Хазары, гусары и казаки: что общего?
- 20 августа 2013
- 9217
- 7
- U.B._WAY
-
Проекты:
- «Русский торговый путь в V тыс. до н.э. – I тыс. н.э.».
- «Книга Ра: зашифрованная история человечества».
- «Языки мира»
К теме этимологии древних корней русского языка мы обращались не раз. Некоторые из результатов этих исследований собраны и опубликованы отдельной монографией [Опыт, 2010]. В третью главу «Значения слогов праязыка» вошли следующие статьи: Слог «АРК» как реликт протоязыка в современных географических названиях мира (Е.А. Миронова); Корень праязыка «ЗМ» – «земля» (А.А. Тюняев); К вопросу о значении корня «ВР» протоязыка (А.А. Тюняев); Значение корня «ЗГ» праязыка – «малая часть» (А.А. Тюняев); Слоги протоязыка «ОК» и «НАВ» в современных топонимах (Е.А. Миронова); К вопросу о значении корня «КЛ» протоязыка (А.А. Тюняев); Корень праязыка «ПР» – «(на)пор» (А.А. Тюняев); О значение корня «СТР» праязыка – пространство (А.А. Тюняев); А.А. Тюняев. Чередование P→0→B→F→V→H первой буквы корня «ПР» как иллюстрация вектора заимствования (А.А. Тюняев).
Впервые мы обратились к расшифровке этимологии названия русского города Казань в статье «О значении русского топонима "Казань"» [Тюняев, 2011]. В ней мы привели обширный фактологический материал, говорящий о чрезвычайно широком распространении русского названия «Казань». Причём это название распространено за пределами расселения тюрок и, в частности, татар.
Распространение топонимов «Казань» и «Казанка»
Как правило, населённые пункты, поставленные на берегу уже названных рек, получали от этих рек свои имена. Русский город КАЗАНЬ стоит на реке КАЗАНКА. Рассмотрим ряд топонимов с корнем КАЗ.
Алтайский край: посёлок Казанка (в 80 км к з. от Горно-Алтайска), посёлок Казанка (Алтайский район), река Казанка, река Малый Казаныгир. Архангельская область: река Казанка (Онежский район). Башкирия: река Казанка (Федоровский район), посёлок Казанка (Буздякский район) и четыре села Казанка (Архангельский, Альшеевский, Баймакский, Зианчуринский район). Белгородская область: посёлок Казанка (Корочанский район). Благовещенский район: село Казанка. Бурятия: протока Казанова (Кабанский район). В Волгоградской области: река Малая Казанка (Котовский район), река Большая Казанка (Котовский и Камышинский районы). В Воронежской области: посёлок Казанка (Таловский район).
Дагестан: село Нижнее Казанище и село Верхнее Казанище (Буйнакский район). Еврейская автономная область: село Казанка (Биробиджанский район). Кемеровская область: река Казаны, река Казанка. В Кировской области: три села Казань (Слободской, Свечинский и Арбажский районы), село Казань-Омга и село Казанка (Вятскополянский район) и озеро Казанское (Вятскополянский район), село Казанцы (Кикнурский район). В Костромской области: три посёлка Казанка (Кологривский, Костромской, Шарьинский район). В Красноярском крае: река Малая Казанашка, она переходит в Казанашка (Шушенский район); река Курья Казановская (Тюхтетский район), река Казаночный (Пировский район), река Казанка (Иланский район), три посёлка Казанка (Большемуртинский, Боготольский, Казачинский районы), посёлок Верх-Казанка (Большемуртинский район).
Липецкая область: посёлок Казанка (Воловский район). Нижегородская область: село Казанка (Починковский район). Новосибирская область: три посёлка Казанка (Баганский, Коченевский, Колыванский районы), река Казанка. Омская область: два посёлка Казанка (Любинский, Муромцевский район), река Казанка, посёлок Большая Казанка (Тюкалинский район). В Оренбургской области: четыре села Казанка (Асекеевский, Соль-Илецкий, Тоцкий, Шарлыкский район), село Новая Казанка (Бузулукский район). В Пермском крае: два села Казанка (Оханский район), село Средняя Казанка (Оханский район), село Новая Казанка (Бардымский район), река Казанка (Оханский район), село Большая Казань и Малая Казань (Карагайский район), село Казанский Ключ (Очерский район), село Казанцы (Пермский район). Приморский край: село Казанка (городской округ Партизанск). Псковская область: село Казаны (Островский район). Сахалинская область: река Казань. Свердловская область: посёлок Казанка и озеро Казанское (Сухоложский район). Смоленская область: посёлок Казанка (Глинковский район).
Татарстан: Казань и два села Казанка (Арский, Черемшанский район), река Казанка (Высокогорский район), река старое Русло Казанки, село Старая Казанка (Бугульминский район). Томская область: два села Казанка (Асиновский, Томский район). В Томской области: две реки – Малая Казанка и Большая Казанка, село Казанка. Тульская область: два посёлка Казановка (Веневский, Кимовский район), река Казановка (Кимовский район). Тюменская область: село Казанка (Нижнетавдинский район), село Казанка и озеро Казанское (Ишимский район). Удмуртия: река Казанка впадает в Вятку около селения Кордон. Хакасия: река Малая Казанашка и Большая Казанашка (Аскизский район), река Большая Казанашка (Бейский район), река Казанашка (Бейский район), река Малая Казанашка (Бейский район), река Большая Казаношка (Бейский район), село Казановка (Аскизский район); река Казанка (Ширинский район).
На Украине: посёлок городского типа Казанка (Николаевская область, Казанковский район); село Казанки (Крым автономная республика, Бахчисарайский район). Польша: посёлок Казанице. Болгария: деревня Kazanka (Стара Загора). Казань – Kozani – (в Македонии). Kocana в Сербии.
(синими маркерами отмечены реки и озёра, красными – населённые пункты).
Все названные топонимы – всего 113 топонимов – мы нанесли на карту (см. рис.). Синим цветом отмечены реки, красным – поселения, серым похожие названия иностранных населённых пунктов. Как видно из рисунка рис. 1, все топонимы распространены в широком географическом интервале: от Италии и Болгарии до Сахалина. Эти топонимы и гидронимы распространены по всей территории прежнего проживания русского народа. Сегодня периферийные области этих территорий населяют разнообразные тюрки, кавказцы, семиты и славяне, пришедшие сюда из других территорий. Эти пришлые народы не меняют древнерусской топонимики, они изменяют только её легендарную часть, переписывая историю так, чтобы в ней фигурировали только мигранты.
Причины такого распространения топонимов «Казань» и «Казанка»
Как мы уже сказали, топонимы и гидронимы «Казань» и «Казанка» сгруппированы в местах исконного проживания русского народа. Сегодня это, во-первых, территория Центральной России – реки Казанки есть в Брянской, Тульской областях, а селения – в Костромской и Кировской области. Во-вторых, Приволжский регион – по всем областям. В третьих, часть Восточной Европы, которая непосредственно примыкает к Русским территориям. В этих трёх регионах представлены особо масштабные массивы топонимов и гидронимов «Казань» и «Казанка».
Эти же топонимы есть близ современной Греции, а также на территории Северо-Восточного Кавказа. Особый массив топонимов «Казань» и «Казанка» сгруппирован в Южном Урале и на территориях, простирающихся от него на восток, – это линия Челябинск – Омск – Новосибирск – Красноярск; и на юг – Новокузнецк – Барнаул – Усть-Каменогорск. Это – Алтайский и Красноярский края, а также Хакасия. Особняком стоит дальневосточная группа топонимов «Казань» и «Казанка».
Рассмотрим причины такого распространения топонимов и гидронимов «Казань» и «Казанка». Оно далеко не случайно. В серии своих публикации мы показали, что, начиная с эпохи бронзы, на Российской территории и на территориях прилегающих стран действовал Русский торговый путь [Тюняев, 2013]. Это обширная сеть торговых маршрутов, связывающая Русь со всеми окружающими её странами. На юге и западе Русский торговый путь уже в бронзовом веке доходил до земель Греции, Германии, Италии и т.п., в частности, «янтарный» торговый путь описан известной исследовательницей М. Гимбутас [Гимбутас, 2004]. Обо всём комплексе торговых путей см. в [Тюняев, 2012]. В железном веке Русский торговый путь доходил до земель Византии [Тюняев, 2011a]. Связи были настолько обширными, что даже шёлк появился на Русских и северных территориях раньше, чем о нём узнали, допустим, в Греции, Риме или Византии [Лубо-Лесниченко, 1989].
Южно-Уральское и Сибирское крыло распространения топонимов и гидронимов «Казань» и «Казанка» связано с восточным направлением Русского торгового пути, который в этом направлении действовал уже в бронзовом веке. Обслуживая именно этот торговый путь, близ Челябинска русские построили сеть обсерваторий, среди которых Аркаим. Подробнее об этой ветке Русского торгового пути можно прочесть в нашем докладе, сделанном в Астане в 2012 году [Тюняев, 2012a]. Полная сеть Русского торгового пути представлена на рис. 2.Сегодня уже произведены генетические исследования остатков древнего населения этого региона. Эти люди были русскими (древность стадий здесь не принципиальна). Приведём некоторые данные о генетике северорусского населения бронзового века [Клёсов, Тюняев, 2010]. Генетические исследования Y-хромосомы ископаемых остатков народов, живших в полосе действия обозначенного выше Русского торгового пути – от Германии до Алтая – показывают следующее. Образцы из местечка Eulau (Германия, культура шнуровой керамики; ок. 2600 лет до н.э.) принадлежат трём родственникам и относятся к гаплогруппе R1a1 [Haak et al., 2008]. Образцы из Лиштенштейской пещеры (Германия; 1000 – 700 лет до н.э.) показали: I2b – 12 человек, R1a1 – 2 человека, R1b1b2 – 1 человек [Schilz, 2006].
На восточном рубеже Русского торгового пути есть аналогичные находки. В Красноярском крае, где отмечено особенно мощное распространение топонимов и гидронимов «Казань» и «Казанка» (рис. 1), анализ образцов людей, относящихся к андроновской культуре (1800 – 1400 лет до н.э.), показа у девяти из десяти человек наличие гаплогруппы R1a1. Те же данные по носителям тагарской культуры (800 лет до н.э. – 100 год) – R1a1 и по носителям таштыкской культуры (100 – 500 гг.) – R1a1 [Keyser et al., 2009].
Рис. 3. Фрагмент 17-маркерного дерева гаплотипов гаплогруппы R1а1 этнических русских по двенадцати областям Российской Федерации, построено по данным [Roewer et al., 2008]. Этот фрагмент включает пять ископаемых гаплотипов андроновской, тагарской и таштыкской археологических культур. Двухбуквенные индексы соответствуют следующим областям РФ: Ar – Архангельск, Br – Брянск, Iv – Иваново, Li – Липецк, No – Новгород, Pe – Пенза, Ry – Рязань, Ta – Тамбов, Tv – Тверь, Vo – Вологда.
На рис. 3 представлено дерево гаплотипов R1a1, демонстрирующее генетические связи, установленные по Y-хромосоме среди ископаемых образцов и современного русского населения Центральной России. Мы видим, везде, где проходил Русский торговый путь, обнаружены ископаемые останки рода R1a1 – в северном Казахстане, на Южном Урале, в Киргизии, в Красноярском крае и др. Причём, генетическая близость древнего и современного населения поразительна. В частности, андроновцы и тагарцы находятся в одном кластере с современными жителями Твери (нижняя часть «дерева»), тагарцы и таштыкцы родственны жителям Иваново и Пензы (средняя часть «дерева»). Оба этих кластера родственны всему остальному населению Центральной России.
Именно носители гаплогруппы R1a1 около 1,6 тыс. до н.э. сформировали на Южном Урале синташтинскую культуру, к которой относится и Аркаим. По этой причине по антропологическому облику жительница Аркаима соответствует современному русскому населению. В Южно-Уральском и Алтайском регионах в 3 – 2-м тысячелетиях до н.э. правил русский царь Богумир со своей супругой Славуней [Тюняев, 2013]. Она построила Аркаим, а именем Богумира были названы горы Урала – горы Йимы (авестийское произношение имени Богумира). Обозначение этого топонима сохранилось на всех средневековых картах, а эпос о Богумире-Йиме лёг в основу Авесты.
По торговому пути через Южный Урал население бронзового века перемещалось из центра Русской равнины в Северную Индию [Клёсов, Тюняев, 2010], где высшие касты и сегодня до 72 процентов являются обладателями гаплогруппы R1a1 [Sharma et al., 2009]. В Центральной России – от 60 до 80 процентов носителей R1a1. В исконно русских деревнях – больше.
Как мы видим, в древности на этих древних Русских территориях никаких монголоидов не было. В общем-то, среди антропологов то, что на этих землях монголоиды появились поздно, – известный факт. А, напомним, татары, башкиры и тюрки вообще – это в основе своей монголоиды. Хотя сегодня наблюдается высокая степень метисации с семитским элементом и, отчасти, с европеоидным.
Таким образом, из представленного материала видно, что исторически, начиная уже с бронзового века, территории Руси – Урала – Сибири были населены генетически русским народом. Здесь сложился Русский торговый путь. Здесь же сложилась сеть русских населённых пунктов, которым, естественно, были даны русские имена. Как и рекам этого региона. Поэтому топонимы и гидронимы «Казань» и «Казанка» столь широко распространены на всём пространстве от Германии до Владивостока и поэтому эти топонимы и гидронимы относятся к русскому народу.
Татарская фальсификация русской истории
Приведём выдержку из ранее опубликованной нашей работы [Тюняев, 2012b], в которой мы обратили внимание на татарскую фальсификацию русской истории. В 2005 году татарская диаспора подвела исторические «свидетельства» под датировку «своей» столицы – Казани. В результате татары официально отпраздновали тысячелетие этого русского города. То есть русский город Казань по «новым историческим» татарским данным был, якобы, основан в 1005 году. И теперь этот русский город Казань представлен в статусе 1000-летней столицы татарского этноса.
А ведь ещё в 19-м веке татарами называли «целый ряд народов тюркского происхождения, с примесью монгольских элементов, говорящих на тюркском языке… В V в. под именем Тата или Татаны (отсюда, вероятно, и происходит слово татары) разумелось у китайцев монгольское племя, обитавшее в северо-восточной части Монголии и отчасти в Манчжурии, между реками Халха, Кэруленом и Сунгари. В XI в. татары покорены тунгусами и отчасти переселились в юго-западную Монголию». В XII в. Чингисхан образовал в Средней Азии могущественное царство из множества тюркских народностей, которые и стали известны под именем татар, причем монгольский элемент и язык были поглощены тюркскими. В 1223 один из отрядов Чингисхана проник на Кавказ. Другая часть татар разбила половецких и русских князей при реке Калке. Преемник Чингисхана послал племянника своего Батыя на завоевание западных стран; 1237 татары покорили Русь, разгромили Венгрию и Польшу; но дальнейшее движение на запад было преграждено ополчением чешского короля и герцогов австрийского и каринтийского. Татары повернули назад и основали на Волге Золотую Орду, из которой выделились ханства Крымское, Астраханское и Казанское. В XVI в. в Сибири основано независимое ханство татарами, жившими по рекам Оби, Иртышу, Тавде, Ингулу и их притокам; оно завоевано Ермаком» [Брокгауз и Ефрон, 1909].
Мы, естественно, понимаем, что в 19-м веке историки были специалистами, способными разобраться в научной составляющей доступных им исторических источников. Поэтому сомнений по поводу справедливости изложенного возникнуть не может. А это значит, что татары появились на Волге и начали что-то основывать только в 13-м веке. В связи с этим, становится очевидным, что три века Казань не была татарским городом, и основывали Казань не татары.
После подарка советской власти, которая раздавала исконно русские земли налево и направо, выдающиеся специалисты по истории татар Р. Г. Мухамедова и А. Х. Халиков писали следующее: «Татары, основное население Татарской АССР (1536 тыс. чел. 1970, перепись). Язык тюркской группы алтайской семьи языков. Впервые этноним "татары" появился среди монгольских племён, кочевавших в 6 – 9 вв. к юго-востоку от Байкала. В 13 в. с монголо-татарским нашествием название "татары" стало известно в Европе. В 13 – 14 вв. оно было распространено на некоторые народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды. В 16 – 19 вв. в русских источниках татарами стали называть многие тюркоязычные и некоторые иные народности, жившие на окраинах Русского государства (азербайджанцы, ряд народностей Северного Кавказа, Средней Азии, Поволжья и др.). Для некоторых из них имя татары стало этнонимом. …В 15 – 16 вв., в период существования отдельных феодальных государств (Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского и др. ханств), происходит формирование отдельных групп татар – Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары, мишари), астраханских, сибирских, крымских и др.» [БСЭ].
Мы видим, что более чем за век позиция историков не изменилась: татары – это монголоидное китайское племя, незаконно осевшее на русских землях в позднем средневековье. Никакого отношения к топонимам и гидронимам «Казань» и «Казанка» эти кочевые монголоиды не имеют.
Фальсификация истории русского города Казань
То, что татарская диаспора «установила» дату основания Казани на уровне 1005 года, говорит не только о фальсификации возраста этого русского города. Это действо обнажает всю циничность «официальных» историков, с которой они подходят к чистоте своего предмета. Если в газетах, на телевидении и на радио «официальные» историки захлёбываются от возмущения «непрофессиональным» изучением истории, то на проплаченных национальными преступными группировками сходках эти же самые «официальные» историки дуют в одну трубу, общую с преступниками, реально фальсифицирующими историю. Опять же, мы не станем называть имён, их можно узнать из официального сборника конференции, той, на которой был установлен такой возраст русского города Казань.
А ведь не было бы никакой казанской фальсификации, если бы хотя бы один из нескольких десятков профессиональных историков, присутствовавших на той конференции, встал и просто прочитал цитату из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «Основание Казани относят ко второй половине XII в.; в наших летописях город упоминается в первый раз в конце XIV столетия. Старый город находился ранее близ того места, где ныне деревня Князь-Камаева; сохранившееся здесь городище носит до сих пор название Старой Казани; на нынешнем своем месте город существует с XV в.» [Брокгауз и Ефрон, 1907].
Более того, на месте нахождения Старой Казани существует государственный музей – Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник, в котором работает 14 сотрудников, из них 4 научных сотрудника. Среднее количество посетителей в год составляет 6600 человек [ИКГМЗ, 2012].
Находится Старая Казань «в 45 км к северо-востоку от современной Казани, у деревень Татарская Айша, Камаево, Русский Урмат Высокогорского района Республики Татарстан». Здесь, «на священном во всем Заказанье месте, располагается целый комплекс уникальных историко-культурных, археологических и природных объектов, ныне входящих в охранную зону Иске-Казанского государственного музея-заповедника. "Иске Казан" в переводе на русский язык означает "Старая Казань"» [ИКГМЗ, 2012]. Профессиональные историки не могли не знать такой «мелочи», ещё и при действующем государственном музее. Но, по политическим соображениям, промолчали.
Татарское право на топоним «Казань»
Из представленных выше материалов видно, что у татарских историков нет никакого права на топоним «Казань». Генетически монголоиды татары в Казанских землях зафиксированы поздно и как пришельцы. Исторически татары – это не коренное население Казанского региона, а китайское племя, далеко продвинувшееся по древнему Русскому торговому пути в Русские земли. Именно против татарского нашествия в древности на восточном берегу Волги, от Каспия до Среднего Урала был построен Заволжский вал – грандиозное защитное сооружение протяжённостью 2300 километров.
На волжском рубеже войны с татарами велись даже в 18-м веке. Например, по сенатскому указу от 14 февраля 1731 г. начата постройка новой Закамской линии «для лучшего охранения низовых городов за Волгою вместо черемшанских форпостов по реке Соку и по другим рекам до реки Ик» [Вестник, 1851]. Строительство линии началось в 1732 г. силами 3000 человек, а в 1733 г. дополнительно были истребованы с губернии 15000 человек. Линия начиналась от Алексеевска и шла через Красный Яр, по реке Сок до Сергиевска, а затем пересекала Тарханский лес и выходила к реке Кама в районе Мензелинска. Вопрос о судьбе укреплений старой и новой Закамской линии решался в декабре 1737 г. на «генеральном совете», собранном в Самаре начальником Оренбургской экспедиции В.Н. Татищевым.
Таким образом, никакое из монголоидных (татарских, тюркских) этимологических измышлений к названию города Казань относиться не может. Все приведённые топонимы, а среди них 28 рек, никак не связаны с татарским обозначением казана – подавляющее большинство топонимов расположено в тех областях, где татары никогда не жили.
Этимология русского корня КАЗ
Особенная широта распространения русского корня КАЗ, в том числе и в составе топонимов и гидронимов «Казань» и «Казанка», говорит о том, что этот корень часто употреблялся на Руси, и его значение было хорошо известно русскому народу.
На Руси хорошо известен и широко распространён глагол КАЗАТЬ: выказать, показать, сказать, отказать, приказать, наказать. Известны также формы глагола с тем же корнем КАЗ, но суффиксом -ывать (например, наказывать, сказывать). Распространены имена существительные – УКАЗ, ПРИКАЗ, РАССКАЗ и т.д. Они относятся к самому глубокому пласту русского языка, ибо их даже синонимами объяснить нельзя, а только самими собой. В заимствовании слов с корнем КАЗ никакой необходимости для Руси не было.
Рассмотрим версию русского происхождения названия Казань. Предварительно учтём ряд возможных чередований. Первое – в русском языке З может переходить в С, а под южным влиянием – в Ш. Этот же переход существует между некоторыми языками. Например, как в русск. КАЗНА и эст. riigikassa – казна. То же чередование в русск. КОШЕЛЁК, КОШЁЛКА и арм. k’sak – кошелёк, цыг. кисык – кошель. По поводу количества букв СС в слове КАССА следует отметить украинский вариант – КАСА, а также исп. caja, англ. cash и case. Второе – как видно из представленных примеров, возможно чередование гласных О – А – Е – И – 0. Таким образом, с учётом всех чередований имеем несколько основных вариантов корня – КАЗ/КОЗ, КАС/КОС, КАШ/КОШ, КАЩ/КОЩ и другие варианты.
Необходимо отметить, что не все выявленные варианты обязательны для одного и того же куста этимологий. Но вариант корня КАЗ приводит к словам, обозначающим государство: КАЗНА, КАЗНАЧЕЙ, КАЗНИТЬ, ПРИКАЗ, УКАЗ, НАКАЗ, КАЗЁННЫЙ и т.п. Вариант корня КОЗ приводит к словам, обозначающим окающие варианты государственных термином или богатство: КОЗНИ, КОЗА (животное, дающее богатство) и т.д. Варианты корней КАС/КОС дают те же результаты: КАССА, КАССИР.
Варианты корня КАШ/КОШ – аналогичны. Их приводит М. Фасмер в одном этимологическом контексте: КОШ – «казачий лагерь, стоянка кочевников», «шалаш; пастушеский стан», др.-русск. кошь – «стан, обоз», кошево́й – «старшина, предводитель коша», укр. кош, кiш – то же, блр. кошеваць – «разбивать лагерь», др.-русск. кошевный вьюкъ, польск. kosz, koszowy. Далее идёт заимствование в тюркские языки: кирг. kоš – «войлочная палатка, юрта», башк. kоš – «шалаш», тур. kоš – «стадо», балкар. kоš – «стоянка, молочная ферма, молочное хозяйство»; русск. кош – «хижина, шалаш». коша – «плетеная корзина», укр. кiш, блр. кош – «ларь на мельнице», ст.-слав. кошь – «корзина, короб», болг. кош – «большая корзина», сербохорв. ко̏ш – «верша, корзина для ловли рыбы», словен. kòš, чеш., слвц. kоš – «корзина», польск. kosz – то же, в.-луж. kоš. Праслав. *kosi̯o- родственно лат. quālum – «плетеная корзина» (из *quaslo-), quasillus – «корзиночка».
Рис. 3. Пирамида в Казани, построенная в честь Змея Яши (держащего Землю).
Можно обнаружить некоторые параллели. Например, КАЗНА – КАССА – КОША – КОСА. Из чего понимаем, что КОСА – первоначально не обозначала кривизну плетения, а выставляла на ПОКАЗ богатство волос. Как и сам корень КАЗ – это, в первую очередь, БОГАТСТВО: будь оно сосредоточено в казне, в кассе, в хижине-коше или на голове в виде волос, заплетенных в косу. КОКОШНИК – это головной убор, приуроченный к КОСЕ, а КОСМЫ – это те же КОСЫ. КОСА земли – это грунт, нанесённый так, что становится выше водной поверхности. КАША – богатая (густая, а не жидкая) еда.
Или ещё параллели. БАНК – БАНКИР; КАССА – КАССИР; а далее – Кашира. Этот город относился ранее к Тульской губернии и носил др.-русск. название Кошира, образованное от кошира – «овечий хлев» и кошара, кошь (М. Фасмер). Следует заметить, что в 8 – 13 веках в окрестностях Каширы было зарыто множество кладов с серебряными дирхемами [Тюняев, 2012c], что объясняется нахождением города на самом оживлённом участке Русского торгового пути [Тюняев, 2013]. Отсюда название города Кашира – букв. «город кассиров», то есть купцов или казначеев, или нахождения государственной казны. О богатстве и возможном столичном статусе города говорит его герб (см. рис. 5), на котором изображён крест – символ центра земель и дракон Велес – символ центральной волости (округи).
Касательно животных отметим: КОСУЛЯ – КОЗА – КОШКА – буквально домашние животные, хранители или носители богатства в доме, в КОШЕ. Кошка не менее важное животное, поскольку оберегает дом от грызунов и несомой ими заразы.
Хранителями богатств выступают также следующие персонажи. КАЗНАЧЕЙ – хранитель КАЗНЫ, КОШЕВОЙ – хранитель и начальник КОША, КОЩЕЙ – хранитель богатства и древнего порядка русского народа. Сюда же относится деление населения на КАСТЫ. Это тот же уровень сохранности древнего уклада жизни, как и в итал. КОЗА НОСТРА – «семья наша». То есть древнерусский мифический герой КОЩЕЙ не просто так «над златом чахнет», он является и хранителем, и распорядителем КАЗНЫ. В этой связи проясняются функции богини МОКОШИ и то, почему её культ был в древности столь долго и столь широко распространён на Руси и в сопредельных территориях. МОКОШЬ – буквально МАТЬ КОШИ, то есть «Мать богатства, достатка, порядка».
Правильность нашей этимологии подтверждает своим названием и гербом русский город КОЗЕЛЬСК. На его нынешнем гербе присутствует не совсем правильное изображение, даденное городу христианами в 1777 году: на гербе изображены четыре креста, символизирующие четыре стороны мира, и пять фигур с крестом внутри, символизирующих созвездие Дракона, расположенное вокруг Центра Мира. А вот древний герб Козельска (рис. 5) показывает то же, но гораздо более чётче и ближе к древнерусской традиции. На гербе изображёна КОЗА – одна из основательниц Мира, на её спине расположена держава – символ государственной власти, как, например, в бел. дзяржава – «государство», болг. държава – то же. Имя этой козы – Седунь (в христианстве – Сатана). Она олицетворяет земли, расположенные к востоку от Москвы.
С учётом особенностей более широкого круга языков приходим к следующему чередованию корней – КАЗ/ГОС/ХОЗ. А отсюда – к сериям терминов типа ГОСУДАРСТВО, ХОЗЯЙСТВО, как, например, в азерб. xäzinä и dövlät – «казна», а также в том же азерб. dövlät – «государство». Это естественно, воспринимать государство как большое хозяйство, имеющее свою собственную кассу или казну.
В этой связи КОЗАК, КАЗАК и ГУСАР предстают защитниками КАЗНЫ и ГОСУДАРСТВА. Несмотря на то, что М. Фасмер сомневается в том, что этимология слова ГУСАР связана с КАЗНОЙ, но сам же, ссылаясь на Брюкнера, он приводит нем. Hanse и др.-польск. chąsa – «грабеж». «ГУСАРЫ – родъ легкой конницы, появились впервые въ Венгріи, при короле Матвѣѣ Корвинѣ, который въ 1458 г. образовалъ особое ополченіе для защиты границъ отъ нападеній турокъ. Въ составъ этого ополченія венг. дворянство назначило изъ своей среды 20-го дворянина въ полн. снаряженіи и вооруженіи. Отъ венг. словъ Husz (двадцать) и ar (подать) и произошло названіе "гусаръ"» [ВЭ, 1915].
Несмотря на то, что автор Военной энциклопедии упирает на слово «двадцать», на наш взгляд главным упором для наименования гусаров стало всё же их государственное, то есть казённое предназначение – охрана государственных границ. Для тех же целей служили КАЗАКИ. То есть ГУСАРЫ И КАЗАКИ – это одно и то же обозначение служивого люда государственного подчинения: «Казаки, нёсшие гарнизонную и пограничную службу на укрепленных линиях по южным и восточным границам Русского государства в 15 – 17 вв.» [БСЭ].
Сюда же следует отнести этимологию, связанную с хазарами: КАЗАРЫ – КОЗАРЫ – ХАЗАРЫ – ГОСОРГАНЫ – ГУСАРЫ. Приведём пример из крымскотатарского языка: közçü – «надсмотрщик», а közetici – «наблюдатель». Напомним, согласно Родословной славянских богов и народов, хазары произошли от Хазара – это один из сынов Богумира и брат Руса и Скифа. Генетически хазары имеют гаплогруппу R1a1, то есть русскую гаплогруппу, поэтому они не могли быть народом, который покорил Русь. Название столицы Хазар – Саркел означает «Царский центр», или Белая Вежа – «Главная Башня». Это названия фактически обозначают одно и то же – указывают на важное государственное расположение этого города.
Хазары по-древнерусски назывались Козаре, а в латинском языке – Gazari, Cosri (ср. с ГУСАРЫ). Хазары проживали в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан), а также на всех тех территориях, на которых сразу за ними стали проживать казаки. Версия о тюркском элементе в хазарах ничтожна, поскольку тюрки как этнос не существуют и только в 20-м веке сформировали свои первые государства. Кстати, А. П. Новосельцев для этимологии названия хазар приводит перс. هزار, hezâr – «тысяча», то есть аналогично венгерскому «числовому» названию ГУСАР – Husz (двадцать). Что показывает неправильность и того, и другого.
Нашу версию происхождения названия Хазары подкрепляют А. Поляк и А. Рона-Таш. Они возводят термин «хазары» к титулу кесарь, например, азерб. qeysär – «кесарь». Другой вариант азербайджанского перевода слова «кесарь» – padşah (падишах), то это обозначение, связанное с государством. Сюда же следует добавить немецкое Cäsar – «кесарь». Оно точно воспроизводит термин КАЗАР. В связи с этим, хазар следует отождествлять с казаками. Хазары, как и казаки, занимались охраной торговых путей.
Корень ГОС является вариантом корня КАЗ. Это, например, видно из следующего: укр. ГОСПОДАРСТВО означает «хозяйство, дом, обиход», то есть то же, что и КОШ. Отсюда ГОСПОДАРЬ – это тот, кто управляет ГОСПОДАРСТВОМ, то есть ХОЗЯИН. И уже отсюда видна этимология термина ГОСПОДАРЬ (то есть ГОСПОДЬ) – это буквально «хозяин подземного царства», или «хозяин нижней земли» (гос – «хозяин», под – «подземный», ар – «земля»). То есть ГОСПОДЬ – это то же, что и ХОЗЯИН, например, др.-русск. хозя – «господин» (Афан. Никит.).
Надо отметить, что у обоих слов традиционная этимология не всегда положительная. М. Фасмер пишет: хозяин – это «злой дух, домовой», чув. χоźа, χuźа – «хозяин», тур. χоdžа, крым.-тат., чагат, азерб., тат. χоǯа – «учитель, хозяин, старец»; др.-русск. ходжа – «господин»; перс. хudāi – «учитель, господин»; евр. ИЕГУДА – то же.
Отметим также корень КАЗ в слове СКАЗКА. Это не только СКАЗЫВАТЬ, но и УКАЗ, ПРИКАЗ, НАКАЗ, то есть в сказках содержится наказ будущим поколениям об основах жизни и деятельности русского народа. Этот наказ охраняет КОЩЕЙ. Он охраняет русские традиции и сохраняет их для потомков. Именно из-за того, что функция Кощея настолько положительна, семитическое христианство ложью сделало из него существо вражеского образа. Так же христианство поступило и с Бабой Ягой – берегиней.
Выводы
Корень КАЗ русского языка обозначает термины, связанные с КАЗНОЙ и КАЗЁННЫМ устройством существования общества – то есть ГОСУДАРСТВОМ. В эпоху существования торговых путей, которые проходили через территорию Руси, эти пути охраняли сначала ХАЗАРЫ, потому КАЗАКИ и некоторое время на государственной службе находились ГУСАРЫ. Всё это – государственное, казённое – своими корнями уходит в древние времена к домам и поселениям, звавшимся КОШАМИ. И даже ещё глубже – к хранителям традиции КОЩЕЮ и МОКОШЕ.
Топонимы, произведённые от корня КАЗ или его вариантов, рассмотренных выше, в прежние времена могли обозначать понятия, связанные с принадлежностью к государственной власти или к какому-то особенному проявлению богатства. В таких населённых пунктах могла храниться КАЗНА, в которой хранились собираемые подати (налоги). Так, древний герб КОЗЕЛЬСКА напрямую говорит о царской власти, которая была раньше представлена именно в Козельске. Так же следует интерпретировать название КАШИРЫ – богатая, казённая. И название КАЗАНИ – казённая, то есть город с богатой казной, одна из столиц Русского государства.
Судьба корня КАЗ и его вариантов связана только с русским языком и языками так называемой индоевропейской семьи. Никакого отношения к так называемому тюркскому «этносу» эти корни не имеют. Название «КАЗАН» заимствовано из русского КАСТРЮЛЯ или его более древних вариантов с сохранением значения «богатый», «достаток» и т.п.
А.А. Тюняев
Литература:
- БСЭ. Большая советская энциклопедия, 1978 г.
- Вестник, 1851. Вестник императорского Русского географического общества. – 1851. Ч. 1. Кн. 2. Отд. 6. – С. 63.
- ВЭ, 1915. Военная энциклопедия: [В 18 т.] / Под ред. В.Ф. Новицкого и др. – СПб.: Т-во И.Д. Сытина, 1911–1915. Издание не закончено: Т. 18 – Паукер Г.Е. – Порт-Артур.
- Гимбутас, 2004. Гимбутас М., Балты. Люди янтарного моря. – М.: 2004.
- Клёсов, Тюняев, 2010. Клёсов А.А., Тюняев А.А. Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии. – Бостон – Москва: Белые Альвы, 2010.
- Лубо-Лесниченко, 1989. Лубо-Лесниченко Е.И., Китай на шелковом пути (шелк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая). Автореф. дис. докт. ист. наук. Л., 1989.
- Опыт, 2010. Праязык. Опыт реконструкции // Труды Академии фундаментальных наук. Том 1 (2). – М.: Белые Альвы, 2010.
- Тюняев, 2011. Тюняев А.А., О значении русского топонима «Казань» http://via-midgard.info. 10 ноября 2011 г.
- Тюняев, 2011a. Тюняев А.А., Византино-древнерусские торговые связи // Российское византиноведение: традиции и перспективы. Тезисы докладов XIX Всероссийской научной сессии византинистов. – М.: Издательство Московского университета. – 2011. – С. 213 – 215.
- 1Тюняев, 2012. Тюняев А.А., Скандинавский этап древних торговых путей. «Янтарный» путь, его маркеры, география и связи // Материалы X Международной конференции «Скандинавские чтения – 2012». Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) и Санкт-Петербургский Центр по изучению истории и культуры Скандинавских стран и Финляндии. – Санкт-Петербург. – 31 октября – 2 ноября. – 2012.
- 1Тюняев, 2012a. Тюняев А.А., Тюркский северо-западный этап Северного торгового пути (по комплексным данным археологии, антропологи и генетики) // Материалы Конференции «Проблемы этнической истории тюркского населения Западной Сибири». Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева. – Казахстан. – 14 декабря. – 2012.
- 1Тюняев, 2012b. Тюняев А.А., Фальсификация истории как разновидность захватнической войны. «Президент». 19 июля 2012.
- 1Тюняев, 2012c. Тюняев А.А., Начало Русского государства. Organizmica (web). – Июль 2012. - № 7 (111).
- 1Тюняев, 2013. Тюняев А.А., Русский Китай (экспорт цивилизации). – М.: Белые Альвы, 2013.
- 1Haak et al., 2008. Haak, W., Brandt, G., de Jong, H.N., Meyer, C., Ganslmeier, R., Heyd, V., Hawkesworth, C., Pike, A.W.G., Meller, H., and Alt, K.W. (2008). Ancient DNA, strontium isotopes, and osteological analyses shed light on social and kinship organization of the later Stone Age. Proc. Natl. Acad. Sci. US 105, 18226 – 18231.
- 1Schilz, 2006. Schilz, F. (2006) Molekulargenetische Verwandtschaftsanalysen am prähistorischen Skelettkollektiv der Lichtensteinhöhle. Dissertation. Göttingen, 252 pp.
- 1Roewer et al., 2008. Roewer L., Willuweit S., Kruger C., Nagy M., Rychkov S., Morozowa I., Naumova O., Schneider Y., Zhukova O., Stoneking M., Nasidze I., Analysis of Y chromosome STR haplotypes in the European part of Russia reveals high diversities but non-significant genetic distances between populations. Int. J. Legal Medicine, 2008. 122 (3), 219 – 223; Keyser at all., 2009.
- 1Keyser et al., 2009. Keyser, C., Bouakaze, C., Crubezy, E., Nikolaev, V.G., Montagnon, D., Reis, T., and Ludes, B. (2009). Ancient DNA provides new insights into the history of south Siberian Kurgan people. Hum. Genet., published online 16 May 2009, 16 pp.
- 1Sharma et al., 2009. Sharma, S., Rai, E., Sharma, P., Jena, M., Singh, S., Darvishi, K., Bhat, A.K., Bhanwer, A.J.S., Tiwari, P.K., Bamezai, R.N.K. (2009). The Indian origin of paternal haplogroup R1a1* substantiates the autochthonous origin of Brahmins and the caste system. J. Human Genetics, 54, 47 – 55.
Расскажи в социальных сетях:
О корне КАЗ русского праязыка и термине Казань
А.А. Тюняев, президент Академии фундаментальных наук,
Москва, 22 мая 2013 г.
цитата
Версия о тюркском элементе в хазарах ничтожна, поскольку тюрки как этнос не существуют и только в 20-м веке сформировали свои первые государства.
цитата
Судьба корня КАЗ и его вариантов связана только с русским языком и языками так называемой индоевропейской семьи. Никакого отношения к так называемому тюркскому «этносу» эти корни не имеют.
Ну, скажу так: есть трёхтомник Зварницкого (Эварницкий), написанный (выпущенный) ещё в 1895-м году "О истории казачества"... "Судьба корня КАЗ" и "версия о тюркском элементе" ОТДЫХАЮТ! Тюняев тоже...
Зварницкий не единственный из тех, кто писал о казачестве.
Хм, а чего минусовать-то? Ну, не знаешь истории, так промолчи... мне лично на "минусы" плевать. Я -- Казак, зам атамана и НАШУ историю ЗНАЮ! А таких "знатоков истории", как U.B_WEY (который минуснул) можно причислить к говняным троллям... Кстати, Зворницкого читал в ПОДЛИННИКЕ и на "мове"! Мову розумию...
пройди по ссылке "полиглот".
А.А. Тюняев, президент Академии фундаментальных наук,
Москва, 22 мая 2013 г.
цитата
цитата
Думаете получила много ответов?
Нет.
Настолько скудная конкретика по вопросу какова она живая Земля?
Очень много мифологии и религиозных заблуд.
А ведь это реальная Богиня, которая вот она есть, которая в режиме реального времени кормит поит ростит бережёт хранит родит воспитывает терпит любит журит плачет мучается страдает радуется скорбит ждёт .
Настоящая Мать, которую , прежде чем мифологизировать нужно ощутить как сущую, а не абстрактную.
К ней можно обратиться во всякий миг своей жизни, и она , мать, поможет.
Вот она - руку протяни - и она здесь и ждёт когда мы к ней обратимся осознанно, как к матери. Часто ли мы с ней общаемся, мыслим ли о ней как должно?
Мы отторжены зачумлённым умом своим от общения со своими родителями, только ум препятствие. То что мы ищем далеко и глубоко всегда было и остаётся рядом с нами, всегда.
Вдумайтесь насколько мы абстагированы от действительности.
Один из путей вернуть своё сознание в действительность, дать пищу уму, живую пищу , которая заместит мусор в нём, насытив исконным знанием - это как можно глубже, бережнее и вдумчивее изучать, раскрывать русский язык.