Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Статьи » Главный Герой фэнтези «Евангелие» — экзальтированный раввин

Главный Герой фэнтези «Евангелие» — экзальтированный раввин

  • 3 августа 2011
  • 6227
  • 3
  • лесник
  • Функционал

Главный Герой фэнтези «Евангелие»  —  экзальтированный раввин

 

 

"Портал-Credo.Ru": После ряда Ваших недавних выступлений по телевидению Вы стали чуть ли ни знаменем нового российского атеизма. Значит ли это, что Вы пошли в профессиональные атеисты?

 

 

Александр Невзоров: Нет, я не пошел в профессиональные атеисты. И занимаюсь атеизмом, скажем так, левой ногой, по разным причинам. Первая причина, наверное, в том, что я с детства очень не люблю блокады. Всякие блокады, и когда я вижу какую-нибудь блокаду, то у меня просыпается старый охотничий инстинкт — блокаду прорвать. Попы же оказались настолько глупы, что организовали все-таки в России эту информационную блокаду, и возникла ситуация, при которой никакие слова, кроме строго комплиментарных или полностью бесцветных, неупотребимы и невозможны…

 

 

Что я испытал один раз на себе. У меня был дружок, главный редактор одного из главных московских журналов, который долго меня уговаривал написать. Я ему одно время писал… При этом надо знать, как я пишу: из меня как из больной маститом козы выдаивают за час до сдачи номера какой-нибудь текстик. И вот там я испытал вдруг на себе, что такое православная цензура, и понял, что дело обстоит достаточно плохо.

 

- Разумеется, Вы не готовы назвать этот журнал?

 

- Я не знаю, как он сейчас называется. У Миши Леонтьева журнал вечно называется по-разному.

 

 

И тогда я оглянулся. Вообще тема религии меня интересовала после 1991 года весьма мало. При этом я совершенно не "интернетный" человек. Мне, как популярно это объясняют ребята из "Здравомыслия", негде "подогреваться". Мне пытаются сбрасывать какие-то материалы, и я с огромным удивлением выясняю, что, оказывается, кипят страсти.

 

 

- Да еще какие!

 

 

- Выясняю, что во время той же самой программы "НТВшники", оказывается, кто-то "ушел из студии".

 

 

- А у Вас не было тогда перед глазами картинки?

 

 

- У меня была картинка, но я не заметил, чтобы кто-то ушел. И у меня очень богатый студийный эфирный опыт, я очень много видел людей, у которых случался приступ диареи и которые выскакивали из студии, но потом могли придумать какое-то высокое объяснение этому, а могли просто честно сказать, что понадобилось срочно на горшок. Поэтому я на такие вещи не обращаю внимания. Чего было уходить – не понимаю, я никого не обижал.

 

 

 

- Давайте поговорим подробнее об этой передаче "НТВшники". Как Вам кажется, ведь это не первый был случай, когда на центральном канале, финансируемом фактически Кремлем, выходит программа с некоторым "наездом" на официальную Московскую патриархию? До этого вышел довольно нашумевший "Прожектор перис хилтон" на Первом канале, где о. Всеволода Чаплина критиковали, да и Патриарха, в псевдосатирической манере – но, тем не менее, это Первый канал! Теперь вот этот выпуск, большая программа на Пятом канале, потом программа была на Радио "Россия", официозном канале, о том, что не удался эксперимент с введением "Основ православной культуры" в школах, с военным духовенством. И вот, наконец, эти "НТВшники". Прайм-тайм, воскресный вечер… Не считаете ли Вы, что это все-таки заявка на некий новый российский тренд деклерикализации, скажем так, исходящий от власти?

 

 

- Не знаю, не могу оценить. Но могу сказать, что уговаривали лично меня НТВшники достаточно долго. У меня очень плохие были отношения с НТВ на протяжении всех этих лет. И любое информационное участие и вообще участие в программах НТВ было исключено. Было запрещено даже категорически произносить эту аббревиатуру моим замам. Когда звонили и просили выступить, все знали, что с НТВ мы дело не имеем. Какими-то хитрыми путями узнали мой прямой телефон, стали меня уговаривать.

 

 

- Сколько это продолжалось?

 

 

- Почти две недели. Я ведь не очень охотно иду на эти все демарши. Совершенно у меня нет желания оказываться "главным поповедом страны".

 

 

- "Попобоем"?

 

 

- Каким "попобоем", помилуйте! Я же даже камеру в руки не брал. Когда мне говорят, что я веду войну с какой-то там Церковью, я обращаю робко внимание на то, что я действительно не брал в руки камеру. При том что сейчас, конечно же, когда уже разгорелись страсти, когда выяснилось, что я в эпицентре этих страстей, вдруг "попер" невероятный материал.

 

 

Недавно пришла пленка из салона красоты. Девушка, администратор салона красоты…

 

 

 

- Это в Интернете размещено?

 

 

- Нет, я запретил это в Интернете размещать. Ничего там не размещено. Никто бы не посмел без меня ничего разместить. Речь идет о пленке из салона красоты, где эпилируются два мальчика. Два 18-летних мальчика, которые эпилируют себе ноги, животы, зады, объясняя, что иначе "начальство будет сердиться". Но сейчас все верткие, хитрые, у всех есть телефоны, на которые все можно снимать и фотографировать. Девчонка одну из этих эпиляций – частично, с соблюдением приличий, - запечатлела на видео, и потом разговорилась с этими ребятами. Она была уверена, что ребята работают у какой-нибудь сексуально озабоченной злыдни…

 

 

 

- Это здесь, в Питере?

 

 

- Нет, это в другом крупном городе. …У злыдни, которая насилует своих молодых сотрудников. А потом выяснилось, что это два иподиакона! И я с ней связался, отправил ее непосредственно на службу в собор, и она мне этих же двух мальчиков, которые в салоне красоты эпилируют попы и ноги, объясняя, что иначе начальство будет сердиться, запечатлела во время служения, с рипидами и прочим. Нет, в этот ваш Интернет мы ничего такого не кладем.

 

 

 

- Да, виноват, в Интернете была девушка, которая рассказывала о том, как попы приходили освящать ночной клуб…

 

 

- Нет, это мелочи. С эпиляцией все гораздо живописнее и плюс - абсолютно документально. Причем это один из тех молодых архиереев, который сейчас вроде бы не был замечен в этом "голубом" спектре и который в этом качестве совершенно неизвестен. Хотя я на своей памяти много чего имею… Ну, я видел минет в алтаре… Не могу сказать, что на меня это произвело сильное впечатление.

 

 

- На Смоленском кладбище?

 

 

- ??

 

 

- Ну… мы знаем немножко биографию Вашу, Вы же не скрывали этот эпизод своего служения...

 

 

- Но у меня, помимо Смоленского кладбища, был еще Никольский собор, церковь Иоанна Богослова в Ленинградской духовной академии, церковь на Волковском кладбище…Давайте конкретную географическую точку опустим. Но там служил один из владык, и, как Вы знаете, есть такой чудесный момент, когда все духовенство выходит на солею, и закрываются царские врата. Певчие в этот момент бегут курить... И вот, я услышал то шуршание в алтаре, которого по идее не должно было бы быть. И увидел эту сцену с иподиаконом. Я не стал к ней приглядываться. У меня ориентация традиционная, и смотреть на это мне было противно. Я увидел только жирную веснушчатую лапу одного из архиереев и головку этого иподиакона, движения которой он "ритмизировал", скажем так. Причем как они ухитрились задрать саккос, я совершенно не понимаю, ведь это почти невозможно. Но как-то ухитрились. Необыкновенно талантливые ребята.

 

 

При этом я понимаю, откуда берется педофилия и педерастия в Церкви, понимаю, что девочки – это проблема. Это всегда чревато истерикой, размазанной тушью по лицу, стоянием под стенами церкви или академии со слезами, с проклятиями, с требованиями выяснения отношений и так далее, и так далее. А иподиакон – существо-то безответное, ему либо карабкаться по этой лесенке, либо не карабкаться.

 

 

Но это, опять-таки меня мало касается. Это все противно.

 

 

 

- Было ли это ударом для Вас, повлияло как-то на Вашу жизнь?

 

 

- Нет, на меня это никак не повлияло. Я не был неофитом, я был даже некрещеный.

 

 

 

- И при этом Вы прислуживали, и даже чтецом были?

 

 

- У меня был потрясающий голосина, и когда я пел в хоре, если я понимал, что мне не удается переорать хор в Никольском соборе из 70 человек, то я, по крайней мере, оставлял такой "хвост", что всем было понятно, что это я.

 

 

 

- То есть Вы воспринимали это только как работу?

 

 

- Абсолютно. Это были свирепые, тяжелые брежневские времена, когда это была экзотика, когда это было все равно что удрать к индейцам. Шататься по монастырям с какими-то забавными алкоголиками, писать иконы у архимандрита Тавриона (Батозского), быть выгнанным из какого-то женского монастыря за веселую историю с монахинями и т.д. Это все было замечательно, и потом это все, естественно, прошло.

 

 

А не крестили меня, как мне рассказывал дед, вот почему. У меня была нянька, которая задумала меня отвести крестить, но об этом узнал дедушка, который был генералом госбезопасности. Они нагрянули в эту церковь, процесс прервали, окунув попа во всех его одеждах как раз в купель. А меня в качестве компенсации за моральную травму, которую я должен был пережить, два раз подряд (!) отправили в кино на "Великолепную семерку". Так что у меня было другого типа крещение, гораздо более для меня понятное.

 

 

Понимаете, тогда верить или не верить было вообще невозможно. Потому что вера или неверие – это не удел 17-18-летних. Это выбор взрослого человека, который, в общем, уже понимает серьезность и весомость этого выбора. Я не был взрослым в 17 лет.

 

 

Разные люди взрослеют в разном возрасте…

 

 

Александр Невзоров: Все-таки я не был взрослым в 17-18 лет — это совершенно точно. Но определенного рода знания, определенного рода понимание у меня были…

 

 

Потом была скандальная история с регентшами в Духовной академии. Но ведь я был единственным человеком там с традиционной ориентацией. Я пытался оправдываться, что "ребята, я же за всех вас тут отдуваюсь!" Одним из действующих ныне иерархов

 

 

- …и неплохо действующих…

 

 

- …мне было сказано, что надо подумать о братской любви или здесь нечего делать.

 

 

- То есть Вы его как объект братской любви привлекали?

 

 

- Возможно. Но поскольку интересы уже были на излете...

 

 

- Интересы к чему?

 

 

- К этой субкультуре. К тому же, я в то время уже квалифицированно и за большие деньги падал с разных этажей и лошадей. И мне это больше нравилось. В общем, я оставил эту скорлупу, эту сброшенную кожу совершенно без всяких сожалений. К тому же, меня тогда не интересовала карьера, но если бы я задумался, я бы понял, что карьеру в Церкви будет сделать достаточно сложно, не переходя вот этой грани. А грань, в общем, блевотная.

 

 

Я ничего не имею против — мне совершенно все равно, кто как этим занимается. Хоть с помощью арбузов, с помощью электрошокеров или эскалаторов — мне это совершенно по барабану. Но ко мне это неприменимо. Вот так получилось.

 

 

- То есть все эти разговоры, что Вы думали монашество принимать, в духовные школы поступать — это все глупости и не имеет отношения к реальности?

 

 

- Это все было в течение полутора лет.

 

 

- Прямо до мыслей о монашестве доходило?

 

 

- До определенного рода послушничества.

 

 

- Притом что Вы некрещеным были?

 

 

- А мне же было все равно — я наблюдал за своими приятелями, которые крестились по 5-8 раз, просто из интереса к этому процессу.

 

 

- То есть монахом Вы бы стали, так и не приняв крещения?

 

 

- Нет, у меня все же были сильные предохранители — верующим человеком я не был никогда.

 

 

- И монашество для Вас — это тоже поиск экзотики?

 

 

- Да, это же черный шифон. Это же абсолютное отделение от ненавистного коммунистического государства, как мне тогда казалось.

 

 

- Внимание женского пола, опять же.

 

 

- Колоссальные возможности, открывающиеся на исповеди и во время совершения других таинств. В общем, что называется, "не пошло". Но знания все равно были приобретены. Своеобразные, может быть, и неполные, но, тем не менее, некоторые.

 

 

А потом возникла ситуация уже 90-х годов. Но разговоры про какое-то мое "агентство в КГБ" — это, конечно, совершеннейшая глупость. У меня не было такой ни необходимости, ни потребности в этом агентстве, изначально не было.

 

 

- Вы сами завели этот разговор о Вашем сотрудничестве с КГБ на передаче "НТВшники"…

 

 

- Я сказал о том, что это была личная просьба моего друга - Крючкова. Это все, что я сказал. Если угодно, тем, кто не понял, могу пояснить, что это были 89-90-й годы. Мы все были, образно говоря, сообщниками — готовилось ГКЧП. И круг, условно говоря, заговорщиков, был достаточно велик. Естественно, делили обязанности по мере своих возможностей и по своей территориальной принадлежности. Мы действительно все очень искренне к этому относились тогда.

 

 

- А долго ли Вы дружили с Крючковым? Все-таки у вас большая разница в возрасте. Что вас так сблизило?

 

 

- Долго дружили. Его сблизили со мной мои возможности. Меня сблизили с ним его обаяние, хитрость, ум и колоссальные информационные возможности Комитета. Конечно, колоссальные информационные возможности, которыми я пользовался безгранично.

 

 

При этом ни о каком агентстве речь никогда не заходила. Я не вижу ничего страшного в том, если бы и зашла, потому что не надо думать, что есть хоть одна фигура в так называемой большой журналистике, которая ровно наполовину не состоит из сотрудника КГБ — как две склеенные половинки.

 

 

Причем это же не то КГБшниченье, которое я видел со своими ребятами. У меня-то был иммунитет, поскольку дед мой был очень уважаемым человеком, и я во многом вырос в стенах Литейного 4 — у дедушки был адъютант, который меня забирал из садика, приводил. Я помню, меня потрясли ключи — это было первым воспоминанием — в колбах, в пеналах, в запечатанных пеналах. Это на меня произвело колоссальное впечатление.

 

 

Потом я видел, как попы сливают исповеди на конспиративных квартирах — впервые увидел попа.

 

 

- Именно в такой роли?

 

 

- Да. Он был добродушный, очень толстый, в галошах и в русской шапке. И он сидел с тремя лейтенантами и весело им чего-то рассказывал, а они это все записывали. И потом мне объяснили, что это такое. Притом, что мне никто не объяснял, что такое поп. Никто мне объяснить, что такое поп — чем занимается это темное, волосатое, непонятное существо — не догадался.

 

 

- А своих догадок у Вас не было?

 

 

- Нет, я совсем был пацаненком.

 

 

Я сейчас смотрю на своего ребенка… Как-то он увидел в супермаркете попов — причем произошло буквально столкновение, попы замерли метрах в трех от меня, и маленький Сашка спросил: "Кто это?" Я понял, что мне надо что-то отвечать. И что меня слышат и они, и он, и быстро организовавшиеся люди. И я понял, что я должен сказать правду. Я сказал правду: "Это враги Микки Мауса". Что, собственно, абсолютная правда, потому что мы помним все эти наезды на буржуазную культуру, на чуждые идеалы и т.д.

 

 

- Сейчас "Новая миссионерская стратегия" РПЦ МП подразумевает воцерковление, наоборот, Микки Маусов, Гарри Поттеров. Есть такие личности, как Андрей Кураев…

 

 

- Да, мы знакомы.

 

 

- Всеволод Чаплин тоже по-своему креативен - протоиерей, с которым Вы обменялись любезностями.

 

 

- Нет, он очень глупый. Понимаете, для того чтобы оценить Чаплина, мне все-таки надо быть уверенным в том, что вера как таковая — то, о чем они говорят, — существует. У меня нет такой уверенности. Я допускаю веру Эйнштейна, для которого вера была неким пониманием сложности устройства Вселенной и ограниченности его собственного знания об этой Вселенной — это понятно. Когда вера — это всего лишь отсутствие знания — мне это понятно. Когда человек видит прозрачную жидкость, похожую на воду, которая вдруг загорелась, и начинает верить в необыкновенные свойства этого.

 

 

А когда я смотрю на человека и мне надо поверить, что он всерьез считает, что разговаривают кусты, что Бог — это дяденька, который бросается камнями, что Бог живет в коробочке, что возможен партеногенез, что мертвецы способны к вертикальному взлету… Заподозрить сидящего напротив меня человека, что его мировоззрение выстроено таким образом, я не могу. Я понимаю, что он во власти каких-то идеологем, во власти какого-то азарта. Но допустить реальность так называемой веры мне очень сложно.

 

 

- Вы имеете в виду только библейскую, христианскую веру? За пределами этой традиции ведь может не быть подобных представлений о Боге.

 

 

 

- Вера как отсутствие знания — да. Когда мне говорят о своей вере Эйнштейн или Шредингер — я понимаю, что имеется в виду.

 

И готов к этому отнестись с уважением, потому что мы можем допускать элемент веры в том, чего мы не знаем точно. Или где мы понимаем ограниченность возможностей собственного мозга. Но когда я вижу веру как игру идеологическую, то я совершенно не склонен ее обижать или оскорблять на самом деле. Все эти так называемые кощунства — я не знаю, что там было воспринято как кощунство…

 

 

- Разумеется, то, что Вы сказали о Евхаристии — о "теле мертвого мужчины".

 

 

- Я сказал, что взяли булку, спели над булкой несколько песен и сказали, что это тело мертвого мужчины.

 

 

- Вот это и есть кощунство.

 

 

- Но вообще ритуальный каннибализм есть во множестве культов, начиная с ацтеков, которые делали из кукурузного хлеба тело бога, все это сдабривали свекольным соком и определенными винами, о чем замечательно и подробно написал Фрезер, продолжая вакхическими культами… Этих манипуляций всегда было очень много. Почему православные решили, что это про них? Ну что же, "на воре и шапка горит".

 

 

- Они не верят, что это "тело мертвого мужчины". Поэтому когда Вы назвали Его мертвым, то это не имело отношения к Евхаристии.

 

 

- Для меня все эта история совершенно равна. Я далек от мысли кого-то обижать или оскорблять. Им просто достается.

 

 

Вот "НТВшники" — причем здесь вообще я? Там что, ладаном пахло, иконы висели? Это что, цирк? Это публичное медийное пространство. Они туда привели свою девчонку на конкурс красоты. Девчонку зовут Вера. И они заставляют ее ходить передо мной и многими другими по подиуму, предлагая ее в качестве эталона. Но я вынужден заметить, что у нее живот висит, что у нее кости торчат, язвы не зажившие, как всякие оскорбленные родственники, они начинают по этому поводу истерики. "Не водите девушку на конкурс красоты, а наслаждайтесь ею где-нибудь в укромных местах, если вы такие ранимые", - это единственное, что я могу сказать. Ведь они же предлагают это в качестве идеологии, а не в качестве веры. И теми методами, которыми они завоевывают пространство, вполне можно сделать государственным даже культ вуду.

 

 

- Мне кажется, что даже идеологией это назвать — преувеличение. Скорее, речь идет о том, что это некий официозный ритуал демонстрации лояльности.

 

 

- Вы упрощаете. Это очень опасная штука.

 

 

- То есть Вы считаете это идеологией?

 

 

- Это очень опасная идеология и очень жестокая идеология, что доказывают как ее история, так и, например, вчерашние или позавчерашние события, когда мы, наконец, имели возможность убедиться в том, что такое "христианский терроризм" — это когда с добиванием детей. Этот "христианский террорист" из Норвегии еще и добивал.

 

 

Поэтому вера — штука чрезвычайно опасная, когда она выпущена в общественное пространство и подпитывается какими-то бонусами и возможностями. Думать, что она изменилась с тех пор, когда они выкалывали глаза, кого-то жгли, кого-то топили, проверяли так называемой "иглой истины" на наличие "дьяволовых пятен" — но исходные данные-то не изменились — те поведенческие схемы, которые предлагали тот или иной стиль поведения, остались неизменными. Развития не произошло. И странно было бы, если бы оно произошло.

 

 

Думать, что они, будучи выпущенными на волю, могут повести себя сейчас иначе, было бы странно.

 

 

"Портал-Credo.Ru": А не считаете ли Вы, что опыт XX века — то, что произошло в 17-м, а затем в 37-м году — стал неким историческим фиаско того типа церковности, который была до этого?

 

 

Александр Невзоров: А я об этом неоднократно говорил.

 

 

- А после фиаско на этих руинах ведь может вырасти какая-то свежая трава? Возродиться то христианство, которое существует вне тотального альянса с государством, с мирской властью?

 

 

- Я боюсь, что мы здесь с Вами немножко разойдемся во взглядах, потому что я считаю, что христианство само по себе — предельно жестокая штука и предельно опасная. Не хочу никого обидеть, но вынужден заметить, в том числе, и то, что первые века христианства ознаменованы уничтожением драгоценной для меня античной культуры. Это очень показательный пример.

 

 

Вынужден заметить, что главный Герой "фэнтези" под названием Евангелие тоже, с точки зрения обычного читателя, — это экзальтированный раввин... Уже одни эти забавы со смоковницей чего стоят.

 

 

Давайте вспомним, как Он процитировал — это была авторизованная цитата из Ветхого Завета, — что тех, кто не примет вас, приведите ко Мне и избейте передо Мною. И еще слова о том, как восстанут дети на родителей, и что "Я пришел разделить" — на самом деле там очень много библейской честности. Я уж не говорю про Библию, замешанную на таком количестве спермы, крови, призывов к расовым, национальным унижениям и убийствам…

 

 

И, более того, это книжка, из которой ясно следует, что ни о каком единобожии речи не идет. Например, если бы Вы оказались на необитаемом острове с девушкой, то Вы бы стали говорить ей каждый день: "Сволочь, не смотри на других мужиков! Сволочь, не заглядывайся!"? И вот, мы видим Господа Саваофа Иегову, Который бесконечно говорит: "Не сметь думать, о других! Не сметь возжигать! Не сметь приносить жертвы! Не сметь вообще смотреть в эту сторону!" По идее, Он должен был бы знать, что Он один, что Он совершенно свободен от всякой конкуренции.

 

 

- Почему один? Он же человеку дал многие из Своих собственных способностей и сделал его равным Себе по ряду параметров.

 

 

- Возможно. Я не видел Вашу фамилию в списке соавторов Библии — давайте мы все-таки будем говорить о том, как там написано. И вот там идет постоянная конкурентная борьба с другими богами. И создается ощущение, что библейскому Богу достался в управление маленький, на тот момент экономически неразвитый народец, и Он панически боится его потерять, потому что безработный Бог — наверное, кошмарное явление.

 

 

И изо всех сил в него вцепившись и ревнуя, Он проводит Свой народ мимо всех остальных богов, причем даже над тем же самым фараоном, которого долго уговаривает Моисей отпустить его народ из Египта, этот Бог не властен. Там какой-то другой, который непосредственно заведует чувствами и мыслями фараона.

 

 

Хотя все могло бы решиться так просто. Не надо было бы бросать жезлы, портить воду в Ниле, убивать всех египетских первенцев, насылать саранчу и жаб — не надо было бы всего этого паноптикума, все решалось бы гораздо проще… Ну ладно, эта книга необсуждаемая.

 

 

- Все Ваши примеры, связанные с неприятием религии, так или иначе связаны с иудео-христианской традицией. А писания других религий не вошли в Ваше поле зрения? Как пример "ущербности" религии, ее "опасности" Вы постоянно приводите только христианство.

 

 

- А эту я хорошо знаю, а те — нехорошо.

 

 

- Просто культурный контекст нашей страны?

 

 

- Да, во-первых. Я же живу здесь. А во-вторых, каждый зенитчик, чтобы грамотно работать, должен знать, как устроен "Мессершмитт".

 

 

- На всем культурном пространстве христианства активно наступает ислам…

 

 

- Я не вижу, что он наступает. Я вижу гонку вооружений и вижу их естественную реакцию. На каждый наш позолоченный купол они отвечают тротиловыми шашками, потому что у них нет возможности ответить иначе, а агрессия самозаявления, присущая вообще приматам в высочайшей степени, она должна как-то реализовываться.

 

 

Поэтому давайте вспомним, что когда все общественное пространство было полностью стерилизовано от любых признаков религии, мы действительно имели межнациональный мир — можно как угодно его трактовать, но мы действительно не резали друг друга. Может быть, это все не происходило в сладких декорациях свинарки и пастуха, но, тем не менее, у нас не было межнациональных свар. И думать, что это произошло только из-за чекистских пулеметов, которые были расставлены по всей стране — да нифига! У нас и сейчас этих пулеметов не меньше, а больше. И они еще лучше.

 

 

- Кстати, о роли чекистов. Это тоже ведь очень важная тема. У зрителей приснопоминаемой программы "НТВшники" осталось впечатление, что Вы были активным действующим лицом программы адаптации Церкви к ГКЧП в конце 80-х годов.

 

 

- Конечно.

 

 

- Что мешает сейчас призвать Вас вновь на службу в качестве эксперта по деклерикализации России, если действительно Кремль, ФСБ подобные планы рассматривают?

 

 

- Я не буду отвечать на этот вопрос по разным причинам. Могу сказать, что я сейчас абсолютно в состоянии выбирать, чем мне заниматься. И всегда в состоянии выбирать сторону баррикад. Это не 96-й год, когда надо было идти в наемники к любой идеологической силе, где просто больше платили.

 

 

Я не думаю, что разговор о КГБ как-то связан с деклерикализацией, потому что я предполагал, что это ни для кого не секрет. Эта агентурная вертикаль — она была всякой. Не надо думать, что это были сплошь дяденьки, которые получили четкую разнарядку в органах — много было таких. И это были чудесные люди, которые, узнав, зачем я к ним, совершенно расслаблялись, вытаскивалась пачка "Герцеговины Флор" и начинался нормальный разговор.

 

 

То, что я вижу сейчас в кабинетах профессоров, когда они вынуждены ставить какие-то бумажные иконостасы, — это все воспринимается как портрет Брежнева, который надо было вешать. И это суровое поколение, воспитанное атеизмом, оно все это презирает и ненавидит, но играет в эту игру, просто потому, что есть начальник академии, начальник университета, который…

 

 

- Который что?

 

 

- Возможно, он тоже пририсовывает усики иконе Богоматери.

 

 

- Кто же не пририсовывает? Куда же эта вертикаль упирается?

 

 

- Я думаю, что, возможно, только их ближайшие родственники, если они еще остались.

 

 

- Они достаточно могущественные, чтобы заставить путинскую вертикаль вешать везде эти изображения?

 

 

- Черт его знает! Путинская вертикаль феноменально глупа. И путинская вертикаль все делает только "методом тыка". Им показалось, что вешать иконы - хороший способ управления, и, не произведя каких-то полевых испытаний, полигонных исследований этой методики, ее внедрили и стали думать, что с ней делать.

 

 

Всем попам, с которыми мне приходилось встречаться в студиях и полемизировать, я всегда говорил: "Ребятки, ведь напротив меня мог сидеть лама, или мулла, или жрец Вуду — ведь вопрос только в государственной поддержке, на вашем месте мог быть кто угодно. И православие само по себе не представляет ни опасности, ни интереса без этой номенклатурной составляющей. …Я с огромным удивлением узнал о том, что у нас введен новый праздник Петра и Февронии.

 

 

- Есть даже знак этого праздника на Вашем безымянном пальце.

 

 

- Это совершенно другое – обручальное кольцо. Нет, я вспомнил, что меня в свое время именно "Житие Петра и Февронии" потрясло невероятной глупостью. Давайте вспомним, что сделали символом супружеской любви и верности. Насколько я понимаю, эта девушка долго себя шантажом выдавала замуж. Князь Петр, в результате попадания на него капель крови дракона, был сильно изъязвлен, то есть у него была какая-то серьезная экзема. А в лесах жила барышня, которая все это очень хорошо лечила. Увидев очень приличного жениха, она сказала: "Либо замуж, либо не буду лечить!" Он сказал: "Девочка, лечи! Конечно, замуж!" Она его вылечила в баньке, но, будучи опытной целительницей, оставила ему пару язв.

 

 

Он добрался обратно к себе в Муром. Пока он ехал обратно в Муром, он снова пошел паршой – экземами. Вернулся и сказал: "Ну ладно!" Она сказала: "Либо замуж, либо не лечу!" Он ее взял замуж в результате ее шантажа. Пара оказалась бездетной — по крайней мере, мы ничего не знаем об их детях — ни летописи, ни житие об этом не упоминают. В результате, это брак закончился разводом, потому что они оба постриглись в монахи.

 

 

У монаха не может быть ни жены, ни мужа, ни даже воспоминаний об этом. После того, как они постриглись в монахи, начинается какой-то "кошмар на улице Вязов". Они умирают — он способствовал ее умиранию загадочным способом, посылая к ней вестовых — "пора умирать". В результате, каким-то образом она согласилась.

 

 

Любой монах — это схимник. Просто есть великая схима и есть малая схима. Их кладут в разных гробах. Но дальше начинается фильм ужасов, потому что эти покойники каким-то образом выкарабкиваются из своих персональных гробов и встречаются в каком-то одном общем на середине пути. Так продолжается два раза. Эти двигающиеся покойники — когда им уже исполнилось 3-4 дня — не были замечены гражданами Мурома, но каждое утро эту пару монахов находили в одном гробу! И вот этот весь кошмар у нас называется "Днем супружеской любви и верности"! Вот этот милый факт Вам как вообще? Притом что я постарался это изложить максимально корректно.

 

 

Это вам ответ на то, почему у нас православие стало одной из хребтовых доктрин государства. То есть это принимали люди, которые понятия не имели, что это, какая история у этого.

 

 

- То есть у этих людей из путинской вертикали не было выбора? Православие — это единственная готовая идеология, за которую они могли уцепиться?

 

 

- Поскольку мы с Вами знаем, что у православия, помимо его идеологической стороны, есть еще предельно мощная финансовая сторона…

 

 

- Но не мощнее, чем у Путина?

 

 

- Я не знаю, я Владимира Владимировича очень уважаю, как разведчика.

 

 

- Но не как бизнесмена?

 

 

- Я не знаю о нем как о бизнесмене.

 

 

…И эта финансовая сторона РПЦ МП гораздо интереснее всех остальных сторон всех остальных бизнесов в России, потому что она абсолютно неподконтрольна и свобода от налогов. Это феноменальный бизнес! Предполагать бескорыстие власти я не могу, даже если приставлю себе нож к горлу и категорически от себя этого потребую!

 

 

Поэтому я думаю, что главное здесь - эта теневая финансовая составляющая. Она играет определяющую роль, начиная с 90-х годов — поскольку Церковь всегда была в известной степени освобождена от налогов, хотя я помню, что певчие платили чудовищный налог, и существует известное песнопение "ПлачУ и рыдаю". Это исполнялось, по-моему, 19-го числа — в день уплаты налога — специально.

 

 

- А разве не приходской совет платил за певчих?

 

 

- Не всегда. Каждый шел и платил в Сберкассе.

 

 

- Священники так вроде не платили?

 

 

- Не знаю. А певчие же не были стабильным контингентом. Они все время менялись. За богохульство никогда не выгоняли.   

 

Главный Герой фэнтези «Евангелие»  —  экзальтированный раввин

 

 

 

 

 

 

 

В БЛИЖАЙШИЕ ДНИ ПОРТАЛ ПРОДОЛЖИТ ПУБЛИКАЦИЮ ФРАГМЕНТОВ ЭТОГО ИНТЕРВЬЮ, ИЗ КОТОРЫХ ВЫ УЗНАЕТЕ МНОГО СЕНСАЦИОННОГО…

 

 

 

Беседовал Александр Солдатов,

"Портал-Credo.Ru"


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 3
Аватар пользователя
прикольное интервью, невзоров хотя-бы честен.
Аватар пользователя
Ну, я видел минет в алтаре… Не могу сказать, что на меня это произвело сильное впечатление.
...
Я увидел только жирную веснушчатую лапу одного из архиереев и головку этого иподиакона, движения которой он "ритмизировал", скажем так.

У меня просто нет слов... а ещё кто то из верующих обижается когда про христианство говорят плохо... как можно ходить в церковь и слушать таких вот людей, ДУХОВНЫХ пидеров.
Аватар пользователя
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: