередь автор считает, что геноцид был лишь частичный, а основная масса греческого народа сохранилась, так как цивилизационные византийские черты остались присущи этому величественному, «царскому» народу Балкан. Кроме того, многие политико-управленческие традиции Византии были унаследованы Османской империей, но они не повлияли существенным образом на общественное сознание турок.

 

            Важными этническими и цивилизационными особенностями формирующейся Османской империи было то, что, с одной стороны, турецкая власть разделила все население империи на мусульманское (свое) и христианское (чужое), получившее наименование райя (райат), или зимми, облагавшееся специальным налогом «как на неверующих в ислам», с другой стороны, турки конфликтовали со своими соплеменниками, родственными племенами тюркского происхождения –  кочевниками-юрюками.  В советской и российской востоковедческой литературе наиболее классической  считается научная позиция М.С. Мейера, согласно которой термином «райя» османская власть именовала: 1. в широком смысле – все податное население страны, 2. в более узком – крестьянство; лишь с 18 в., по мнению М.С. Мейера, этим термином стало обозначаться немусульманское население империи.  В любом случае это вопрос терминологический, а основы управления Османской империей, деление населения на мусульман и немусульман, репрессивные методы управления последними, система налогов и другие властные принципы  сформировались во время становления самой империи в 15-16 вв. Также в этот период завершается процесс перехода турецкого этноса от кочевого состояния к оседлому. Существует  точка зрения, согласно которой этот процесс в целом завершился еще раньше. Так, С.Ф. Орешкова пишет: «для значительной части османского общества уже начало периода завоеваний знаменовалось отказом от кочевничества».  Это положение основывается на том, что с конца 14 века уже формируется тимарная система землевладений (держания при условии несения военной службы), а также территориальная система управления.

 

            В указанный период обретения оседлости турецким этносом возникает противоборство между ним и упомянутыми юрюками, так как последние начинают представлять угрозу сформировавшемуся турецкому обществу, нанося ему физический  и хозяйственный ущерб. Они осуществляли набеги, грабили и убивали местных жителей. Поэтому османская власть применяла в отношении них жесткие меры: прежде всего проводила политику дробления племен юрюков, а также жестоко наказывала их за беспорядки и преступления вплоть до физического истребления. Их подвергали сильному налоговому гнету, с 16 в. стали налагать на них трудовые повинности: направлять их на принудительные работы, используя в качестве рудокопов, строителей крепостей, грузчиков, охранников дорог и т.д. Известно, например, что юрюков привлекали к работам по ремонту стамбульской и очаковской крепостей.

 

           В период, когда покорение населения Византии и балканских народов было завершено, турецкие власти стали менее враждебно относиться к христианам, нежели к соплеменникам-юрюкам. Искусные христианские ремесленники и мастера пользовались даже некоторым султанским покровительством.  Основные усилия османской власти  и общества были направлены не против христианских народов, как это было раньше, а против своих единоверцев – сектантов шиитского толка, к которым примыкали юрюки. Так, в период правления султана Селима I (1512-1520 гг.) было казнено 40-45 тыс. чел-к – действительных и мнимых последователей шиизма (детей, взрослых, стариков).

 

           Таким образом, стали сказываться этнические и цивилизационные особенности как покорителей-турок, так и покоренного, угнетаемого христианского населения, который не представлял в ту эпоху особой опасности для турок, нежели дикие кочевники и полукочевники – юрюки. Как только сами турки несколько повысили свой цивилизационный, культурный уровень развития, наиболее опасными для них стали родственные этнические группы, находящиеся на более низком уровне развития. Борьба османской власти с шиитами, сторонниками другого направления ислама, свидетельствует о том, что турецкий этнос стал активно использовать мусульманскую религию в качестве идеологического оружия  и против своих единоверцев для укрепления государственности и защиты своего этноса от агрессии более отсталых в своем развитии родственных этнических племен и народностей.

            Противостояние юрюкам продолжалось до 18 в. включительно, в результате их численность уменьшилась  и они были ассимилированы турками.

            Для понимания процесса противостояния и борьбы между Османской империей, государством турок, и Балканскими народами, преимущественно христианскими  по вероисповеданию, необходимо перейти к анализу проявлений освободительной борьбы и противостояния Османской империи албанского народа  в конце 18 - первой трети 19 вв., то есть в период, предшествующий эпохе национально-освободительного движения балканских народов против турецкого владычества.

 

            В рассматриваемую эпоху важнейшими проявлениями такой борьбы являлось военное противостояние албанских феодалов Османскому правительству – Порте, как его именовали.  Высшим пиком этой борьбы явилось создание полунезависимых пашалыков албанских феодалов, в особенности Янинского пашалыка. Пашалыки являлись полунезависимыми государственными образованиями, на которые фактически не распространялась Османская власть. Их создание стало результатом междоусобных войн албанских феодалов, в которых одни одерживали победу над другими, присоединяя земли проигравших к свом владениям и расширяя их. В эти войны турецкая власть  не вмешивалась, опасаясь и боеспособности самих албанцев, и остроты   их межфеодальной борьбы. Таким образом, Порта не способна была какими-либо методами воздействовать  на процессы, происходящие внутри албанского общества.

 

            Итак, остановимся на рассмотрении феномена Янинского пашалыка. В период  с 1787-1812 гг. в результате постепенных завоеваний территорий внутри Османской империи, а также различных земельных приобретений формируется полунезависимое государственное образование албанского феодала Али-паши Тепеленского – Янинский пашалык. К 1812 г. во владения Али-паши входила почти вся континентальная Греция (за исключением 2-х районов – Беотии и Аттики), значительная часть Македонии, Южная Албания. Численность зависимого от него населения составляла примерно 1,5 млн. чел-к.  Первые завоевания и укрепления власти Али-паши происходили в Эпире (часть Южной Албании и Северо-Западной Греции), то есть в районе, в котором родился Али-паша. Город  Янина, расположенный на территории современного Эпира (Северо-Запад Греции), стал столицей государственного образования Али-паши. Уникальность этого территориально-политического объединения состояла в том, что оно стало действительно первым образованием внутри Османской империи, в котором открыто проводилась антитурецкая политика. В Янинском пашалыке произошла ликвидация привилегированного положения турок, а христиане стали занимать административные и военные посты. В первую очередь были применены репрессивные меры в отношении турок: так, многие турецкие феодалы были арестованы и высланы на галеры в Алжир, у подавляющего большинства зажиточных турок были конфискованы земли и другое имущество. Один французский путешественник писал: « Во всем Эпире и Фессалии нельзя найти ни одной богатой и влиятельной турецкой семьи». Али-паша боролся не только с турецким этническим элементом, но и с отуречившимися местными феодалами.

 

            Для большинства, преимущественно христианского населения пашалыка, наступила настоящая свобода духовной жизни, благоприятнее стали и условия общественного бытия в целом. Полная свобода отправления религиозного культа для христиан, этническое освобождение греков, албанцев и других жителей от турок – стали настоящим ранним балканским «очагом независимости» в границах Янинского государственного образования в рамках Османской империи.

 

Али-паша, несмотря на то, что номинально оставался мусульманином, поощрял строительство новых церквей и монастырей, организовывал сбор средств  с населения на их строительство, первым вносил деньги на эти цели. Греческий язык стал фактически официальным письменным языком Янинского пашалыка. Некоторые правительственные распоряжения Али-паши были написаны по-албански с использованием букв греческого алфавита. Также Али-паша поощрял создание школ, покровительствовал распространению просвещения среди греков и православных албанцев. Характерной чертой политики Али-паши в области культуры было поощрение местных национальных элементов и пренебрежительное отношение ко всему турецкому.

 

            Кроме того, в этот период  Янина славилась по всей Греции своими школами  и библиотеками. Здесь жили крупные греческие писатели и ученые того времени. Есть предположение, что в это время также в православных школах Южной Албании впервые началось преподавание албанского языка. В то же время турецкий язык находился                     в загоне в такой степени, что в первое время после падения власти Али-паши жившие в Янине турки должны были практиковаться в турецком языке; очень немногие из них знали по нескольку турецких слов.

 

            Однако в феврале 1822 г. в результате военного турецкого похода против Янинского пашалыка его военные силы были разгромлены, Али-паша после взятия Янинской крепости убит. После смерти Али-паши на большей части территории Янинского пашалыка была восстановлена турецкая администрация, за исключением областей, находившихся в руках греческих повстанцев и вошедших после завершения войны за независимость в состав королевства Греция, образованного в 1830 г. после войны   за греческую независимость. В связи с упоминанием этих грандиозных событий необходимо отметить, что восстановить в целостном виде процессы, в том числе этнические, способствовавшие созданию условий для проведения   национально-освободительной войны, возникновению греческого государства,  по мнению автора, в настоящее время не представляется возможным. Главное,  что историческая наука установила значительную роль в создании таких условий Янинского пашалыка и самого Али Тепеленского, а также героически сражавшихся против турок сулиотов – греко-албанских горцев Эпира, которые по наиболее вероятной версии являлись эллинизированными албанцами.

 

            Вышеизложенное дает нам представление о сложности этнических процессов, даже самого этногенеза как современных албанцев, так и греков – в Средние века  и Новое время, а также оставляет наразрешенные вопросы о взаимодействии  и, по-видимому, о некотором объединении этих балканских этносов в борьбе против турок-османов.

 

            Что касается самого этногенеза албанского народа, то он является по происхождению древнейшим народом Европы, сформировавшимся предположительно из иллирийских племен, которые населяли северо-запад Балканского полуострова и частично юго-восток Апеннинского полуострова. Сильное влияние  на формирование албанского этноса оказал славянские этнические элементы, вошедшие частично в его состав, а в 14 веке вся территория Албании была завоёвана сербским королём Стефаном Душаном. Кроме того, сербское и черногорское население на протяжении дальнейшей истории оказывало сильнейшее влияние на албанский этнос, в особенности на ту его часть, которая населяла Северную Албанию. Принято считать, что относительно замкнуто проживало горное население Албании и по этой причине оно, как на юге, так и на севере страны, не подверглось ассимиляционным процессам. На самом деле на севере Албании особенности поселений (их устройства – поселки, влазнии и т.п.) были схожи с черногорскими, а также особенности кровной мести, в том числе способов примирения. Жители Северной Албании носили и славянские имена (например, Сокол, Пашук). По результатам исследований специалистов-филолог, если из албанского языка теоретически исключить заимствования из латинского, греческого и славянских языков, то собственно язык-основа албанского языка является родственным индогерманским языкам. Это доказывает, что в древности албанский этнос имел либо этнические контакты с германскими племенами, либо общее с ними происхождение.  Поистине, в албанском языке большое количество индоевропейских слов, близких многих европейским народам: например, zjarr – огонь, dru zjarri –дрова, djeg – жечь, flakё – пламя, kockё – кости, jetё – жизнь, motёr  – сестра, pi – пить, lopatё – лопата и т.д. Это перечисление позволяет показать насколько близки корневые основы албанского и русского языков. Можно привести примеры схожести некоторых слов в албанском и языках балтийской группы: так, например, таким словом является колесо (по-албански – rrotё, по-литовски – rato, по-латышски – rats); кроме того, «kur» на латышском и литовском означает  «где», на албанском  – «когда».

 

            Важно также отметить, что многие исследователи считают близкими иллирийское население и фракийцев – этнический субстрат, системообразующий этнос для современных балканских народов в целом.

 

            Что касается турецкой агрессии в отношении албанского народа, то эта агрессия не прошла бесследно и некоторые попытки навязать мусульманство албанцам увенчались временным успехом, однако, албанцы не стали последовательными мусульманами, глубоко в устои общественной, а тем более личной жизни, той части албанского населения, которая подверглась исламизации, эта религия не проникла. Однако до сих пор данный вопрос остается спорным, но ясным представляетс одно: албанский этнос и в прошлом, и в настоящем является исключительно балканским народом.      

 

           По некоторым данным советской исторической науки к началу 17 в. мусульмане составляли лишь 3% албанцев, а к началу 19 в. они составляли не менее половины населения страны… Первоначально принятие ислама зачастую носило формальный характер. Случалось, что переходил в новую веру лишь глава семьи, непосредственно вступавший в сношения с властями. Иногда новообращенные, наряду с мусульманскими, сохраняли и свои прежние христианские имена. Широко были распространены смешанные браки. Мусульмане продолжали праздновать пасху. В Северной Албании мусульманская религия получила более широкое распространение, но религиозного антагонизма не было не там, не на Юге. Характерны были ненависть и презрение албанцев к турецким завоевателям, причем всех албанцев – христиан и мусульман.

 

           Исследователями прослеживается устойчивое существование практики кровной мести всех албанских горцев: православных, католиков, мусульман. Особенно неоценимый вклад  в дело примирения албанцев-католиков по кровной мести внесли миссионеры-иезуиты.  Советские специалисты по истории Албании особенно заостряют внимание на том, что та часть албанского населения, которую принято считать мусульманским по вероисповеданию, наиболее сильно в 18-19 вв. сохраняла древние албанские культурные элементы, которые проявлялись как в языке, так и в некоторых обрядах. Также была в советской науке распространена и другая официальная точка зрения, подтверждающая эти особенности, и опровергающая существенную количественную  исламизацию албанского населения. Согласной этой точке зрения исламизирована в албанском обществе была лишь верхушка феодалов, взаимодействовавшая с турецкими властями. Последняя версия представляется достаточно убедительной.

 

           Необходимо также упомянуть и о некотором влиянии валашского (румынского) этноса на культуру, национальное сознание, язык албанцев в связи с его историческим проживанием на территории Албании: так, важная понятие, относящееся  к человеческой эстетике и чувствам, «красота» на албанском выражается словом «bukuri», в румынском языке это слово, с небольшим изменением в окончании, «bucuria(e)» означает сопутствующее красоте другое понятие – «радость». Взаимосвязь албанской и румынской культуры проявляется также в быту, а также в национальном искусстве. Албанцам  и румынам присущи национальные черты, способствующие нормальной самоорганизации общества.

 

           Саму же основу Османского, собственно турецкого общества, с цивилизационной  и социальной точек зрения, можно охарактеризовать как достаточно синтетическую. Некая «искусственность» Османской цивилизации прослеживается в тот период, который принято рассматривать в качестве ее расцвета. На мой взгляд, силен был только турецкий этнос с его «первобытными» инстинктами и свирепостью, а их государственные  основы были неустойчивы. Вопреки общераспространенной идейно-мировоззренческой установки, что восточное общество имеет особую  духовность, из практики существования этих народов выводится противоположная истина: на Востоке человеческая жизнь зачастую  ничего не стоит, там больше ценятся деньги и богатство. И для османского сознания  характерными были известные принципы: «цель оправдывает средства», «ничего не свято» и т.п., только в других формулировках. Например, в собрании сказаний об истории Османской империи дервишский проповедник Ахмед, современник             Мехмета II, Завоевателя так говорит о принципах султана: «Монарх уважает и допускает братоубийство, если речь идет о троне…Каждый должен беспощадно использовать те обстоятельства, которые назначила ему судьба». Кроме того,  Мехмет II издал так называемый закон о братоубийстве, содержащийся в канун-наме 1478 г., который гласил: «Тот из моих сыновей, который вступит на престол, вправе убить своих братьев, чтобы был порядок на земле».

 

           До 19 века включительно в империи существовала и бесчеловечная, кровожадная традиция публично выставлять отрубленные головы государственных преступников либо в специальном месте во дворце султана, либо насаживать на длинные шесты и выставлять над дворцовыми стенами, чтобы их видела чернь. Тем не менее османская власть действительно использовало различные этнические общности, допуская представителей другого этнического происхождения к государственной и военной службе, начиная первоначально от насильственного набора детей и юношей в янычары, в основном из славян, и, заканчивая назначениями на должность везира. В 17-18 вв. лишь считанное количество везиров были турецкого происхождения, остальные – из других народов, в основном балканских. Сербский и другие славянские языки (словенский, хорватский) использовались при дипломатических переговорах и в дипломатических документах, так как, многие везиры были из славян. Понимали славянские языки и  некоторые султаны, усвоившие тот или иной из них от своих матерей – славянок.


           Специалисты  также полагают, что в султанском гареме не было женщин-турчанок, они были, в большинстве своем, европейского происхождения.

Во время восстания янычар в 1826 г. их сторонники и глашатаи угрожали смертью чиновникам центрального аппарата султанского правительства, а также некоторой части турецкой знати, их жен и детей они обещали продать в рабство. Интересно, что после подавления восстания султанская власть подвергла репрессиям представителей социальных низов Стамбула. Близкими к янычарам оказались носильщики (хамалы), некоторые из которых даже числились янычарами, а также пожарники, лодочники  и прочие  люмпены. Султан распустил цеха носильщиков, а их главарей повесил. В Стамбуле произошли социальные чистки от лиц, поддержавших янычар – в большинстве своем это была крестьянская нищета из деревень. Их было выслано из столицы свыше 20 тыс. чел-к в провинцию, в те местности, откуда они были родом. Султан приказал армянскому патриарху доставить в Стамбул 10 тыс. армян, которые должны были заменить наказанных грузчиков-хамалов и пожарных. Эти факты уже свидетельствуют  о том, что собственно этнические турки самостоятельно, без привлечения балканских этносов, не могли поддерживать жизнеспособное самостоятельное государство, их империя могла существовать  только на базе завоеванных народов, паразитируя на них. Азиатская иерархичность, пронизывающая общество снизу-вверх и наоборот, нормативизм сознания, культ силы, завышенные личностные потребности, ограниченность мышления – главные характеристики тюркских этнических групп. Безусловно,  эти черты наложили свой отпечаток на этнические процессы, происходившие в Османской империи.

 

           Вследствие ограниченности круга источников и доступного российскому исследователю нового материала по данной теме считаю необходимым подвести итоги исследования.

            Итак, любой народ, этническая общность, либо группа родственных друг другу народов, формируют сначала собственную культуру, затем взаимодействуя друг с другом, образуют цивилизацию. Балканские народы создали собственную большую культуру, которая прочно вписана в европейскую цивилизацию с особенностями, присущими как им самим, так и Восточной Европе в целом. Турки, как этнос, находившийся на гораздо более низкой ступени развития, нанес существенный вред этим народам.        

 

           И, действительно, кроме войн, смерти и гнета, а также ненависти, турки ничего  не принесли с собой. Возможно только лишь тяжелый исторический опыт для балканских народов, чтобы те не повторили ошибок. Но остальной Европой исторические уроки  не усвоены. Тот же турецкий этнос воспроизводит и в современности, на «новом витке спирали исторического развития»  худшие свои свойства, присущие ему со времен его формирования, но уже на территории Западной Европы – в Германии, в которой осуществляет экспансию путем массового заселения территории с помощью вытеснения из некоторых районов крупных городов местного немецкого населения. Как известно, такие процессы происходят и в других странах  Западной Европы, а теперь экспансия среднеазиатов-мусульман, также в основном тюркского происхождения, в форме заселения с применением скрываемого насилия с недавних времен осуществляется  и в России.

 

           Это доказывает лишь одно, что ни российская и европейская наука, ни наши нации и государственные образования не сделали серьезных выводов из «этнических уроков» Османской империи, в истории которой проявилась непримиримость не только этнических, цивилизационных, но и расовых противоречий.

 

           В современности наблюдается критическая ситуация, создавшаяся в Западной Европе и России, связанная с массовым заселением мусульман, а также никем неразрешаемое «наследие» и Османской империи (если искать причину в глубине веков), и последствия распада Югославии, определивших прежде всего трудность положения косовских сербов и македонцев на Балканах, с одной стороны, и господства и расширения территории проживания албанцев в Косово и в Бывшей Югославской Республики Македония – с другой. Фактическое разрушение национальных государств в Европе  и поощряемая российским политическим режимом неконтролируемая миграция среднеазиатских народов в Россию неизбежно приведет к масштабной гуманитарной катастрофе.

 

 

 

 

Источники и список использованной литературы:

 

1.  Арш Г.Л. Албания и Эпир в конце XVIII – начале XIX в. М., 1963.

2.  Иванова Ю.В. Северная Албания в XIX – начале XX в. М., 1973.

3.  Мейер М.С. Османская империя в 18 веке. Черты структурного кризиса.    

    М., 1991. 

4. Новичев А.Д. История Турции. Т. 1: Эпоха феодализма (XI-XVIII вв.).                   Л., 1963.

5.   Новичев А.Д. История Турции. Т.2: Новое время. Ч. 1 (1792-1839). Л., 1968.

6.  Новичев А.Д. Турецкие кочевники в XV-XVIII вв.// Доклады делегации СССР. XXV Международный конгресс востоковедов. М., 1960.

7. Орешкова С.Ф. Государственная власть и некоторые проблемы формирования социальной структуры Османского общества// Османская империя: система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. Сборник статей. М, 1986.

8.  Познаньска К. Старая и новая Турция. М, 1974.

9.  Большая Советская Энциклопедия (БСЭ) в 30 тт. М., 1978.

10.  Интернет-ресурсы.


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: