Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Статьи » Наследие » Древние карелы воины и волхвы.

Древние карелы воины и волхвы.

  • 24 октября 2009
  • 10274
  • 0
  • Vedrus
  • Функционал
Древние карелы воины и волхвы.
Древние карелы
В 6 в. н. э. на Карельском Перешейке появляются люди знакомые с земледелием и умеющие обрабатывать железо. Археологи находят принадлежавшие этим людям железные топоры, наконечники копий и стрел, а также каменные кресала. Вероятно, они были торговцы мехами. Они пришли по р. Вуоксе и селились, в основном, по ее берегам. Вуокса в то время впадала в Ладожское озеро и Финский залив и позволяла на судах легко попадать из Балтийского моря в Ладожское озеро. В период с 6 по 8 вв. они создали несколько поселений в районе оз. Суванто (Суходольское), п-ва Суотниеми (около г. Приозерска) и Ряйсяля (п. Мельниково). Данные археологии позволяют утверждать, что эти люди принадлежали к потоку переселенцев, который начался в Эстонии, прокатился через Финляндию и докатился до берегов Ладожского озера.

Древние карелы воины и волхвы.
Карельские топоры найденные на о. Виллапеконсаари (Куркиеки)


Поселенцы застали на берегах Ладоги кочевавших Саамов (Лопарей). Они поселились среди них и установили с ними торговые связи. Поселенцы выменивали меха у саамов на изделия из железа и украшения, которые те не умели делать.

Эта волна поселенцев была немногочисленна. Их поселения редки.

В 9 в. ситуация меняется. Северного Приладожья достигла большая волна новых поселенцев. Археологические находки позволяют говорить о том, что эти поселенцы были выходцами из финского племени, которое обитало южнее Ладожского и Онежского озер. Другие потомки этого племени дали начало таким народам как весь и ижора. Поселенцы застали на северных берегах Ладоги кочевые племена саамов и редкие поселения западно-финских поселенцев. В период 10-12 вв. они смешались с ними и заселили территорию по северному берегу Ладожского озера от района современного г. Сортавала до южного берега оз. Суванто, и по р. Вуоксе от берегов Ладожского озера до Финского залива в районе г. Выборга. В этот период на этой территории происходит формирование новой народности со своими этническими чертами и своим языком. В нее органически вошли, кроме новых поселенцев, жившие здесь саамы и потомки переселенцев с запада.


Древние карелы воины и волхвы.
Карельский валит

Мы очень мало знаем об общественном устройстве древних карелов. Пожалуй наиболее ранние сведения содержатся в "Саге о Хальвдане, сыне Эйстейна". В ней говорится о правителях Кирьялаботнар с которыми воевали викинги. Названы: Грим, Свид и Валь. О последнем сказано: "Валь убил Свида и подчинил себе Кирьялаботнар. Он получил так много золота, что его невозможно было сосчитать". Сведения о Кирьялаботнар в сагах похожи на сказки, но главное что викинги знали Кирьялаботнар, воевали с их правителями и эта страна была богата. Интересно имя одного из правителей - Валь. Вспомним о нем позднее.

Новгородские славяне знали карелов значительно лучше, чем викинги, но тоже мало пишут об их правителях. Вероятно это связано с тем, что новгородцы вообще старались не вмешиваться во внутренние дела дружественных народов. Им достаточно было военного и торгового союза.

Пожалуй, наиболее раннее упоминание о карельских правителях содержится в летописном своде «История о славянском народе и зачале Новограда», который исследовал приозерский историк Людмила Пашкина. В нем рассказывается о соратнике Рюрика - Валите, карельском воеводе, который обложил данью Мурманский берег.

Еще об одном Валите упоминает Карамзин в "Истории государства Российского". Он описывает предание о Валите, записанное московскими послами около 1592 г., при проведении границы с Данией (Норвегией). Послы ссылаются на это предание в качестве доказательства, что Лапландия издревле принадлежала России: "Жил некогда в Кореле, или Кексгольме, знаменитый Владетель именем Валит, или Варент, данник великого Новагорода, муж необычной храбрости и силы: воевал, побеждал и хотел господствовать над Лопью, или Мурманскою землею. Лопари требовали защиты соседственных Норвежских Немцев; но Валит разбил и Немцев, там, где ныне летний погост Варенгский, и где он, в память векам, положил своими руками огромный камень в вышину более сажени; сделал вокруг его твердую ограду в двенадцать стен и назвал ее Вавилоном, сей камень и теперь именуется Валитовым. Такая же ограда существовала на месте Кольского острога. Известны еще в земле Мурманской Губа Валитова и Городище Валитово среди острова или высокой скалы, где безопасно отдыхал витязь Корельский. Наконец побежденные Немцы заключили с ним мир, отдав ему всю Лопь до реки Ивгея. Долго славный и счастливый, Валит, именем Христианским Василий, умер и схоронен в Кексгольме в церкви Спаса; Лопари же с того времени платили дань Новугороду и Царям Московским". Интересно, что в Норвегии до сих пор в Варанген фиорде показывают туристам Валитов камень.

Следующий Валит Корелянин появляется в русской летописи в 1337 г.: «В лето 6845. Приидоша Немци к Корельскому городу с многою силою; бяше в городе тогда воевода Валит Корелянин, и доспе Валит перевет с Немци и предал город Немцам; Немци же начаша городом владети. Новгородьци же уведавши, с всею силою своею сташа под городом июля в 3 день, в осмый же день приступиша к городу; и Валит доспе перевет к Новогородьцем, и отвори город, Новогородци же взяша свой город июля в 8, в полъдни, а Немец избиша, а иных извешаша». То есть Валит в 1337 г. был правителем Корелы.

Почему же карельские правители в русских летописях всегда носят имя Валит. Вероятно оно происходит от слова vaali - выборы. То есть карельские правители того времени выбирались. Вполне может быть, что впоследствии потомки этих выборных правителей получили фамилию Валит. Так известен живший в Новгороде в 14 в. новгородский боярин Иван Федорович Валит. Причем В. Н. Бернадский убедительно показал, что карельские Валиты принадлежали к сословию новгородских великих бояр, избираясь на высшие магистратские должности в Новгороде.

Интересно, что карельские валиты не только жили в Новгороде, но и вели с Карелией обширную переписку. Об этом можно судить по находкам берестяных грамот. В них упоминаются карельские слова, названия мест и имена карел. 11 из них названы карельскими. Большинство из них найдено на «неревском конце» Новгорода на территории одной усадьбы на пересечении улиц Великой и Кузьмодемьянской.

С берестяными грамотами тоже связано множество загадок. Самая старая из них № 590 относится к 1065-1085 гг. Она содержит надпись: «Литва встала на Корелу» (Гайдуков 1992, 81). На ней изображен интересный знак "тамга", который тогда использовался вместо печати и подтверждал официальный статус грамоты.


Древние карелы воины и волхвы.

Необычайно интересна грамота № 292. В ней содержится текст на карельском языке записанный при помощи кириллицы: "Юмалануоли •I• нимижи ноулисеха нолиомобоу юмаласоудьнииохови". Это запись заговора против удара молнии: "Божья стрела, 10 имен твоих. Стрела та, она принадлежит Богу. Бог судный направляет". (Елисеев, 1959, с. 71). Это самый древний образец карельской письменности. А вот грамота № 130: "У Вигаря 20 локото хери безо локти. У Валита в Кюлолакши 14 локти хери. У Ваиваса у Ваякшина 12 локти водмолу и полотретиянацате локти хери. У Мелита в Куроле 4 локти хери". (Арциховский, Борковский, 1958, с. 66). Эта грамота интересна тем, что здесь упоминается Кюлолакша - деревня на берегу Ладожского озера в современном Лахденпохском районе, а в этой деревне снова Валит, вероятно местный правитель. А вот грамота № 248: "Беють челом корила Погоская, Кюлолаская и Кюриеская Господину Новугороду. Приобижены есмь с нимецкой половине. Оцтина наша и дидена ... а у нас оу Вымолчовъ господъ, а имали крецетея ... мопь и вьрьжи пограбиле, а сами есмь ... ина ... алуи 10, а оу ... (Арциховский, Борковский, 1963, с. 72—73). Здесь снова упоминаются приладожские деревни Кюлолахти и Кюрьерск (современные Тиурула и Куркиеки).

Древние карелы воины и волхвы.
грамота № 292.


Нам мало известно о социальной системе древних карелов. Но вот, что интересно. В Писцовой книге Водской пятины 1500 г. задняя Корела делится на уезды, а те в свою очередь на перевары. Вероятно это название происходит от слов perhe - семья и vaara - гора. Это остатки древней родовой системы управления карелов. У каждого рода была своя гора кяряямяки (гора совета). Род собирался на этой горе и вершил суд, выбирал своих правителей - валитов и решал важные дела. До нашего времени сохранилось множество гор с этим названием, а на некоторых из них - даже загадочные каменные сооружения - каменный стол в окружении каменных стульев.

Древние карелы воины и волхвы.
Каменный стол со стульями на Линнасаари
Еще один загадочные камень находится вблизи п. Вятиккя. Петроглиф выбитый на нем может быть может быть клеймом карельского рода, которое обозначало границу его владений, а может быть доской, на которой карелы разыгрывали свои игры.

Древние карелы воины и волхвы.
Петроглиф на камне в Вятикке


Так же мало, как и о социальном устройстве древних карелов, мы знаем об их верованиях. Пожалуй единственными источниками о них для нас служат Калевала и предисловие к псалтыри Микаэля Агриколы:

Древние карелы воины и волхвы.


«Там многим идолам
поклонялись прежде.
Им служили хямяляйнены
как мужчины, так и женщины.

Тапио из леса добычу в ловушки заводил,
Ахти приносил рыбу из воды.
Вяйнямёйнен сковал песни,
Рахкой поделил луну на черное [и белое].

Лиеккиё владел травами, корнями и деревьями,
а также многим тому подобным.
Илмаринен сделал мир и воздух
и путников вел вперед.

Курикас давал победу в войне,
Кратти[?] заботился о товарах.
Тонту владел домоводством?],
как бес, многих доводил до бешенства.

Капе тоже ел у них луну.
Сыны Калева расчистили покосы и прочее.
Только у карел были такие идолы, которым они молились.
Ронготеус давал рожь,

Пеллонпекко помогал расти ячменю.
Виранканнос опекал овсы,
иначе бы оставались без овса.
Эгрес сотворил горох, бобы и репу,

капусту [или брюкву?], лен и коноплю.
Кёндёс подсеки и поля создал,
как учит их языческая вера.
И когда отсеются весной,

распивают кубок Укко.
Туда приносили чашу Укко
и допьяна упивались девицы и бабы.
Тогда учинялось там много постыдного,

так что было и слышно и видно.
Когда Рауни, жена Укко, фыркала,
сердито рычал с севера Укко.
И от этого устанавливались погода и урожай года.

Кякри прибавлял скот.
Хийси помогал одолевать леса [леших?].
Мать вод заводила рыбу в сети.
Нюркес белок давал из леса,

Хиттаванин приносил зайцев из кустов.
Разве этот народ не потерял разум,
что верит и молится всему этому.
Это черт и грех привели их к тому,

что они поклонялись и верили всему.
На могилы умершим еду носили,
там причитывали, кричали и плакали.
Покойники тоже получали от них пожертвования,

о которых заботились вдовы.
Многому другому тоже поклонялись —
камням, пням, звездам и луне.
Так еще недавно, несмотря на ученье папы,
поклонялись открыто и тайно».



Если Калевала богато представляет жизнь древнекарельских богов и героев, то о людях хранивших эти традиции, мы знаем очень мало. Пожалуй, первое упоминание о них мы встречаем во время борьбы с язычеством в 16 в. Так в "Грамоте Новгородскаго архиепископа Макария в Вотскую пятину, об искоренении языческих требищ и обрядов и проч. 25 марта 1534 г." сказано следующее:

"...и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеевых отступник арбуев Чюдцкых, и мертвых деи своих они кладут в селех по курганом и по коломищем с теми ж арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят съхраняти; также деи у них у которые жены детя родитца, и они деи наперед к тем своим родилницам призывают тех же скверных арбуев, и те деи арбуи младенцем их имена нарекают свойски, а вас деи игуменов и священников оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи и над каноны их арбуют скверным бесом...".


Древние карелы воины и волхвы.
Карельский арбуй - волхв


Более подробно об этих обрядах сказано в "Послание архиепископа Макария великому князю Ивану Васильевичу. 1534г.": "...Суть же скверные молбища их лес, и камение, и реки, и блата, источники, и горы, и холми, солнце, и месяц, и звезды, и езера, и проста рещи всей твари поклоняхуся яко богу, и чтяху и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы. Слышахом бо яко проста человека у себя держаху и почитаху, яко священника, его же нарикого арбуем; сей вся приношая совершения по своей прелести и детем имена нарицая...".

Карельские арбуи славились далеко за пределами Карелии. Даже древнерусское слово - арбовати (колдовать) связано с их именем. "Арбуй — жрец. Древнерусское «арбу, арбовати» означает) отправлять языческое богослужение. Заимствовано из финского языка «arpoja» — прорицатель, предсказатель (Фасмер, 1987, т. 1, с. 84)".

Да что русские, даже арабский географ XII века Идриси называл Карелию «страной магов на побережье».

Не зря писал архиепископ Макарий о карельских арбуях царю Московии - Ивану Васильевичу. Существует легенда, что и своим рождением царь Грозный обязан карельским арбуям. В 1573 году противник Ивана Грозного князь Андрей Курбский создал свой труд «История о великом князе Московском». Здесь он записал слухи о том, как появился на свет будущий русский царь. У его отца, Василия III, в течение 24 лет не было детей. Что только ни делали, каким только зельем и наговорной водой ни пользовались, — ничего не помогало. Василий III, по свидетельству Курбского, «искал чаровников презлых отовсюду, чтобы помогли они ему». Ко двору привозили разных колдунов, но их чары оказывались бессильными. И вот тогда послали за колдунами из Корелы. И привезли в Москву «презлых советников сатанинских». С их помощью от «прескверных семян» уродились у Василия два сына. Один из них — прелютый кровопийца. А другой — «без ума и без памяти и бессловесен». Речь идёт о будущем царе Московии Иване Грозном и о его слабоумном брате Георгии, скончавшемся на 31-м году жизни…Это предание произвело большое впечатление на знаменитого драматурга Александра Островского. В его исторической хронике «Тушино» (1867) один из героев вспоминает о том, что Ивана IV породили на свет колдуны из Корелы…

Слава о карельских арбуях на много веков пережила их самих. А. С. Пушкин поселил злобную колдунью Наину среди финляндских скал. Другого героя поэмы «Руслан и Людмила», старца Финна, он также сделал колдуном, правда, не злым.

А на Ладожском побережье воспоминания о древних обрядах сохранились даже до 19 в. В "Народных преданиях северо-западного Приладожья собранных летом 1879 г." Теодор Швинд писал: "В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались люди русской веры. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать, и обряд сохранялся до тех пор, пока какой-то пьяный из Яккима не срубил ее. Надо оказать, что почти у каждой группы людей русской веры были свои священные деревья или подножия камней, где совершались жертвоприношения, например: в той части деревни Риеккала, что на родовых землях Тимоска, а также в Соскуа и Савоя.


Древние карелы воины и волхвы.


В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений. Специально с этой целью сюда приезжали жители Кумола в Юрьев день - так они просили, чтобы наступило хорошее лето". Интересно, что людей совершающих старинные обряды Швиндт называет "людьми русской веры". Так финны называли потомков древних карелов. (!!!)

Древние карелы воины и волхвы.
"Чашечник" из Вятиккя


Древние карелы воины и волхвы.
Жертвенная чашечка


Некоторые из этих жертвенных камней можно увидеть и сегодня. На жертвенных камнях часто выбивали чашечки, чтобы помещать в них жертвы: зерно, молоко, пиво. Поэтому они получили название "чашечники". Один "чашечник" расположен в окрестностях п. Вятиккя.


Древние карелы воины и волхвы.
Загадочный камень с о. Голый


Много загадок хранит древнее карельское знание. На маленьком острове Голом, что находится вблизи о. Валаам, финский фотограф и путешественник Юха Таскинен обнаружил загадочный камень. Надпись выбитая на камне сделана на неизвестном языке при помощи загадочных символов. Может быть это весть о древней мудрости карелов...

Подготовлено по материалам Петрова И. В., Петровой М. И.

Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: