Побег Уругвайских Старообрядцев из новой России
- 6 ноября 2010
- 8312
- 18
- Vedrus
-
В ожидании возвращения Зайцевы ввосьмером ютились в двадцатиметровой комнате - трапезной храма. На столе и по углам лежал нехитрый скарб - одежда, фотографии и множество швейных принадлежностей. Шитье и вышивка - главное занятие женщин в семействе Зайцевых, а с недавних пор и мужчин. Шили не покладая рук, ведь в последний месяц это было для них единственным средством к существованию: жили на то, что выручат от рукоделия. За длинным столом кипит работа: каждый занят своим делом - и взрослые, и дети, с ранних лет приученные к труду. Привычный ритм жизни старообрядцев нарушает мой визит. От мала до велика Зайцевы рассаживаются вокруг меня. То, что пережили они за без малого два года жизни в России и как вообще рискнули отправиться по ту сторону Атлантики, двумя словами не передать. На зов далекой родины
- Я и мой супруг Данила родились в Бразилии, - начинает рассказ 48-летняя Марфа, мать одиннадцати детей, в отсутствие мужа исполняющая обязанности главы семейства. - Наши деды во время революции оказались в Китае, а потом обосновались в Латинской Америке. Мои родители, как и родители Данилы, из Бразилии перебрались в Уругвай. Там мы с ним познакомились много лет назад и поженились. Жили не на широкую ногу, но и не бедствовали. Делали все, как и наши предки: женщины занимались домашним хозяйством и рукоделием, мужчины обрабатывали землю. О том, что когда-нибудь переедем в Россию, даже не думали. Пока российские чиновники сами нас не позвали...
А позвали Зайцевых не кто иные, как российские дипломаты, уже шесть лет активно продвигающие программу по переселению соотечественников из Латинской Америки. Дескать, велика Россия-матушка, а сельским хозяйством заниматься некому. Предлагали и помощь оказать сразу: подписать все программные документы. Но смекалистый Данила Зайцев ставить на бумажках подписи не спешил, хотел все выяснить в деталях и первым отправился в Россию "на разведку".
- Тесть мой поехал, все разузнал, поговорил с чиновниками и подготовил почву к переезду семьи. Но вступать в программу по переселению соотечественников так и не стал: очень непростые в ней были условия. За что мы все ему сейчас благодарны: если б стали участниками программы, вообще бы отсюда не смогли уехать. Программа, конечно, дает определенные гарантии. Но если ее участник и члены его семьи раньше чем через два года решат выехать с места поселения, они должны будут возместить затраты, вернуть "подъемные" деньги. К тому же с документами выйдет целая история. Поэтому тесть и побоялся идти на такой шаг, - вступает в разговор зять Марфы Георгий. - Из России Данила вернулся довольный и окрыленный. Мы с женой тогда жили в Боливии - я родом оттуда. Собрались мы все в Уругвае и решили переезжать. Продали дома, хозяйство. Данила с Марфой забрали пятерых несовершеннолетних детей - Сафоню, Иллариона, Ирину, Мастрию и Ваню, их старший сын Андриян взял свою семью, я с женой Еленой и нашей дочкой Ираидой и родители Марфы - таким составом отправились обживать новое место.
Мытарства начались с Белгородской области. Однако ничто в первое время не предвещало беды.
Вместо ловли рыбы Даниле Зайцеву в России предложили собирать коноплю. Автор фото: Наталия Губернаторова
- Нам дали на семьи три дома, землю, сеялку, два трактора. Все остальное, что было нужно, мы купили сами на деньги, которые одолжили у московских партнеров, друзей-староверов Данилы. Они нам помогали, смотрели, чтоб никто не обманул. И мы стали работать, засеяли много гектаров, дело пошло. Данила подготовил для правительства области целый сельскохозяйственный проект. Губернатор относился к нам очень хорошо, но вот его помощникам мы мешали. Не понравилось им, что мы все вместе с московскими партнерами делаем. Дело было вот в чем. Белгородская область не входила в программу по переселению, а губернатор вроде как захотел оформить заявку, после того как мы там стали работать. Его окружение знало, что Данила общается со многими семьями и может позвать сюда многих из Латинской Америки, чтобы обживать новое место. Тогда стали они составлять программу под свои бизнес-интересы, ведь если бы область вошла в число регионов для переселенцев, пошли бы и федеральные деньги. А Данила с московскими друзьями предлагали свой вариант программы, хотели создать поселение для староверов, чтобы жили они там на самообеспечении. Вот чиновники и поставили нас перед выбором: или работаем с партнерами, или с государством. Данила как старший подумал и решил, что трудиться станем под началом областного правительства, - продолжает Георгий. - Но жить на маленькие деньги, которые мы получали за работу от государства, с такими большими семьями мы, конечно, не могли. И чиновники это понимали. Как-то раз нам сказали составить список продуктов, которые нужны для жизни. Через несколько дней привезли мешки с мукой, растительное масло. Поварили мы, поели, а на следующий день у всех сначала поднялась температура, а потом тело стало покрываться коростой. То, что нас отравили, предположил только Андриян, все остальные в это никак не могли поверить. Когда очухались с божьей помощью, привезенные продукты больше не трогали. А Даниил взял муку и масло и повез в Москву к друзьям-партнерам. В лаборатории провели экспертизу. Оказалось, что в растительном масле было в 600 раз больше грибков, чем допустимо человеческому организму! Выходит, хотели нас со свету сжить...
Скорей всего, местные чиновники не имели злого умысла. Просто, по российской традиции, решили облагодетельствовать нуждающихся лежалым товаром с истекшим сроком годности. Но староверам такая чиновничья "забота" не понравилась.
Вернувшись в Белгород, старший Зайцев сказал, что жить переселенцы там больше не будут. Родители Марфы сразу уехали к родственникам в Приморье. Куда податься без гроша за душой остальным, уругвайцы не знали совершенно: ведь родичи, бросившие якорь на Дальнем Востоке, предупредили, что и там жизнь не сахар, сами с горем пополам перебиваются. И тут Данила вспомнил про одного "доброго" человека, который звал семейство к себе, трудиться в заповедных угодьях. О том, что настоящие злоключения только начинаются, они и не догадывались... Траву разрешили собирать одну - коноплю
С Александром Рассоловым, директором Шушенского заповедника, что в Красноярском крае, Данилу Зайцева познакомили, когда он в первый раз приехал в Россию, еще без родных. Услышав от главы семейства о готовящемся глобальном переезде, г-н Рассолов немедля предложил свои услуги: коли не приживетесь на новом месте, приезжайте, мол, в заповедник, здесь работа есть всегда - будете собирать ягоды, орехи, травы, продавать пушнину. Собрав с миру по нитке на билеты, Зайцевы отправились в Красноярский край. Путь на перекладных был не близок. Новое пристанище, предложенное знакомцем Рассоловым, староверы нашли в тайге, в 200 километрах вверх по Енисею от Саяно-Шушенской ГЭС. Добраться туда можно было только по реке. Но уругвайцев такая удаленность от цивилизации нисколько не пугала - наоборот, чем дальше от всего мирского, тем лучше. "Заживем своей общиной, как привыкли", - мечтали они.
- Мы завели пасеку, кур, гусей. Стали строиться. Сначала построили дом для семьи Андрияна, потом своими руками возвели избу и баню для мамки с тятей, моих братьев и сестер и нас с Георгием и маленькой Ираидой, - вспоминает дочка Марфы Елена. - Время шло, денег и продуктов стало не хватать, жили впроголодь. Ведь орехи и ягоды нам Рассолов собирать запретил, как и заниматься пушниной. И мы стали спрашивать директора: что же нам делать, чтобы заработать? Тогда он дал задание: сплести на продажу много березовых веников для бани, купить их у нас пообещал по 100 рублей за штуку. И сделали мы за две недели 600 березовых веников. Но брать их Рассолов отказался. "Зачем они мне? Продавайте кому хотите". А вывезти эти веники мы никуда не могли - сплавляться по реке было не на чем. Когда попросили собирать и настаивать травы, тоже запретил. Одно нельзя, другое нельзя, третье невозможно... С того момента поняли, что директор заповедника просто издевается над нами. Мы стали практически его рабами - за то, что трудились на него, строили, давал какие-то деньги, но не больше 3000 рублей в месяц на всех. Разве на эти деньги прокормишь нашу большую семью?..
"Кровь у нас истинно русская, мы никогда ее не смешивали и сохраняли всегда свою культуру. Даже дети у нас до 13-14 лет не учат испанский язык, чтобы не забыть родной. Но в Россию мы возвращаться больше не хотим ни за что, хотя на все воля Божья. Вплоть до сегодняшнего дня мы горько жалеем, что решили сюда переселиться. В Латинской Америке мы чужие, потому что русские, но здесь тем более никому не нужны. На земле в России рай, природа красивая, дух захватывает, но вот чиновники и богатые люди - это кошмар", - печалятся старообрядцы.
К делу подключились общественные организации. 30 августа первым из России улетел глава семьи Данила. 21 сентября 2010 года в Уругвай возвратились остальные Зайцевы. Правда, не все. В заложниках Россия-матушка все же оставила троих - 23-летнюю Елену с пятимесячной дочерью Василисой и 11-летнего сына Марфы и Данилы Иллариона. Веселая, улыбающаяся Елена, какой я видела ее еще несколько недель назад, за день после отъезда родных выплакала все глаза. "Меня с Василисой и брата Ларьку не выпустили из-за проблем с документами. А все остальные ведь не могли остаться - когда еще мы найдем столько денег на перелет? Сказали, что нам придется прожить здесь еще какое-то время, чтобы сделать необходимые документы, а потом выехать. Но сколько именно, пока непонятно. Бог даст - не пропадем, надежда у меня только на Него..." - говорить Елена больше не могла. Только закрыла руками лицо и стала тихо плакать... Екатерина Петухова
Расскажи в социальных сетях:
Насколько мне известно, в латинской америке живут именно старообрядцы, и есть они практически в любой стране этого континента. Живут как правило общинами, каждая община занимает свою деревню. Уклад у них традиционный, семьи как правило большие и крепкие. У них всё ещё принято свататься и ходить на деревенский совет - я, правда, не знаю, вече или не вече он у них называется. В общем, обычные русские крестьяне, и очень прискорбно, что остались они преимущественно за границей, а у нас их практически нет.
Я смотрел сюжет про общины старообрядцев, его показывали в одном из выпусков программы "Время". То, что их нет в России, косвенно подтверждает тот факт, что крестьян уничтожали зверски и безжалостно. Потому что своих у нас почти нет, а тех что остались ещё продолжают вгонять в долги, поджигать и раскатывать бульдозерами по земле.
Хотя народ ничем не лучше российских маргиналов - Нескончаемое нытьё о плохом правительстве и о том, что они ничего немогут с этим сделать.
Это не люди, это - рептилоиды.
На цыган они не похожи. Посмотрите, какие все чистенькие, а детки -ягодки. Не у каждой современной мамаши такие детки славные.
Год назад по спутнику видела рекламу- приглашали немцев в Уругвай(немцы-русские). Или в Уругвае не все так сладко или в России мракобесие.
Не знаю, что сказать. Если это не "утка", то очень печально, что нас, в данном случае, развели. Но отношение власти к возвращающимся НАШИМ соотечественникам и беженцам - даже отношением не назвать.
Очень жалко что вышла эта статья. Я работаю в заповеднике и вся история происходила на глазах. Как их встречали, как помогали и делами, и жильем и хозяйственным инвентарем обеспечили, и землю помогли получить и лес на строительство выписать, и деньгами, на покупку техники. Как возили, а путь не малый, туда-обратно 500 км по водохранилищу. И как они все это погубили. Дом за все лето даже не начали строить, надеялись перезимовать в досчатой времянке и в сентябре пришлось срочно нанимать бригаду строителей, хозяйство разорили. Да и больно было смотреть на это "хозяйство", все грязное, валялось где попало. А Данила все путешествовал оставив семью зимовать в тайге. И вот , наврав очередные три короба, сбежали. А вроде все было - и земля и техника и тайга вокруг, только работай. А насчет конопли и запрета "траву собирать" это уже совсем ложь и клевета и грех великий. Не было ни пасеки, ни веников. Последний раз с ними виделись в тайге в августе. Похоже просто как цыгане кочуют в поисках кого обмануть, что присвоить. Из Белгорода привезли поначалу с собой парня молодого, Александра, соблазнили разговорами о вольной жизни в тайге по устоям предков. И сами выжили его, сначала от себя на другой кордон отстранили, потом Данила лично ему свадьбу расстроил. А невесту нашли из саянских староверов, но после разговора с Данилой уже никакой свадьбы быть не могло... Грустно. А насчет фруктов, дак часто ли их ребятишки из наших деревень видят? Так что встретили со всей душой, надеялись что хозяйство поднимут и в заповеднике работать начнут, а они плюнули в ответ и все.
Таких как директора заповедника Рассолова как минимум надо «репрессировать» на десять лет без права переписки на Новую Землю с кайлом и лопатой.
Староверы возвращаются на чужбину в Уругвай.
У русских людей нет другой земли, кроме своей. Россия – русская земля. Случай со староверами из Уругвая наглядно показывает, что русская земля оккупирована рассоловыми и их хозяевами.
Точнее не скажешь. И наблюдается устойчивая закономерность: если жид что-то авторитетно заявил - дело будет прямо противоположным. Возьмите хотя бы "борьбу" с коррупцией, или "послабления" малому и среднему бизнесу в части налогов и набегов контролёров - всё брехня, только ухудшения после этих деклараций. Так и с возвращением соотечественников. "Соотечественники" у них - те, что бегут назад из Израиля, вот тех встречают совсем не так, как в этом сюжете.
Клюнули на призыв лидеров и обманулись. Соотечественники "лидеров России" - это вовсе не русские. Кто соотечественник у жида? Ясно дело, другой жид...