Эксперты: Православие и модернизация несовместимы
- 18 февраля 2010
- 2372
- 3
- Vedrus
-
Центр социально-консервативной политики партии "Единая Россия" принял в качестве базиса для дальнейшей внутрипартийной дискуссии документ под названием "Нравственные основы модернизации". В этом документе, в частности, предлагается сделать православную религию нравственной основой модернизации. Эксперты, опрошенные Каспаровым.Ru 17 февраля, считают подобные тенденции опасными и полагают, что они могут привести к расколу общества.
По мнению сопредседателя Института свободы совести Сергея Мозгового, этот документ показывает полную интеллектуальную деградацию единороссов.
"Если государство начинает использовать религию в утилитарных целях, то это бросает страну на грабли.
Русская православная церковь не способна ни к какой модернизации, а принятие подобной концепции может толкнуть Россию в бездну хаоса", — заявил он.
Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль считает, что подобное абсурдистское предложение могло прийти в голову только неверующему человеку, "совку", который "примазался к сакральным идеям по конъюнктурным соображениям".
Он полагает, что модернизация и православие несовместимы, поскольку православие по своей сути, пафосу и историческим функциям консервативно и ориентировано на монарха.
По мнению Джемаля, модернистской религией является именно изначальный ислам, однако современной России в таком виде он не нужен.
"В таком обществе надо не консервировать или модернизировать изначально гнилую основу, а сносить ее", — добавил он.
"Новый патриарх Московский и всея Руси Кирилл выглядят с точки зрения власти фигурой, подходящей для инновационных инициатив. При нем реально усилилось взаимодействие церкви и государства", — отметил журналист Портала Credo.Ru Александр Храмов.
При этом он считает, что "возрождение духовности" — это не столько церковный, сколько телевизионный феномен, используемый как один из элементов патриотической риторики.
По мнению Храмова, сближение церкви и государства опасно в первую очередь для самой РПЦ, поскольку в этом случае она теряет самостоятельность и становится зависимой от государственных структур.
Председатель Атеистического общества Москвы писатель Александр Никонов назвал тенденцию слияния РПЦ и госвласти опасной. Он отметил, что один раз в истории России подобные процессы происходили, но "все закончилось 1917 годом".
"Обращение к традиционным ценностям в эпоху модернизации так же бессмысленно, как ставить "мерседес" на колеса от арбы — все равно не поедет", — сказал Никонов.
Отметим, что, согласно статье 28 Конституции России, "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
Расскажи в социальных сетях: