Время
- 13 мая 2012
- 3735
- 0
- лесник
-
В последние дни Время представляется мне как несколько одномоментно действующих сил в механике:
- время линейное, профанное, обычное, подобное направленной силе.
Человек бежит по жизни… Не жалея ног…
Дом-работа… Дом-работа… Отбывая срок…
Выходные-передышка… Отпуск, как привал…
Старость, пенсия, одышка… А куда бежал?
Каждое утро мы вновь обнаруживаем себя в этой реальности, вновь в той же комнате. Рефлекторные движения, утренний кофе на автопилоте, все то же лицо в зеркале, все то же тело, все та же личная временная тушка. Бессмыссленная беготня и суета мегаполиса, последовательность действий, иллюзорные “цели” и “задачи” на день, на месяц, на год и т.д. в заведомо провальных попытках достичь чего-то постоянного. Я прихожу к тому, что если человек воспринимает время главным образом только в этих рамках (что свойственно большинству), – это очень часто приводит к разочарованиям и всяческому дестрою, “Тошноте” Сартра, экзистенциональному тупику и проч. – поскольку время идет, человек стареет, в то время как мечты юности далеко не всегда исполняются, – и все это накладывает свой депрессивный отпечаток. Обстоятельства, как трение, тушат тупую силу, всегда прущую напролом.
- время внутреннее, личное, психологическое.
“…в конечном счете единственные события в моей жизни, о которых стоит говорить, это те, в которых непереходящий мир прорывался в этот – переходящий… Все другие воспоминания о путешествиях, людях и окружающей обстановке поблекли рядом с этими событиями жизни внутренней… Столкновение же с другой реальностью, моя борьба с бессознательным, навсегда остались в памяти…”
К. Юнг
Это собственное восприятие времени, прожитая жизнь в форме ароматической эссенции, из которой выкинуто все не впечатлившее и обыденное, и в которой осталась лишь суть. Наше личное время, в котором несколько лет могут слиться в единое монотонное целое, а какой-то особенно насыщенный событиями год по ощущениям предстать как целое десятиление. Это время воспоминаний и впечатлений, личной истории. Оно так же отчасти линейно, но обладает свойством искажать и редактировать случившееся, преукрашивать а то и вовсе перевирать какие-то события. Обычные [нормальные] люди воспринимают мир, сочетая линейное и личное время, как правило, цепляясь за него.
- время сакральное, которое есть личная Вечность.
Такое подозрение, что его восприятие включается только с того момента, когда человек обретает своего Бога под тем или иным именем, и когда он становится одержим стремлением достижения своего с ним единства. Это время лежит в другой плоскости, в отличии от первых двух, и события, его составляющие, разворачиваются мистерией на фоне линейного. Это время подобно вольному узору, спроецированному на некую сетку координат, – точно так же, как созвездия образуют звезды, висящие в пространстве, и ложащиеся конкретным узором только на условную плоскость зрения жителей Земли. При включении восприятия такого времени линейное время перестает быть сарторовской “тошнотой”, серость будней перестает удручать, однотипность ежедневных действий перестает выбрасывать в экзистенциональный тупик. Личное психологическое время остается постольку поскольку может быть полезным материалом для анализа и исследований, а само по себе оно сильно теряет свою ценность. Быт выносится за скобки, а все оставшееся оказывается не фрагментарными событиями, а непрерывным, неделимым процессом постоянного стремления без начала, и, видимо, без конца – той самой Мистерией постоянного разрушения сансары, Мистерией преображения, трансформации, смерти и т.д.. Путь, Садхана, Практика, Джихад – это все одно и то же разными словами. И только это и становится смыслом, чистым смыслом as it is, одновременно не имея под собой цели, – в то время как все прочие “цели” и общечеловеческие “смыслы” жизни оказываются отброшенными в сторону. Экзистенциональная апатия больше не грозит, застревание в смаковании собственного прошлого и личных ощущений прекращается так же. Все теряет свой смысл и ценность кроме одного – этого самого вечного стремления в Ничто…
Расскажи в социальных сетях: