Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Статьи » Пресс-конференция: Профессор Рамакант Пандея о Бхагавад-Гите, ариях и религиозной нетерпимости

Пресс-конференция: Профессор Рамакант Пандея о Бхагавад-Гите, ариях и религиозной нетерпимости

  • 11 марта 2012
  • 2594
  • 0
  • persecutor
  • Функционал

 

 

Пресс-конференция: Профессор Рамакант Пандея о Бхагавад-Гите, ариях и религиозной нетерпимости

Не является ли судебный процесс над Бхагавад-Гитой попыткой РПЦ "устранить конкурентов"? Кто такие арии и насколько справедлива возникшая недавно "теория арийского вторжения в Индию"? Являются ли комментарии Бхактиведанты Свами Прабхупады к Бхагавад-Гите авторитеными и аутентичными ведической традиции? Нужны ли России, в которой исторически Православное Христинство стало доминирующей религией, другие учения? 

 

На эти и другие вопросы ответил профессор Рамакант Пандея, директор "Всеиндийской ассоциации санскритологов", признанный в Индии специалист по индийским философским системам.

 

 

 

Вячеслав Иванович [28.02 20:10]
Здравствуйте! Если можно - сразу два вопроса:

1. Мы знаем что индуистом можно только родиться, эту веру нельзя принять как, скажем, христианство. Как вы в связи с этим относитесь к так называемым "русским кришнаитам"?
2. Читали ли Вы комментарии Свами Прабхупады к "Бхагавад-гите" и что о них думаете? Насколько они авторитетны для жителей Индии?

 

 

1. Нет, это не совсем так. В Ману-смрити (2.20) говорится: "У брахмана, рожденного в этой стране, пусть все люди на земле обучаются своему образу жизни".
Это одно из многих доказательств, что индуизм не ограничивает себя одной страной. Но в первую очередь нужно понять, что такое индуизм.

Сами индусы называют свою религию "санатана-дхарма", то есть вечной природой души. Слово дхарма в первом значении - это "природа", и только во втором – "религия". Согласно ньяе, дхарма - это то, что вечно и присуще всем. В Ману-смрити также говорится, что дхарма - это то, что поддерживает всех людей. Согласно верованиям индусов, санатана-дхарма существовала по всему миру, но со временем разделилась на множество религиозных направлений, которые они называют сампрадаями (верами). В каждой сампрадае люди поклоняются определенному образу Бога согласно своему религиозному учению, однако санатана-дхарма включает в себя все эти виды поклонения. Таким образом понятие санатана-дхармы шире, чем одна определенная религия, ограниченная историческими и географическими факторами. Поэтому индуизм вмещает самые разные формы поклонения Богу и философские доктрины. В отличие от всех религий, санатана-дхарма не основывается на учении одного определенного мессии. Наоборот, она кладет начало многочисленным философским учениям, сформулированным различными учителями.
Санатана-дхарма не ограничивается принадлежностью к одной стране, национальности или религии, поэтому любой человек может принять индуистскую веру. Примером тому служит история мусульманина Расакхана (1548 год), который принял посвящение в одной из индуистских конфессий санатана-дхармы и стал известен как великий индуистский святой. Индусы по сей день поют его песни в духе бхакти.

2. Я знаком с комментариями Бхактиведанта Свами к "Гите". Он написал свой комментарий на английском, опираясь на подлинный санскритский комментарий 17-го века, "Гита-бхушана". Он использовал множество цитат и примеров из "Шримад-Бхагаватам" и других Пуран, что отвечает традиции составления комментариев. Интересно было бы сравнить его комментарий с "Гита-бхушаной", проанализировать его в этом ключе и при необходимости доработать русский перевод.
Я считаю, что люди, поклоняющиеся Кришне в России, достойны такого же уважения, как люди, поклоняющиеся Кришне в Индии. В Индии верят в такие высказывания писаний, как "vasudhaiva kuTumbakam" - все люди на земле - это одна семья, поэтому вайшнавы по всему миру принадлежат к единой семье последователей Кришны.

 

 

Юрий [28.02 20:59]

1. Что говорят индийские Священные Писания о сути религии как высшей человеческой деятельности?

2. Какое место в индуизме занимает кришнаизм?

 

 

1. Суть религии - это, прежде всего, достойный образ жизни. Об этом говорится в Нити-шастре: "AcAraH paramo dharmaH". Существует четыре цели человеческой деятельности: дхарма (благочестие), артха (процветание), кама (удовольствия) и мокша (освобождение). Индийские писания гласят, что человека можно поистине назвать человеком, если, прилагая усилия к материальному благосостоянию, он также стремится к освобождению. Самой высшей целью Веды провозглашают именно освобождение, потому что, обретя его, человек больше не возвращается в мир смертных (na saH punar Avartate). Освобождение бывает пяти видов: саюджья, слияние с Богом, салокья, пребывание в обители Бога и так далее. Человек обретает тот или иной вид освобождения в зависимости от того, с каким желанием он поклоняется Богу. В Деви-каваче (48) говорится: "yaM yaM cintayatе kAmaM taM taM prApnоti niZcitam," - "К чему человек стремится, того он несомненно достигает".

 

2. Поклонение Кришне относится к течению бхакти в индуизме. Индуистские писания описывают девять ступеней бхакти: слушание о Боге, прославление Бога, размышление о Нем и так далее. Поднимаясь по этой лестнице, человек постепенно утверждается в одном из пяти видов отношений с Богом, что является вершиной бхакти.

 

 

Йенс [29.02 10:20]
Здравствуйте.
В молодости я пережил увлечение древней (лучше сказать - классической) индийской философией. Я читал "Бхагавадгиту" в переводе и с комментариями академика Смирнова. Затем у одного приятеля я увидел красочное издание под тем же названием. Различие было разительным. Для меня было совершенно очевидно, что Прабхупада - сектант, опасный для незрелых умов. Согласны ли Вы, что понимание "Бхагавадгиты" требует известного уровня культурной подготовки? Согласны ли Вы, что проповедник, использующий собственные интерпретации "Бхагавадгиты", способен извратить смысл свщенных текстов и нанести вред своим последователям?

 

 

"Бхагавад-гита" - это литература мирового масштаба, которая богата размышлениями о религии и этике и многочисленными слоями смысла. Любой человек, переводящий и комментирующий ее, отражает тот или иной аспект ее содержания в зависимости от своих возможностей. Конечно, культурно-исторический контекст, в котором работает переводчик или комментатор "Гиты", влияет на его презентацию.

Индуизм - это большое тело, которое состоит из множества частей, то есть сампрадай. В каждой из сампрадай люди поклоняются той или иной части тела санатана-дхармы. В Индии с древних пор сложилась традиция комментариев на "Гиту", где каждая сампрадая устанавливала свою доктрину, дав свое толкование "Гиты". Таким образом, все традиционные комментарии на "Гиту" отвечают учению той или иной сампрадаи. Сказать, что все комментарии сампрадай - сектантские, означает перечеркнуть всю традицию индийских комментариев и признать вредоносной саму традицию сампрадай.

Неудивительно, что вы увидели разницу между "Гитой" академика Смирнова, который, скорее всего, основывался на комментариях современных ученых, и "Гитой" Свами Прабхупады. Это правда, что Свамиджи был последователем гаудия-вайшнава-сампрадаи, и это естественно, что он дает толкование в ключе этой сампрадаи. Человек может больше всего описать тот аспект истины, который более всего изучил. Однако неправильно сказать, что из-за принадлежности к сампрадае он является сектантом, то есть отделился от учения Вед и более не следует санатана-дхарме. Кроме того, как я уже говорил, в комментарии Бхактиведанты Свами приводится большое количество цитат из "Шримад Бхагавата-махапураны" и других авторитетных источников. Около пятидесяти стихов, которые я просмотрел в его переводе, оставили у меня впечатление скрупулезного подхода. Конечно, для того чтобы вынести суждение о всех деталях этой работы, нужно проделать глубокий анализ, но я могу с уверенностью сказать, что его "Бхагавад-гита как она есть" отвечает традиции индуизма.

 

 

Андрей [01.03 12:57]
Добрый день!

В декабре 2011 года МИД России сообщило, что в Индии не разобрались, что является объектом судебного разбирательства – мол, не сама Бхагавад-гита, а именно комментарии к ней. Но, судя по высказываниям руководства Индии, они во всем разобрались. Скажите, пожалуйста, почему, по Вашему мнению, МИД России дало общественности неверную информацию?

Спасибо.

 

 

Индийскому правительству и общественности хорошо известно, что в Томске идет суд именно над "Бхагавад-гитой как она есть". Они также знакомы с деталями обвинений, применяемых к переводу стихов и комментариям в этой книге, и выступают против такого обращения со священным писанием и комментарием на него. Из этих обвинений всем становится ясно, что люди в Томске проявляют неуважение в том числе и к оригиналу "Гиты". Жителей Индии и других стран возмутило, что претензии предъявляют к строкам комментариев, практически дословно воспроизводящих переводы стихов "Гиты". Такой термин не применим к божественному посланию и культурному памятнику, которым является "Гита". Также неправильно вести суд над комментариями Бхактиведанты Свами, которые опираются на подлинный санскритский комментарий "Гита-бхушана" и соответствует учению гаудия-вайшнава-сампрадаи, широко распространенного в Индии индуистского течения.

Конечно, в результате нескольких этапов перевода может происходить некоторая потеря смысла, но в любом случае индийцы считают, что "Бхагавад-гита как она есть" отвечает доктрине индуизма, и обсуждение ее русскоязычного перевода должно проводится на научных собраниях, а не в палатах суда. Русским людям следует обратиться со своими сомнениями к научным организациям в России и Индии. Ассоциация пандитов Каши, в которой я состою директором, с радостью помогла бы провести сравнительный анализ этой презентации с "Гита-бхушаной" и другими комментариями данной религиозной традиции.

 

 

Юрий Васильевич Ситников [29.02 13:21]
Вы наверное знаете, что Россия - православная страна, так же как Индия - страна индусов. Как вы думаете, может быть каждой стране нужна какая-то одна конкретная религия, которая уже исторически сложилась?

 

 

Я согласен, что в России религиозное большинство составляют христиане, как в Индии - индусы, но невозможно не принимать во внимание многочисленные религиозные меньшинства, существующие на территории как России, так и Индии, или отрицать, что они имеют такие же права, как и представители большинства. В Индии и индусы, и мусульмане, и христиане, и буддисты, и джайнисты являются равноправными гражданами.

Я считаю, что если одна религиозная конфессия обретет полную власть над страной, то религиозной терпимости придет конец.

 

 

Валерий [29.02 23:54]
Что является основой веротерпимости индусов? Может, они безразличны к своим ценностям? Заранее благодарю за ответ.

 

 

Когда дхарма наполняет сердце человека, в нем естественным образом развивается терпимость. Это основная цель религии. Нетерпимость говорит об отсутствии дхармы. Индусы равно относятся к различным религиозным конфессиям (сампрадаям), потому что если они будут проявлять враждебность к последователям той или иной веры, они будут нарушать дхарму, которая, согласно шастрам, заключается в доброжелательном отношении ко всем без исключения.

Дхарма - это нечто вечное и неизменное, невозмутимое, как Гималаи.

 

 

Сергей [01.03 22:14]
Индийская духовная традиция, как мы знаем, не представляет собой некой монолитной системы, но имеет множество ответвлений и направлений, при этом всё-таки оставаясь чем-то внутренне целостным, в отличие от христианства, где малейшие догматические или даже обрядовые различия приводили к кровопролитным столкновениям, глубокой вражде и полной неприязни друг к другу со стороны различных христианских конфессий. Более того, практически все духовные авторитеты Индии относились к другим религиям, в том числе христианству очень позитивно и открыто, в то время как почти все христиане оценивают индийскую религию как нечто враждебное, "языческое", чуть ли не "сатанинское"... Как вы можете объяснить всё это?

 

 

Я считаю, что, хотя индуизм делится на множество философских школ, все они имеют одну основу, одно ядро. Монолитность индуизма заключается в том, что его главное кредо отражается во всех его направлениях, которые существуют потому, что Бог имеет множество проявлений. Подобным же образом, согласно традиции, Веда одна, но мудрец Вьяса разделил ее на четыре части. Так и дхарма одна, и хотя она имеет множество форм, суть везде одна.

Как я уже говорил, в отличие от других мировых религий индуизм не имеет основателя, как буддизм - Будду, джайнизм - Махавиру и так далее. Эта религия происходит из Вед, которые, согласно индуистским верованиям, не были созданы человеком, но являются проявлением Бога в виде знания и охватывают все существующие формы религии.

Поскольку в других религиях нет такой концепции, результатом каких-либо различий становится вражда. Когда человек, фанатично верящий в определенную догму, сталкивается с инакомыслящим, то антагонизм неизбежен. Либерализм индусов заключается в том, что, даже если кто-то не соглашается с их взглядами, они принимают человека в свое общество таким, как он есть, веря, что добрым отношением к нему они когда-нибудь склонят его оценить их веру. Поскольку санатана-дхарма учит благожелательности и у нее нет врагов, они видят в последователях других религиозных конфессий своих братьев.

 

 

Дмитрий Д. [01.03 13:54]
Известно, что племена ариев, которые и сформировали впоследствии индийскую и индуистскую культуру, пришли с севера, то есть с территории современной России (и Казахстана). Русский язык - имеет общие корни с санскритом. Рассматривают ли современные индуисты Россию как свою историческую и духовную прародину? Как вы оцениваете перспективы духовного туризма или паломничества индуистов Индии к священным местам на территории России (например, на Аркаим)?

 

 

Индийская история, какой ее видят современные историки, и легендарная история Индии, описанная в Пуранах и сохранившаяся в традиции, сильно отличаются в некоторых аспектах. В частности, это касается понятия "арий". Начиная с 19-го века многие ученые мира стали придерживаться мнения, что слово "арья", часто используемое в древней и современной индийской литературе, относится к определенной этнической группе, и разработали множество теорий о том, как и откуда этот народ попал в Индию (особенно много теорий было создано в 20-м веке). Концепции исхода ариев из средней Азии, из Сибири и так далее являются примерами этих многочисленных теорий. Все они строятся на неоспоримом сходстве языков, принадлежащих к индоевропейской семье, археологических раскопках и общих элементах культуры тех стран, где предположительно когда-то были арии.

Индуистская традиция имеет другой взгляд на этот вопрос. Индийские исторические памятники, а именно Пураны, тоже описывают различные народности, населявшие территорию Индии и близлежащие страны, такие, как шаки, гунны и так далее. (Шримад-бхагавата-махапурана, kIrAta-hUNa-Andhra-puliNDa-pulkaSAH). Однако нигде не упоминается народ ариев. В классической индийской литературе санскритское слово "Аrya" везде использовалось в значении "благородный, достойный почтения человек". Можно привести в пример стих "Бхагавад-гиты", где Арджуна отказывается от битвы, называя ее "anArya-juSTam", то есть не подобающей благородному человеку.

Вы спросите, как возможно объяснить такие исторические факты, как схожесть разных языков и культур, если не было племени арийцев? Индуистская традиция и на это дает свой ответ. Согласно верованиям индусов, древняя культура, давшая миру Веды и положившая начало современному индуизму, когда-то была распространена по всей земле. Вся земля была единым культурным пространством, где людей объединяла концепция санатана-дхармы и высокие этические ценности. Таким образом, все цивилизованные страны, являвшиеся частью этого культурного пространства, назывались арьявартой, то есть землей благородных людей, а лучшие представители общества - "Арья". (Словарь Сэра Мониера Уильямса, āryā-varta: observing the laws and ordinances of the Āryans or honourable men, behaving like Āryans MBh.). Это представление служит причиной, почему индусы по-братски относятся к другим странам и религиям. Они вполне допускают, что в древности Россия могла быть частью этого культурного пространства, и поэтому там сохранились остатки этого великого прошлого. Если наука доказывает, что в России или любой другой стране были найдены остатки этой "арийской", то есть высокой, благородной культуры, то, конечно, индусы захотят посетить это место.

При этом индусы не верят в теорию миграции арийского народа и поэтому не могут рассматривать Россию как свою духовною прародину. Поскольку в их представлении арийская культура охватывала весь мир, они считают всю Землю ее родиной. В конце концов, для них важно не то, откуда эта культура пришла, а то что она безусловно существовала и оставила миру богатое наследие.

 

 

Людмила Милявина [29.02 18:08]
В российских СМИ говорилось о том, что суд над "Бхагавад-гитой как она есть" имел огромный резонанс в Индии. Так ли это? Насколько индийцев действительно волнует то, что происходит в России?

 

 

Это правда, что новость об этом судебном процессе облетела всю страну и взбудоражила умы всего читающего населения Индии, которое следит за подробностями этого процесса не только по телевидению и статьям местных газет на разных индийских языках, но и по публикациям международных газет на английском.

 

 

Дмитрий [01.03 11:15]
Не считаете ли Вы, что данное судебное решение в немалой степени есть результат лоббирования своих интересов на государственном уровне другими религиозными организациями России?

 

 

Это естественно, что когда одна религиозная конфессия стремится к власти, она очерняет другие конкурирующие конфессии. У меня создалось впечатление, что именно это происходит в данной ситуации, но я не могу сказать ничего наверняка. 


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: