Меню

Где прячется мышление?

  • 3 июня 2012
  • 4067
  • 10
  • Esigor_MG
  • Функционал
Где прячется мышление?

Но, сначала давайте задумаемся: а что бывает, когда некое основополагающее (в жизни или в науке) понятие определено неправильно. С ошибкой или вовсе не адекватно к реальности.

Вот, для примера, актуальная задача современной робототехники.

Что будет, если запрограммированный на уборку неодушевлённых предметов японский робот, встретит на своём пути вас и ... не  сможет идентифицировать вас, как мыслящее существо? А?

Просто потому, что содержащееся (как бы!) в вас  способность к мышлению этим роботом, ну, ... не воспринимается им, как реальный и существенный факт.

 

Где прячется мышление?

 

 

Ну, не правильно запрограммировали его японцы .... Бывает?  Вот и будет вам ... гарантированное место  ... на свалке и в упаковке.

А возьмите, к примеру, проблему личного трудоустройства.

Как быть с устройством на работу, если новый "начальник" под  мыслящей личностью разумеет  совсем не то, что понимаете (о себе) вы?

 

Где прячется мышление?

 

 

Понятное дело. На новую должность вы, разумеется, никак не попадёте. Это - пустяк?

Или вот ещё пример.

Пусть, например, некий учёный исследует (и пишет про) "разумность генома". И желает создавать системы, понимать сигналы этих разумных ДНК. И даже больше - хочет научиться как-то "договариваться" с ДНК и даже ... программировать их.

 

Где прячется мышление?
 

 

Получится ли это у него, если он пользуется глубоко ошибочным представлениями и понятиями о "мышлении"? Разумеется, ничего у него, бедного, не получится и никуда его исследования (таким способом) не продвинутся...

А вот совсем фантастический пример.

Допустите на минуту, что к нам прилетели некие ... студнеобразные пришельцы. Понятное дело - в летающей тарелке (кстати, косвенный довод в пользу их разумности и наличия у них мышления). Впрочем, если, конечно, они не ... биороботы!

 

Где прячется мышление?

 

Но, вот другая беда: они... не разговаривают, у них рук нет, живут в коконах,  общаются телепатически, губами не шевелят, а всеми красками тела их ... переливаются...

И что дальше? Как определять их способность к мышлению? Как законтачить?

Для хохмы, возьмите любое из "определений" любой из современных наук  (о мышлении) и смело ... примените его к описанному выше  инопланетянину. Потом напишите мне и мы хором посмеёмся над "результатами" ... прикладного использования этих  ... наивных представлений о мышлении.

 

Где прячется мышление?

 

Вы думаете, что я сгущаю краски? А вот и нет!

Не мудрствуя лукаво, обратимся (в Интернете) напрямую к энциклопедическим словарям разного толка, скопируем определения и выделим там (красным цветом)  все слова, определяющие мышление, как нечто сущее. Смотрим, например, здесь -"Мышление".

А теперь посмотрите  мою обобщающую сводку.

Мышление по словарю Ефремовой: 

  • ступень человеческого познания,
  • способность человека мыслить.
  • процесс  действия
  • Направленные рассуждения, размышления

Мышление по Энциклопедическому словарю:  

  • позволяет получать знание
  • решает задачи моделирования  

Мышление по словарю медицинских терминов:  

  • познание явлений  путем  мыслительных операций
  • форма отражательной деятельности

        Мышление по Психологическому словарю: 

  •  процесс моделирования  

Мышление по Логическому словарю: 

  • процесс  отражения  
  • продукт организации  мозга. 
  • Мышление  - опосредствовано.  
  • подобие процессу  трудовой  деятельности .  
  • Результаты  мышления фиксируются в языке. 

Результаты выделений слов в сокращённой форме (см. выше) наглядно убеждают нас в том, что среди огромного числа всевозможных "определений" полностью  отсутствует одно-единственное и верное  определение, принадлежащее сразу двум великим философам (идеалисту и материалисту) - Б. Спинозе и Э.В. Ильенкову.

 

Где прячется мышление?

 

 

 

Определение, которое лаконично формулируется так: 

"Мышление - это способ действия".

В мою задачу не входит опровержение всех околонаучных и расхожих определений. Не входит в задачу и устранение их ошибок. Пусть этим занимаются сами "столпы и апологеты" соответствующих дисциплин и наук.

Но, вот для тех, кто ещё только начинает свой путь в науку, кто ещё не окостенел в своём мышлении, кто успел заблудиться в противоречиях "классических" определений (и теперь судорожно ищет выхода), я записал (ниже) специальную подборку цитат и материалов, обосновывающих  нетривиальное определение  понятия мышления (по Спинозе и Ильенкову).

1. ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА 

Одно из главных, исторических заблуждений в проблеме "мышления" - догматическое пристёгивание языка (речи) к этому понятию. Смысл в том, что, якобы, без речи (языка) формирование мышления невозможно.

Смотрим в книге: Э.В.Ильенков "Соображение по вопросу об отношении мышления и языка"

... Тут (в рассматриваемой проблеме) логика неумолимая. Либо «глубинные структуры» языка его подлинно всеобщие схемы предшествуют и по существу и по времени оперативным схемам любого возможного особенного языка и в последних лишь выражают себя неадекватным образом (ибо с такой же легкостью они могут быть выражены и в других особенных формах), либо процесс усвоения ребенком родного языка приходится толковать как принципиально необъяснимое божественное чудо, как мистический акт.

Они действительно присутствуют в человеке, эти «глубинные структуры», и вопрос единственно в том, как они в нем присутствуют. Как схемы работы его мозга, врожденные ему вместе с его морфологией, или как-то иначе?

Скажем, как схемы «духа», который мы вправе расшифровывать как краткое название совокупной «духовной культуры», вселяющейся в тело человека и его мозг до того, как он овладевает специфически языковой культурой, т. е. способностью правильно строить речь?

«Глубинные структуры», выявленные Хомским, действительно складываются в онтогенезе, в процессе развития ребенка раньше, чем он становится способным говорить и понимать речь.

И не нужно быть марксистом, чтобы увидеть их очевидную, можно сказать, осязаемую реальность в образе сенсомоторных схем, т. е. схем непосредственной деятельности становящегося человека с вещами и в вещах в виде сугубо телесного феномена взаимодействия одного тела с другими телами, вне его находящимися.

Эти сенсомоторные схемы, как их именует Пиаже *, или «глубинные структуры», как их предпочитают называть лингвисты, и есть то самое, что философия издавна титулует логическими формами, или формами «мышления как такового».

Схемы действия конгруэнтны схемам вещей, объектов этого действия, иначе оно (действие), упираясь в упрямое сопротивление вещей, вообще не может свершиться. Сенсомоторная схема это пространственно-геометрическая форма вещи, развернутая движением во времени, ничего другого в ее составе нет. Это схема процесса, воспроизводящего форму вещи, т. е. пространственно фиксированную форму, геометрию внешнего тела.

Форма другого (внешнего) тела представлена как согласующаяся с нею (конгруэнтная ей) форма движения субъекта (т. е. активно движущегося тела).

Это одна и та же схема, один и тот же контур, только один раз симультаннофиксированный, застывший контур вещи, а другой раз сукцессивно развернутый во времени, как контур движения, как траектория этого движения, оставляющего пространственно фиксированный след, по которому это движение и ориентируется.

В этом и весь секрет сенсомоторных схем, они же являются и «глубинными структурами» и вместе с тем логическими формами (формами мышления).

Ибо мышление, если его определять в самом общем виде, и есть не что иное, как способность обращаться с любым другим телом, находящимся вне своего собственного тела, сообразно с формой, расположением и значением его в составе окружающего мира.

Это прежде всего способность управлять своим собственным телом (его движением) так, чтобы это движение могло осуществляться, не упираясь в неодолимую для него преграду, в сопротивление «других тел», их геометрических, физических, а потом и всяких иных (вплоть до семантических и нравственных) параметров.

Тут-то впервые и возникает (до слова вообще) и схема образ другого тела, по контурам коего действует (самопроизвольно движется) становящееся мыслящее тело (субъект мышления), остающееся всегда, как и вначале, телом среди других тел, логике которых оно или подчиняется, или вообще не движется (не может двигаться).

Мышление в этом, самом широком, самом общем виде свойственно и животному, и потому Спиноза, развернувший именно такое толкование «сути мышления» в качестве единственной альтернативы картезианскому его толкованию как чисто духовного, абсолютно бестелесного акта, и должен был допустить мышление и у животного.

Хотя тут оно и протекает как непосредственно телесный акт, как явная функция тела, как телесное движение, сообразующееся с формой и расположением внешних тел.

Мышление в этом смысле (а этот смысл и есть наиболее общий смысл именно потому, что он фиксирует генетически-исходную, стало быть, первую во времени и самую простую по составу, т. е. абстрактную, и притом вполне реальную форму деятельности, которая позднее начинает осуществляться и в других, более сложных и конкретных формах) конечно же возникает и реально существует не только в абстракции.

Могут сказать, однако, что столь широкое определение мышления, при котором в него попадает и психика животного, не имеет прямого отношения к пониманию специфически человеческой психики и мышления, а потому не может служить основанием для решения вопроса об отношении специально-человеческого мышления и языка.

Могут сказать, что мышление вообще в его сенсомоторной форме возникает, может быть, и задолго до языка, но в специально-человеческой форме рождается только с языком и находит в нем, и только в нем, единственно адекватную себе форму осуществления.

И тогда все благополучно остается по-прежнему и при «спинозовском» определении мышления. Но надо сказать, что уже в сфере сенсомоторного мышления человеческое развитие принципиально отличается от развития «мышления» животного.

Дело в том, что сенсомоторные схемы человеческой деятельности завязываются как схемы деятельности с вещами, созданными человеком для человека, и воспроизводят логику «опредмеченного» в них разума, общественно-человеческого мышления.

Ребенку с самого начала противостоит не просто среда, а среда, по существу очеловеченная, в составе которой все вещи и их отношения имеют общественно-историческое, а не биологическое значение. Соответствующими оказываются и те сенсомоторные схемы, которые образуются в процессе человеческого онтогенеза.

Но именно они и составляют предпосылку и условие формирования речи, деятельности с языком и в языке.

Это обстоятельство очень четко прослеживается в процессе формирования человеческой психики у слепоглухорожденных детей, о чем весьма интересно говорил на нашем совещании, исходя из собственного опыта и опыта, накопленного наукой, С. А. Сироткин.

Здесь, прежде чем приступить к обучению ребенка языку (даже в самой элементарной его форме жестовой), приходится сперва вооружить его умением вести себя по-человечески в сфере человечески организованного быта. На этой почве речь (язык) прививается уже без труда. В обратном же порядке невозможно сформировать ни того, ни другого.

 

Где прячется мышление?

 

 

И на всех последующих этапах обучения языку это обучение совершается только через «оречевление» его собственной, уже сформированной и уже свершившейся и свершающейся предметной человеческой деятельности, так что логика реальной специфически человеческой (целесообразной) деятельности всегда усваивается раньше, чем лингвистические схемы речи, чем «логика языка», и всегда служит основой и прообразом этой последней.

Поэтому логику мышления можно понять до, вне и независимо от исследования логики языка, но в обратном порядке нельзя понять ни язык, ни мышление.

Прежде всего для любого лингвиста очевидно, что в языке и в реальном его функционировании (в речи, как устной, так и письменной) все-таки существуют формы, явно принадлежащие специфической материи языка, и только ей, и невыводимые из движения того «содержания», которое в них выражается, из движения смысла и значения.

В противном случае осталось бы непонятным, отчего это в одном языке имеется лишь четыре падежа, а в другом двадцать восемь.

Падеж есть явно форма языка, а не прямо и непосредственно форма мышления, хотя бы и «словесного», и с этим фактом (это именно факт, а не абстракция!) вынуждены всерьез считаться те лингвисты, которые различают «глубинные языковые структуры» от тех варьирующихся схем, в виде которых эти структуры реализуются в разных языках.

Читаем цитату Э. В. Ильенкова (в коммент. на работу А.А. Овсейцев "Слиянность-Раздельность и Конструктивность на инвариантной основе"

…. Мышление, как специфически-человеческая способность, и возникает впервые (а вовсе не «проявляется», вовсе не «выражает себя») именно как деятельная функция, как способ действия вполне материального органа. И этим «органом» является система мозг–рука. А не «мозг–язык».

(Das Hirn – die Hand, nicht «das Hirn – die Zunge».) // Э.В. Ильенков. «Мышление и язык у Гегеля»//

Мышление не может отделяться от мыслящего тела в качестве особой «субстанции», как желчь отделяется от печени или пот от потовых желез. Это не продукт действий, а самое действие, как, например, ходьба есть способ действия ног.

Продуктом мышления может быть опять только пространственно выраженное изменение геометрической формы или положения тела по отношению к другим телам.

 // Э.В. Ильенков. «Мышление и язык у Гегеля»//

…Если еще раз обратиться к Спинозе, то мышление у него определяется, как способность тела строить траекторию своего движения среди других тел по логике и расположению этих тел в пространстве вне этого тела.

А теперь я могу внятно утверждать, что логика и выводы А. А. Овсейцева – здесь не отвечают существу дела и не являются корректными. Они просто – «не в тему».

И я подкреплю свои слова новой цитатой из Э. В. Ильенкова:

… Иными словами, о мышлении вообще, о мышлении как таковом можно сказать очень немного, – то же самое, что и о протяженности вообще: это не самостоятельно существующая реальность, а форма существования чего-то другого. Реально существуют не мышление и не протяженность, а только природа, обладающая и тем и другим.

Этим простым оборотом мысли Спиноза и разрубает гордиев узел знаменитой психофизической проблемы, показывая, что ответа на эту проблему невозможно найти потому только, что сама проблема есть плод воображения.

Человеческой мышление рождается (а не просыпается) в горниле предметно-практической жизнедеятельности общественного человека, и в этом процессе возникает как его «посредник» – Слово, Язык.

//Э.В. Ильенков. «Мышление и язык у Гегеля», «Доклады Х Международного гегелевского конгресса» (Москва, 26-31 августа 1974)//.

Цитирую Э.В. Ильенкова:

…Между тем в человеке, через него, природа как раз и совершает то самое действие, которое называют «мышлением». В человеке «мыслит» сама природа, а не особое, противостоящее ей существо, неизвестно откуда и как вселяющееся в природу. В этом – вся суть спинозизма.

// Э.В. Ильенков. «Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии. «Диалектика – теория познания. Историко-философские очерки». Москва, 1964, с. 21-54//

Исходя из этих цитат, совсем нетрудно понять, что жить и действовать сообразно Природе, адекватно реагируя на все её проявления посредством чувств и ощущений, своими ДЕЙСТВИЯМИ – это и значит МЫСЛИТЬ! А наиболее полно и тесно существовать в таком взаимодействии с Природой – значит быть с нею СЛИТЫМ!    В частности, и потому, что А.А. Овсейцев только декларативно признаёт классический тезис Б. Спинозы:

… «Ни протяженность, ни мышление не есть самостоятельно существующие объекты. Они суть лишь «стороны», формы проявления, способы существования чего-то третьего. Что же такое это третье? Реальная бесконечная природа, отвечал Спиноза»

//Э.В.Ильенков. «Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии». «Диалектика – теория познания. Историко-философские очерки». Москва, 1964, с. 21-54//

Нет спора о том, что каждый исследователь имеет право принимать (или не принимать) те или иные идеи, теории и авторитеты. Просто потому, что ни у кого из людей нет Мандата на Истину. Даже если слово Истина упомянуто у него в заголовке статьи.

В этой связи не могу отказать себе в удовольствии (а также к общей пользе!), снова процитировать любимого мной философа (Э. В. Ильенкова), говорящего о культуре споров:

2. Как научиться мыслить?

Э.В. Ильенков в статье «Учитесь мыслить смолоду» (1977) писал:

... «Наука — и в ее реальном историческом развитии, и в ходе ее индивидуального усвоения — всегда начинается с вопроса, обращенного к природе или к людям.

Поэтому-то учиться (и учить) мыслить нужно начинать с умения грамотно задавать вопросы, или, что есть то же самое, с умения задаваться серьезным, а не надуманным вопросом.

Но всякий серьезный вопрос всегда вырастает перед сознанием в виде противоречия в составе наличного, уже имеющегося в голове знания. В виде формального противоречия в составе этого знания, неразрешимого с помощью уже отработанных, усвоенных понятий, с помощью известных схем решения.

 

 

Где прячется мышление?

 

Действительный вопрос всегда вырастает перед людьми в ходе споров, дискуссий — в ситуации, когда «одни говорят так, другие — этак» и каждая сторона приводит в свою пользу фактические доводы, основанные на фактах аргументы.

Эта ситуация спора, противоречия, столкновения мнений и есть показатель того, что знание, зафиксированное в общепринятых положениях, оказалось недостаточным для того, чтобы с его помощью можно было понять, уразуметь, осмыслить какой-то новый, еще не осмысленный факт, не предусмотренный готовым знанием случай...

Вообще отношение к противоречию является самым точным критерием культуры ума, умения мыслить. Даже просто показателем его наличия или отсутствия».

3. Как мышление соотносится с Разумной Природой

Читайте работу: «О «слиянности» мышления с Природой реального», сайт «Академия Тринитаризма».

4. О тождестве мышления и бытия (в домарксистской философии)  

 

Из работы: Э.В. Ильенков . «Диалектика – теория познания.

Историко-философские очерки"

и работы: Э.В. Ильенков. "Космология духа".

... Э.В. Ильенков Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии «Диалектика – теория познания. … Поняв способ своих собственных действий (т.е. мышление), мыслящее тело как раз и постигает «субстанцию» как [32] абсолютно необходимое условие ...

«Не совершая преступления против аксиом диалектического материализма, можно сказать, что материя постоянно обладает мышлением, постоянно мыслит самое себя. ...

Орган, посредством которого материя мыслит самое себя, таким образом, не исчезает ни в один из моментов бесконечного времени, – и материя, таким образом, постоянно обладает мышлением как одним из своих атрибутов. Утратить она его не может ни на одно мгновение.

Более того, приходится допустить, что актуально мыслящий мозг всегда существует в лоне бесконечности одновременно во всех фазах своего развития: в одних точках – в стадии возникновения, в других – в фазе заката, в третьих – на ступени высшего расцвета своего развития и могущества.

5. Как научиться мыслить?

Из работы: Э.В. Ильенков. "Школа должна учить мыслить"!

В этом весь секрет. В этом – и отличие диалектической логики от формальной, а человеческого мышления – от психики любого млекопитающего, а также – от действий счетно-вычислительной машины.

Последняя тоже приходит в состояние «самовозбуждения», очень точно «моделирующее» истерику собаки в опытах Павлова, когда на ее «вход» подают разом две взаимоисключающие команды – «противоречие».

Для человека же появление противоречия – это сигнал для включения «мышления», а не истерики.

Это и надо воспитывать с детства, с первых шагов движения человека в науке. В этом – единственный ключ к преобразованию «дидактики» на основе диалектического материализма, на основе диалектики как логики и теории познания материализма.

В противном случае все разговоры о таком «преобразовании» останутся невинным пожеланием, пустой фразой. Ибо «ядром» диалектики, без коего никакой диалектики нет, является как раз «противоречие» – «мотор», «движущая пружина» развивающегося мышления.

Особенно «нового» тут ничего нет.

Всякий достаточно умный и опытный педагог всегда это делал и делает. А именно – он всегда тактично подводит маленького человека к состоянию «проблемной ситуации» – как называют ее в психологии.

А именно – ситуации, которая неразрешима с помощью уже «отработанных» ребенком способов действия, с помощью уже усвоенных «знаний», – и в то же время достаточно посильна для него – для человечка с данным (точно учитываемым) багажом знаний.

Ситуации, которая требует, с одной стороны, активного использования всего ранее усвоенного умственного багажа, а с другой – не «поддается» ему до конца, требуя «маленькой [21] добавки» – собственного соображения, элементарной творческой выдумки, капельки «самостоятельности» действия.

Если человечек находит – после ряда проб и ошибок – «выход» из такой ситуации, но без прямой подсказки, без натаскивания, – он и делает действительный шаг по пути умственного развития, по пути развития «ума». И такой шаг дороже тысячи истин, усвоенных готовыми с чужих слов.

... Решить вопрос – значит найти то «третье», посредством коего исходные стороны противоречия А и не‑А соединяются, связываются, выражаются одно через другое – то есть превращаются (в мышлении) друг в друга. Та самая ситуация, которую создавали для собаки в лаборатории И.П. Павлова, «превращая» круг в эллипсис.


Где прячется мышление?


 

 

 

Но какое это имеет значение для движения мысли, для воспитания умения «думать»? Огромное. [23]

Прежде всего, если мы четко зафиксировали условия задачи как «противоречие», то наша мысль нацелена на отыскание того факта (линии, события, действия и т.д. и т.п.), посредством которого исходное противоречие только и может быть разрешено.

Мы пока не знаем – что такое это третье. Его именно и надлежит искать и найти.

.......  Наука, если это действительно наука, а не система квазинаучных терминов и фраз, есть всегда выражение (отражение) действительных фактов, понятых в их собственной связи. «Понятие» – в отличие от термина, требующего простого заучивания, – это синоним понимания существа фактов.

Понятие в этом смысле всегда конкретно – в смысле предметно. Оно вырастает из фактов, и только в фактах и через факты имеет смысл, «значение», содержание.

Таково и мышление математика, которое невольно оскорбляют, желая похвалить словечком «абстрактное».

«Абстрактно» в этом мышлении лишь терминологическое одеяние «понятий» – лишь язык математики. //Из работы: ОСНОВАНИЯ МАТЕМАТИКИ, КАК ЯЗЫК НАУКИ"//

И если из всей математики человек усвоил лишь ее «язык» – это и значит, что он усвоил ее абстрактно. Значит – не понимая и не усматривая ее действительного предмета, и не умея самостоятельно двигаться по его строгой логике – не видя реальности под специально-математическим углом зрения, а видя только обозначающие ее знаки.

Может быть еще и «наглядные примеры», иллюстрирующие «применение» этих знаков. Действительный математик мыслит тоже в полной мере конкретно, как и физик, как и биолог, как и историк.

Он рассматривает тоже не абстрактные закорючки, а самую настоящую действительность только под особым углом зрения, под особым аспектом, свойственным математике. Это умение видеть окружающий мир под углом зрения количества и составляет специальную черту мышления математика.

Человек, который этого не умеет, – не математик, а лишь счетчик-вычислитель, осуществляющий лишь штампованные вспомогательные операции, но не развитие математической науки. .....

Из работ: Ильенков Э.В. "Воспитание ума" и "Краткий курс Побискологии (ч.3)"

 

 

Где прячется мышление?

 

.... Пытаясь решить эту задачу – отчасти психологическую, отчасти – логическую и математическую, сотрудники лаборатории пришли к выводу, что

... неправильно вообще начинать обучение детей математике с «числа», то есть с операции счета, сосчитывания. Безразлично – «единичных вещей» или их «составных частей» {10}.

Есть все основания полагать, что действия с «числами», составляющие традиционную «арифметику», далеко не самые «простые», а арифметика вовсе не составляет самого «первого этажа» математического мышления.

Скорее таким этажом оказываются некоторые понятия, обычно относимые к «алгебре».

Опять парадокс. Ведь по традиции считается издавна, что «алгебра» – это вещь более сложная, чем «арифметика», посильная лишь шестикласснику и в «истории математики» оформившаяся позже ее.

Анализ показывает, что и в истории знания «алгебра» необходимо должна была возникнуть не позже «арифметики». Конечно, речь идет о действительной истории математического развития людей, а не о истории математических трактатов, которая отражала подлинную историю лишь «задним числом», а потому – кверху ногами.

Как показывают исследования, простейшие количественные соотношения, которые описывает «алгебра», и в истории были осознаны раньше, чем человек вообще «изобрел» число и счет.

В самом деле, раньше, чем люди изобрели число, счет, сложение, вычитание, деление и умножение чисел, они по необходимости должны были пользоваться такими словами, как «больше», «меньше», «дальше», «ближе» «потом», «раньше», «равно», «неравно» и т.п. Именно в этих «словах» нашли свое выражение общие количественные (пространственно-временные) соотношения между вещами, явлениями, событиями. ...

6. Материалистическое понимание мышления

 Из работы: Ильенков Э. В. "Диалектическая логика. Очерк 8. Материалистическое понимание мышления"– М., 1974.

Человек не может передать другому человеку идеальное как таковое, как чистую форму деятельности. Можно хоть сто лет наблюдать за действиями живописца или инженера, стараясь перенять способ их действий, форму их деятельности, но таким путем можно скопировать только внешние приемы их работы и ни в коем случае не сам идеальный образ, не самую деятельную способность.

Идеальное как форма субъективной деятельности усваивается лишь посредством активной же деятельности с предметом и продуктом этой деятельности, т.е. через форму ее продукта, через объективную форму вещи, через ее деятельное распредмечивание.

...... Но язык сам по себе есть столь же мало идеальное, как и нервно-физиологическая структура мозга. Он лишь форма выражения идеального, его вещественно-предметное бытие.

Поэтому неопозитивизм (Витгенштейн, Карнап и другие), отождествляющий мышление (т.е. идеальное) с языком, с системой терминов и высказываний, совершает ту же самую натуралистическую ошибку, что и учения, отождествляющие идеальное со структурами и функциями мозговой ткани.

 Здесь также за идеальное принимается лишь форма его вещественного выражения. Материальное действительно "пересаживается" в человеческую голову,если оно .... Отсюда чисто объективная картина природы человеку раскрывается не в созерцании, а только через деятельность и в деятельности общественно производящего свою жизнь человека, общества.

Мышление, задавшееся целью нарисовать образ природы самой по себе, должно это обстоятельство полностью учитывать. Ибо та же самая деятельность, которая преобразует (изменяет, а иногда и искажает) "подлинный образ" природы, только и может показать, каков он до и без "субъективных искажений". 

Следовательно, только практика способна разрешить вопрос, какие черты предмета, данного в созерцании, принадлежат самому предмету природы, а какие привнесены деятельностью человека, т.е. субъектом.

Поэтому "вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, – вовсе не вопрос теории, а практический вопрос.

7. МЫШЛЕНИЕ,  КАК АТРИБУТ СУБСТАНЦИИ

Из работы: Э.В.Ильенков. "ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (Очерк 2)"

Ведь если действие, произведенное на наш глаз световым пучком, отразившимся от луны, мыслящее существо воспринимает не просто как механическое раздражение внутри глаза, а как форму самой вещи, как лунный диск, висящий в пространстве вне глаза, то значит Я – мыслящее существо испытывает непосредственно не то воздействие, которое произвела на него внешняя вещь, а нечто совсем иное: форму (то есть пространственно-геометрическую конфигурацию) и положение этого внешнего тела, которое возникло внутри нас в результате механического или светового воздействия.

Вот в чем и загадка, и вся суть мышления как способа действия мыслящего тела в отличие от тела немыслящего.

Легко понять, как одно тело вызывает своим действием изменение в другом теле, это вполне объясняется через понятия физики. Трудно, а с точки зрения чисто физических (в эпоху Спинозы даже "чисто" механических, геометрических) понятий даже невозможно объяснить, как и почему мыслящее тело испытывает и воспринимает вызванное внешним телом действие внутри самого себя как внешнее тело, как его, а не свою собственную форму, конфигурацию и положение в пространстве. 

Кардинальное отличие способа действия мыслящего тела от способа движения любого другого тела, довольно ясно отмеченное, но не понятое Декартом и картезианцами, заключается в том, что мыслящее тело активно строит (конструирует) форму (траекторию) своего движения в пространстве сообразно с формой (с конфигурацией и положением) другого тела, согласовывая форму своего движения (своего действия) с формой этого другого тела, причем любого.

Следовательно, собственная, специфическая форма действия мыслящего тела заключается в универсальности. В том самом свойстве, которое как раз Декарт и отметил в качестве главного отличия человеческого действия от действия копирующего его внешность автомата, то есть устройства, структурно приспособленного к тому или иному ограниченному кругу действий даже лучше, чем человек, но именно поэтому не могущего делать .

8.  МЫШЛЕНИЕ - ЭТО СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ МЫСЛЯЩЕГО ТЕЛА

В этом последнем разделе я хочу поделиться с читателями небольшими итоговыми примерами, позволяющими легко и надолго запомнить суть мышления по Б.Спинозе и Э.В. Ильенкову. Нечто вроде теста.

... Представьте себе, что Вы, как субъект (как мыслящее тело) собрались с друзьями в командировку. Договорились встретиться утром, на вокзале, у поезда.

С вечера Вы приготовили вещи, завели будильник и спокойно заснули. Однако, утром будильник нагло проспал и не прозвонил. В спешке Вы делали всё то, на что планировали потратить целый утренний  час.

Наконец, вы выскочили к остановке трамвая... А он не пришёл! Вы к троллейбусу - он застрял в пробке. Вы голосуете такси. А вас не берут..

В итоге вы опаздываете всего на каких-то несколько минут и провожаете хвост поезда печальным взглядом...

А потом Вы сели на перронную скамейку и ...о, чудо, выход нашёлся. Вы мчитесь в аэропорт и спокойно улетаете в нужный город, где встречаете своих друзей на вокзале.

Теперь вопрос: "Какой из всех способов действия, использованных Вами для достижения цели, оказался самым эффективным и целесообразным"?

Ответ: Ваше мышление"

Вот поэтому мышление - не процесс, не результат процесса, не условие и не обстоятельство. И ничто-либо иное. Мышление - СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ.

Подобно тому, как ходьба (движение ног) может  характеризоваться сразу несколькими способами действия: неспешная ходьба, спортивная, вразвалочку, крадущаяся и т.п.

Здесь ходьба - есть имманентно присущая субъекту индивидуальная характеристика (свойство движения). Мышление и "способ действия" - два имени одного и того же - свойства разумности.

  1. 1.   Как человек мыслит - так он и поступает (действует соответственным способом!).
  2. 2.   Каким способом человек действует - так он и мыслит.

Эти две простые формулы действуют во всех сферах человеческой жизни. К примеру, именно такое понимание мышления во все века использовалось разведчиками.

 

Где прячется мышление?

 

Они никого прямо ни о чём не расспрашивают.

Все тайны мозгов своих объектов наблюдения они выведывают ... просто наблюдая за способами действия своих подопечных, мысленный анализ которых и приносит все требуемые тайны - прямо на блюдечке.

Синонимичность двух аспектов разумности (мышление = способу действия) и потребовала от философов признания абсолютной разумности Природы, причём в высшей степени! Поскольку только разумная Природа владеет всеми мыслимыми и не мыслимыми способами действия.

 

Где прячется мышление?

 

Это же определение потребовало признавать разумность у животных и, тем паче, признавать разумность у инопланетян. И неважно какого они будут вида. И неважно (как в примере со слепоглухонемыми - см. ниже) - есть ли у вас априорное представления о структуре разума субъекта Вашего познания (общения, контакта).

С разумными существами (любого рода и вида!) контакт всегда возможен. Но, исключительно и  только в рамках правильного, изложенного здесь понимания мышления. И ни в каком ином понимании!

Из работы: "Эвальд Васильевич Ильенков"

Природа мышления, глубоко проанализированная Э.В. Ильенковым, стала теоретическим основанием пионерного, не имеющего аналогов, метода педагогической практики воспитания слепоглухонемых, т.е. в тех условиях, где без понимания природы ума бессильны все потуги не мыслящего сознания.

Там, где нет правильного мышления, человечество всегда попадает в ситуацию тупой мартышки с очками. Особенно страшными следствиями эта тупость оборачивается в нашей образовательной практике.

Измерить результаты последней (особенно на практике ЕГЭ в России) можно мерой погружения  молодого человека в пространство социального и культурного невежества, в пучину религиозных и мистических представлений.

 По тому, насколько широко распространено это мракобесие, можно судить, в каком объеме убожество выходит из-под  псевдо-педагогических рук и БЕЗумных способов действия ... над душами и разумом собственных детей.

А без ума никакие перестройки образовательной системы не помогут.

Помните?

"А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь".

Ибо надо искать не где светло, а где оно лежит.

И самое главное:  где лежит и откуда берется Ум - это показано

Э. В. Ильенковым совершенно блестяще!!!

© Алексей А.Корнеев, Москва, 30.05.2012 г


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 10
Цитата: Bagir
Хорошо, меня условности мало интересуют, пусть это будет результатом мыслительного процесса, что рационального в мыслительном процессе который заканчивается прозрением, озарением и т.п.?

Что Вы подразумеваете под словом "рациональный"?
Цитата: Bagir
Кстати на счет наркотических веществ, такие вещи меняют мысли но не прекращают их поток, пока сознание не отключится.

Снова употребление терминов? А как насчет того, чтобы описать, что такое мысль, поток мыслей и сознание? Или тут найдутся другие термины, вроде рациональное и иррациональное?
Аватар пользователя
Цитата: Елена Александровна
Цитата: Bagir

Хорошо, меня условности мало интересуют, пусть это будет результатом мыслительного процесса, что рационального в мыслительном процессе который заканчивается прозрением, озарением и т.п.?
Цитата: Esigor_MG
Но! Какими СПОСОБАМИ можно осуществлять укаханное передвижение (ногами), т.е. этот процесс?
0
Способ совершения процесса это сила и скорость, с которой этот процесс происходит. Но без сути самого процесса, без его понимания. сама по себе скорость ничего не скажет. То есть, вы можете быстро или медленно ЧТО? Двигаться. Вот это действие и остается за рамками темы.

Поэтому:
Аватар пользователя
Bagir,
Дальше читать не стал. Потому что:
1. Сознание иррационально, об этом знает любой человек хоть раз входивший в медитативный транс, хотя имеет некоторые признаки рациональности, особенно в сфере ума, который стремится к упорядочению окружающего мира.
2. В естественном состоянии сознание не имеет носителя, читайте Веды, Библию и т.д.
3. Сознание первично - материя вторична, это мое личное мнение.

Елена Александровна,
Аватар пользователя
Цитата: ...Тогда спрашивается, а чем является ДЕЙСТВИЕ, если не процессом?
На мой взгляд за многословием статьи осталось непонимание автора сего исследования.
Ответ:
Действие - действительно - процесс. Но Вы пропустили интерпретацию и суть понятия "Способ".
Пример. Движение, например движение ног (передвижение) - это, по Вашему - ПРОЦЕСС. И это верно!
Цитата: Bagir
Дальше читать не стал.

А вот и идеалист подтянулся! Прочитать, чтобы высказываться, всё же следует, а то Ваши мнения ничем не обоснованы. Просто мнения и всё. Но высказаны с апломбом.

И кому же верить? Вам, автору статьи или той ссылке, которую я дала?
Аватар пользователя
"Таким образом, одной из характеристик сознания является рациональность поведения носителя сознания, который в любом случае представляет из себя материальный объект"

Дальше читать не стал. Потому что:
1. Сознание иррационально, об этом знает любой человек хоть раз входивший в медитативный транс, хотя имеет некоторые признаки рациональности, особенно в сфере ума, который стремится к упорядочению окружающего мира.
2. В естественном состоянии сознание не имеет носителя, читайте Веды, Библию и т.д.
3. Сознание первично - материя вторична, это мое личное мнение.
Цитата: Bagir
С помощью слов нельзя рассказать о том что такое мышление, потому что слова вторичны.

Слова то вторичны, но объяснить с их помощью мышление можно, если понимать природу живой материи вообще и мысли в частности.
Цитата: Bagir
Можно писать об этом бесконечно, и в любом случае КПД будет низким.

Выражение в словесной форме мыслеобразов доступно не каждому, но это не означает, что нет таких людей. Просто Вам не попадалось.
Понимание того, что такое мышление начинается с того, чтобы понять, что такое сознание: http://probujdenie.ucoz.net/publ/tajny_zhivoj_materii/soznanie_i_myshlenie/priro
da_soznanija/34-1-0-111
Аватар пользователя
С помощью слов нельзя рассказать о том что такое мышление, потому что слова вторичны. Максимум можно привести примеры в которых человек, который это хоть частично понимает, может заметить сходство со своим пониманием.
Можно писать об этом бесконечно, и в любом случае КПД будет низким.
Вот поэтому мышление - не процесс, не результат процесса, не условие и не обстоятельство. И ничто-либо иное. Мышление - СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ.


Тогда спрашивается, а чем является ДЕЙСТВИЕ, если не процессом?
На мой взгляд за многословием статьи осталось непонимание автора сего исследования.
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: