В России может появиться «измеритель толерантности»
8 февраля 2013
2838
2
Kastomayzer
-
Кто только не занимался у нас межнациональными отношениями! Но то все были государственные органы, а теперь возникла идея создания частного агентства, которое станет надзирать за тем, чтобы СМИ не «разжигали», а также продвигали все полезное, что может помочь согласию между этносами страны.
Именно такую структуру и предложил создать Президентский совет по межнациональным отношениям (ПСМО). Она по заказу государства (читай: госзаказ или бюджетное финансирование) займется информационным продвижением задач национальной стратегии России и ценностей, объединяющих всю страну, пишут «Известия».
Глава комиссии по решению межэтнических конфликтов ПСМО Владимир Зорин и член Совета Максим Шевченко рассказали газете, что агентство будет формировать для СМИ положительную повестку дня, отслеживать уровень толерантности в прессе и заказывать фильмы и книги, пропагандирующие межнациональное согласие.
Судя по объему задач, бюджет у новой структуры предполагается немалый. Сотням тружеников, которые примутся мониторить прессу на предмет толерантности, придется платить зарплату, не говоря уже о том, что написание книги на заказ стоит недешево, а съемка фильма вообще зашкаливает. Если же пригласить на него зарубежных звезд, то бюджет улетит в облака. Вопрос только в том, кто станет читать и смотреть заказные лубки...
«Агентство могло бы стать мозговым центром, который ведет работу со СМИ, со смыслами, занимается формированием трендов в информационном пространстве, организацией конференций и круглых столов и созданием публичной повестки по национальной политике», – видит будущее структуры Шевченко.
Также агентство должно будет вмешиваться в информационное освещение случаев типа того, что недавно произошел с нелегальным дворником Хурумовым, который, отвечая на насмешки детей, сломал черенком от метлы (по другим данным, лопаты) челюсть 12-летнему подростку в районе Южное Бутово, добавляет Зорин. Как известно, жители дома, где работал Хурумов, вступились за него и написали коллективное письмо в его защиту. Позже в суде мать мальчика примирилась с гастарбайтером, получив от диаспоры 50 000 рублей компенсации. Зорин считает, что этот случай сразу надо было освещать правильно и профессионально, чем и могло бы заняться агентство.
История, конечно, умилительная: москвичи вступились за нелегала. Хороший человек Хурумов, написали они, всегда был вежливым и помогал когда надо, жил с женой в мусоросборнике, а на родине в Узбекистане у него двое малолетних детей.
Так-то оно так, но есть некоторые смущающие моменты. Например, то, что на слова подростка дворник ответил действием, точно так же, как борец Мирзоев – на слова Агафонова, а чеченцы, порезавшие руки питерскому журналисту в метро, – на его замечание не хамить девушкам. Улавливаете разницу между действием и противодействием? Противодействие всегда превышает действие.
Идем дальше. Хурумову противостоял не взрослый, а всего лишь ребенок, пусть даже и хулиганистый, как о нем говорят, хотя это еще надо доказать. И хорошо еще, что черенок угодил в скулу, а не в глаз: тогда «примирение сторон» было бы невозможно в принципе. А ведь вполне мог.
И сейчас, когда для дворника все закончилось благополучно, не совсем ясно: после того, как его отпустили из суда, Хурумов ведь не перестал быть нелегалом? Тогда его следует незамедлительно депортировать на родину. Зачем Москве такие неуравновешенные дворники? Глядишь, еще чего-нибудь натворит.
Да и с детьми, которые разозлили дворника, не так все однозначно. В таком возрасте дети просто повторяют то, что слышат дома от родителей. Но родители только говорят на кухнях, что гастарбайтеры заполонили всю Москву и это их раздражает, а дети выходят на улицу и начинают бросать в них снежки и дразнить. Будь на месте Хурумова русский дворник, такого конфликта не возникло бы. Если бы новое агентство стало освещать новость в таком разрезе, то честь ему и хвала. Но что-то нам подсказывает, что акценты были бы смещены в сторону «хороший дворник, хорошие жильцы – плохой подросток».
Да чего там говорить! Представьте себе, что гастарбайтер сломал челюсть вашему сыну, и все станет на свои места. К слову сказать, в прежние времена дворники детей не обижали в принципе.
«Агентство могло бы стать центром по объективному освещению конфликтных ситуаций и оказанию помощи в их разрешении через СМИ, – говорит эксперт. – Кроме этого, центр мог бы премировать лучших журналистов, пишущих на тему межнациональных отношений, и выполнять аналитическую работу по заказу государства».
Вообще-то объективную оценку конфликтным ситуациям дает суд. А до него журналисты могут только писать, как идет расследование. И не надо ставить между ними и судом (полицией) никаких посредников-толкователей, тем более выдающих премии. За премии на нас такая патока польется, что все вокруг слипнется.
Впрочем, когда Зорин сказал о том, что агентство «могло бы оценивать уровень толерантности в отдельных изданиях», все встало на свои места: готовится надзиратель за СМИ.
В вопросах же кино ПСМО вдохновляется примером американских фильмов. Там белые демонстративно дружат с черными, хорошие полицейские непременно работают парами «белый + черный», а злодеи никогда не бывают только черными: всегда рядом есть белый такой же. Считается, что эта политика сильно повысила уровень толерантности в обществе. Но ведь и у нас создатели фильмов придерживаются похожих принципов. Правда, в Америке национальное кино – это сила, а у нас – так, одно из развлечений, далеко не самое главное и массовое.
Напомним, что в России стратегия государственной национальной политики была разработана в прошлом году. Лучше бы, конечно, раньше, но ладно хоть так. Она ставит своими целями выработку общероссийского гражданского самосознания, сохранение и развитие культурного разнообразия России, гармонизацию межнациональных отношений и социально-культурную адаптацию внутренних и внешних мигрантов. Несомненный ее плюс в том, что наконец было найдено определение для танцоров лезгинки на площадях и иже с ними – «внутренний мигрант», а то именовать их все время по региону происхождения было как-то неловко.
Независимые эксперты встретили новость об агентстве неоднозначно. Одни поддержали, но другие высказались против. «Если в обществе есть предубеждения против каких-то национальностей, то одним созданием органов, которые будут заниматься контрагитацией, проблему не решить», – полагает, к примеру, политолог Георгий Бовт.
Кстати, Хурумов, вместо того чтобы заниматься детским членовредительством, мог разрешить конфликт с подростками иными способами. Например, поговорить с ними самими, пожаловаться их родителям по домофону или сходить в школу, где они учатся. Мог и в полицию обратиться. Правда, для всего этого надо знать русский язык, а для общения с полицией – еще и иметь регистрацию. Следовательно, порядок надо наводить именно в этой сфере. И уже только потом, когда все будет сделано, учить граждан и СМИ толерантности к гастарбайтерам, а не стелить перед ними хлеб-соль неизвестно за что.
Расскажи в социальных сетях:
Только в критические моменты собираются на площадях,на акции устроенные фсб для выявления активных граждан,но никто,ну или почти ни кто,не берёт ответственность на себя,за свою честь и честь своей семьи.Наверное это всё таки какие то излучения?
Кончили за упокой.