Меню
Последние новости России и Мира » Авторы » Неволина » Наталья Неволина: Месяц МАЙ

Наталья Неволина: Месяц МАЙ

  • 8 июня 2014
  • 3128
  • 0
  • Vedrus
  • Функционал

Все славяно-арийские народы Европы связывали древние майские обычаи и обряды с культом расцветающей природы: «Март – с водой, апрель – с травой, май – с цветами». Самоназвание «май» появилось у римлян, и связано оно с именем богини Майи – дочери Зевса – покровительницы женщин и обновления земли, богини обольщения и наваждений. Может поэтому в Русском народе май месяц до сих пор считается очень непостоянным (по-женски) и поэтому самым сложным в году: «Май смаит», «Майское тепло ненадёжно», «Зацвела черёмуха – идёт похолодание». Раньше считалось, что не надо ни помолвки, ни свадьбы, ни новые большие начинания в этот месяц делать, ни важные решения принимать – «всё равно одна маета выйдет…».

 

    Наши предки называли май «месяцем цветов и любви», из-за буйного роста сочных молодых трав в простом народе дали ему имя «травень». У славян покровительствует этому весеннему месяцу молодой солнечный бог Ярило, который после долгой зимы согревает и наделяет землю жизнедательной силой (мужского начала Ян). Начало месяца связано с обрядами приветствия Ярилы, приветствия Солнца (в его мужской ипостаси),  в каждом сословии и в каждом возрасте эти обряды разные, многие из них совершают только мужчины. Веси старшего возраста испрашивают у Ярилы плодородия для земли и садов, освещают зерно для сева и семена на посадку, молодые домохозяева испрашивают плодородия для своей семьи и домашнего скота. Таинства обрядов освещения мужского семени передаются по мужской линии, они сокрыты от женщин. Считается, что именно солнечный Ярила в начале весны наделяет мужчину силой для воплощения в семье весей смелого и ярого воина. Молодые воины в своих обрядах стараются приобщиться к силе и ярости Ярилы, старшие из них хотят продлить свою молодость и военную судьбу. День Победы 1945 года приходится на окончание такой Ярилиной недели. Все славянские ведуны и жрецы чтят культ Солнца, и проводят свои обряды. Они видят в Яриле своего старшего собрата, уже прошедшего путём земных воплощений в человеческом теле. Среди них есть служители и последователи Ярилы, которые общаются с ним напрямую, проводят для людей обряды солнечного культа и хранят для всех нас сведения обо всей мощи этого молодого бога.

    С мая месяца начинаются общие молодёжные хороводы и игрища, вечерние поздние молодёжные гуляния. Но и молодёжь, и все взрослые готовятся к трудовому лету. Как всегда, в народе примечали погоду и строили планы на урожай: «Туманы в мае обещают плодородие, грозы – к обильному урожаю, а если град – жди градобойное лето», «Май холодный – год хлебородный», «Если в мае много дождей, то их мало будет в сентябре» (и наоборот), «Если начало мая тёплое, в конце будут холода» (и наоборот), «Дождь в мае хлеба поднимает», «Сколько в мае будет дождей – столько лет быть урожаю».
«Запел соловей – пошла весна на убыль, а лето на прибыль».


  1 мая – Козьма-огородник. Этот день называли «кукушкиным» - эта птица начинала куковать в лесу. Начало огородных трудов: «На Козьму – сей морковь и свёклу». «Отпрянули злые северные ветры — сиверы, пришло долгожданное тепло».

Примечали погоду: «Если день выдался тёплый, то вторая половина мая будет холодной».

 

   2 мая – Иван Ветхопещерник, Новины. В этот день говорили: «На майском солнышке холсты отбелить – Весну ими одарить!», «Надо одеть Весну в новину». Было принято проводить обряд одарения Весны для хороших грядущих урожаев – выходили в поле, расстилали новый холст (новину) и выкладывали  на него пирог.

 

  3 мая – Федор Неводник, окликание родителей. Считалось, что в этот день нельзя ловить рыбу. Было принято посещать места захоронений родителей (или памятные места), беседовать с ними, получать их благословение (и всего рода) на воплощение новых детей и на летние труды. Считалось, что предки тоже переживают за плодородие земли.

 

  4 мая – простой Ляльник. В этот день произносили заговоры, охраняющие дом, землю, людей от нечистой силы. Девицы хороводы водили, пели песни около яблонь, для их и своего будущего плодородия. «Если к этому дню зацветёт черёмуха, то лето будет тёплым», «Овёс и горох засевай до Егория».

 

  5 мая – Лука. На Луку высаживали на грядки лук, славили это очень полезное растение. «Лук от семи недуг», «Кто ест лук, тот избавлен от вечных мук». Если в этот день полностью развернулся лист у берёзы, то можно сажать ранний картофель. «Если эта ночь будет тёплая, то яровые хлеба успеют созреть до морозов».

 

  6 мая – Юрий Вешний, Егорьев день. Иногда его называют Ярилиным днём, или днём Георгия Победоносца. Вывешивали на улице влажное полотенце: «Если за ночь полотенце высохнет, то много родится огурцов, и к осени долго не будет инея; если ночью полотенце замёрзнет – будут заморозки уже в августе», «Если в ночь на Егория заморозит, так сорок утренников падёт, на всё лето, пока хлеб в поле стоит». С этого дня начинались полевые труды – «В Егорьев день только ленивая соха не выезжает». «Если на Егория утро ясное и тихое, то ранние посевы будут урожайными; если только к вечеру – поздние посевы удачными будут», «Если в этот день дождь – к большому травостою, а гречи недород», «Если на Егория большой разлив рек, то в Николин день (22 мая) будет много травы». «Коли весенний Егорий будет с травой, то к осеннему Егорию (9 декабря) зима уже установится». «Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку». В этот день люди ката­лись по росе в надежде быть сильными и здоровыми, так как считалось, что Юрьева (Ярилина) роса обладает особой целебной силой – «Юрьева роса от сглаза, от семи недугов».

 

  7 мая – Евсей-овсы отсей, Елизавета. «Когда берёза станет распускаться, когда с ивы и лозы пух летит – сей овёс». К этому дню нужно было закончить посевы овса: «Яровую рожь и пшеницу сеять в Полнолуние, а овёс – два дня после или прежде».

 

  8 мая – Марк-Ключник, Птичий праздник. Верили, что у святого Марка-ключника находятся ключи от дождей: ему в этот день молились о ниспослании дождей и просили уберечь от засухи. «На Марка сеется греча». «На Марка прилетают стаи певчих птиц», в этот день отправлялись ловить чижей.

Примечали погоду: «На Марка небо ярко – в избе жарко», «На Марка дождь – к неурожаю в саду», «Если на Марка день ясный – будет хороший урожай яровых, большая роса – к урожаю огурцов».

 

  9 мая – Глафира-Горошница. В этот день наши предки сажали горох, продол­жали посадку раннего картофеля. Средством защиты раннего гороха от утренников и птиц служило покрытие земли изрубленным торфом. Как только ростки гороха всходят на грядке, насыпали на неё умеренно толстый слой торфяной настилки, под ней горох развивается далее и развертывает листья. Вскоре они так окрепнут, что уже небольшие заморозки им не опасны. Вместе с этим горох так спасается от птиц – они сощипывают только ростки, но не трогают листьев.

 

  10 мая Семён-Ранопашец. Садово-огородные труды в разгаре. Иначе хлеб не сеяли, как при тёплой земле. Клали обе руки на землю и замечали: если земля тепла, то уже нет никакой опасности для посе­ва. Холодная земля сама говорит, что она в глубине ещё не оттаяла, и что будущий росток уничтожится в самом зародыше.

 

  11 мая – Максимов день. Больных начинали поить с это­го дня берёзовым соком. Перед этим их всегда купали в дождевой воде, натирали сбережённым мартовским снегом. Но делалось это только в ясный и тёплый день, который дарует больным здоровье. В туманные и холодные дни нельзя собирать сок и прибегать к этому средству лечения. Берёзовым соком на Руси лечились при цинге, отёках, малокровии, фурунку­лёзе, артритах, подагре, ангине; использовали сок как мочегонное. Свежий берёзовый сок и современными врачами советуется принимать 3 раза в день (по стакану) как противовоспалительное средство при раке. Самый и вкусный и целебный берёзовый сок течёт в верхних ветках бе­резы, но надо суметь добраться до них.


  12 мая – Мемнон. Этот день считается днем целителей и исцелений. К Мемнону Чудо­творцу обращались с просьбой излечить от болезней. Знахари лечили молитвами, заговорами и целебными травами.

 

  13 мая – Яков . Примечали погоду: «Если вечером взойдут звезды, и подует с юга теплый ветер, то лето бу­дет грозное и теплое, изобильное». Наблюдали в этот день восход солнца: «Если солнце восходит на чистом и ясном небе, то лето сулит быть ясным и ведренным».

 

  14 мая – Иеремий Запашник, Еремей Запрягальник. В этот день с первой росой выходили на посевы и просили помощи Божьей на все посевные и посадочные работы. «Если этот день будет погож, то всё время для хлебной уборки будет хо­рошее, а при худой погоде – неурожай, всю суровую зиму маяться». Посев с первого мая старого стиля (14 мая нового стиля) не везде был принят на Руси, но везде сеяли в течение двух недель. О нем говорили стари­ки: «Сей неделю после Егорья, да другую сей после Иеремия».

 

  15 мая – Борис и Глеб сеятели, Соловьиный день, Барыш-день. Поминали Святого Бориса в надежде получить за это в течение всего года барыши.
«Соловей запел – вода на убыль пошла, можно начинать посевную», «Если соловей поёт всю ночь, будет солнечный день. А если соловья ус­лышишь раньше кукушки, то счастливо проведёшь всё лето», «Если соловьи с этого дня начинают петь дружно, то и весна будет дружной». С этого дня начинали сажать огурцы и тыквы. « Чтобы большие огурцы да тыквы уродились – зарой в гряде пест».

 

  16 мая - Иов Огуречник, Марфа Рассадница, Мавра-Зелёные Щи. В этот день сажали рассаду капусты и засевали сады-огороды. «Большая роса утром, ясный день – к обилию огурцов».


  17 мая – Пелагия-Заступница. К этой святой обращались за помощью невинно обиженные, она считалась заступницей птиц и невинных девиц. Вечером крестьяне выносили в огород надтресну­тый горшок, клали в него выдернутую с корнем крапиву и ставили горшок на самую середину грядки – считалось, что это отпугнёт нечис­тую силу и вредителей растений. «Дождь частый и сильный даст урожай чистый и обильный».

 

  18 мая Арина-Рассадница. В этот день обычно рассаживали по грядам капусту и разную рассаду. Чтобы молодую капусту не точил червь, по краям грядки сажали кра­пиву. Одну «капустинку» прикрывали горшком и при­саживали к ней под горшок ещё одну луковку. Горшок обвивали венком, принесённым из церкви на Троицу – это должно было обеспечить хороший рост капусте и добрый урожай.

 

  19 мая – Иов-Горошник, Огуречник, Росенник. В этот день повторно сеяли горох. Замечали росу: «Большая роса и ясный день – к большому урожаю огурцов и всяких овощей». «Ночь на Иова тёплая – будет год огуречный, а холодная – огурцов не жди».

  20 мая – Иван-Бражник. Считалось, что это самое лучшее время для всех посевов! «Посеешь в погоду – больше приплоду», «Сейки в ненастье, а сбирки в вёдро», «Посев на молодую Луну – к урожаю, а в Новолуние сеять – червь поест». «Ветры восточные и западные для посева и посадки лучшие!».

 

  21 мая – Иван Долгий, Арсений-Пшеничник. Начинались ранние посевы пшеницы. В этот день пекли обетные пироги на счастье и удачу, угощали ими соседей и прохожих, скармливали птицам. «Если в этот день пойдёт дождь – будет тьма грибов».

 

  22 мая – Никола Вешний. Если утро выдавалось влажным, ту­манным – умывались росой, это сулило здоровье человеку, а зем­ле богатый урожай. «Велика милость на Николин день, когда поле польет дождич­ком – будет урожай хорошим». «Иней в это утро – к урожаю», «На Николу тепло – к зиме холодной, и к ненастному лету», «Если на другой день после Николы пойдёт дождь, то может быть ненастным всё лето».


  23 мая – Симон Посев, Симон-Гулимон. В этот день наши предки праздновали име­нины Матушки Земли, поэтому не безпокоили землю никакими земляными работами и остерегались вбивать в землю ко­лья. Собирали лекарственные травы. Лишь можно было, предварительно помывшись в бане и испросив благословения Земли, выкапывать целебные коренья для приготовления лекарств.


  24 мая – Мокий Мокрый. Тоже считалось грехом работать на земле, иначе «град выбьет растения». Именно в этот день нередко бывали дожди. «Мокий – указчик погоды на всё лето: если этот день дождливый, то и всё лето будет мокрое», «Ту­маны в этот день – к сырому лету», «Если восход солнца багровый, то и лето будет грозовое, грозное, с пожарами».


  25 мая – Епифан, Рябиновка. «Если в этот день ясная заря, то летом будет много пожаров». «Если на прудах на Епифана появились листья кувшинки – к оконча­нию заморозков». Считалось, что листья и цветы кувшинки помогают от судорог и голово­кружения, а корневище — от отсутствия аппетита; это растение подвешивали у кровати больного. В этот день славили рябину, которая считалась оберегом от сглаза и разных несчастий. Девушки в красных сарафанах приходили к растущей у дома рябине и проси­ли её уберечь от пожаров.


  26 мая – Лукерья Комарница, Гречкосейка. «Если на Лукерью много комаров — готовь по ягоды коробов, а много мо­шек — готовь по грибы лукошек».
   27 мая – Сидор Огуречник. Считалось, что с этого дня прекращаются северные ветры: «На день Иси­дора отойдут все сиверы», «Как пройдёт Исидоров день, так пройдут и сиверы». «Если весь Сидоров день ясный, то будет хороший урожай огурцов, а если день холодный и ветреный, то и огурцов не жди», «Если на Сидора холодно — всё лето такое будет».


  28 мая – Пахом Тёплый, Травник, Бокогрей. Наши предки считали, что с этого дня начинается настоящее тепло: «Пришёл Пахом – запахло теплом», «На Пахома тепло – всё лето тёплое», «Солнце на Пахома сильнее греет, даёт рост посевам», «В полдень можно сеять одну только пшеницу; остальное пропадёт».

 

  29 мая – Федор Житник. Этот день считался последним сроком для посева яровых. «У Житника забота – ячменное поле заборонить».

Примечали погоду: «Гроза на Фёдора – худой сенокос».


  30 мая – Евдокия, Ондрон. В этот день обычно окучивали картофель. «Ондрон – с дождём». Если не было дождей, то просили Ондрона «отворить небесные ворота, чтобы проли­лись дожди на семена, что в землю легли». Делали заговор от засухи – чтобы пошёл, наконец, долгожданный дождь.

Примечали погоду: «Народившаяся Луна в дождливую Евдокию – к мокрому лету, а если ещё и дует северный ветер – к дождливому лету».


31 мая – Федот Овсяник, Семь Дев. «Семь дев сеют лён».
В этот день славили дуб. «Все деревья в крупной листве – год урожайный, а коли лист с пятак – быть яровым так и сяк, неурожай». «Если на Федота дубовый лист развернулся, то земля принялась за свой род», «Если дуб перед ясенем лист пустит – к сухому лету».


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: