Меню
Последние новости России и Мира » Новости » Статьи » Познакомьтесь с самым влиятельным доктором в мире: Биллом Гейтсом

Познакомьтесь с самым влиятельным доктором в мире: Биллом Гейтсом

 

Познакомьтесь с самым влиятельным доктором в мире: Биллом Гейтсом

 

 

Влияние IT магната на Всемирную организацию здравоохранения вызывает критику по поводу ее неуместных приоритетов и чрезмерной управляемости. Некоторые миллиардеры довольны покупкой острова. Билл Гейтс же решил получить контроль над Всемирной организацией здравоохранения, специализированным учреждением ООН в Женеве. За последнее десятилетие самый богатый человек в мире стал вторым по величине донором Всемирной организации здравоохранения, уступая лишь Соединенным Штатам, и находясь чуть выше Великобритании. Такая щедрость позволяет ему оказывать огромное влияние на повестку дня организации, которое может в дальнейшем возрасти ещё больше, поскольку США и Великобритания угрожают сократить финансирование, если агентство не сможет улучшить инвестиционную базу. В результате, утверждают критики, приоритеты Гейтса стали приоритетами ВОЗ. Вместо того, чтобы сосредоточиться на укреплении здравоохранения в бедных странах — что, по их мнению, поможет сдерживать будущие вспышки, такие как эпидемия Эболы, — агентство тратит непропорционально большое количество своих ресурсов на проекты с сомнительными результатами, которые продвигает Гейтс. Например, искоренение полиомиелита. Опасения по поводу чрезмерного влияния миллиардера на ВОЗ (примерно четверть бюджета организации идет на ликвидацию полиомиелита) привели к попыткам обуздать его. Но несмотря ни на что он остается силой, с которой нужно считаться. При выборе генерального директора ВОЗ в 2017 году Софи Харман, доцент международной политики Лондонского университета королевы Марии, заявила: «Всем кандидатам придется каким-то образом вступить в союз с ним, вы не можете игнорировать его».


Доказательства беспрецедентного влияния Гейтса изобилуют неуловимыми и эффектными способами. Уже десять лет назад, когда Гейтс начал вкладывать деньги в искоренение малярии, высшие должностные лица, в том числе руководитель программы ВОЗ по борьбе с малярией, выражали обеспокоенность по поводу того, что фонд искажает исследовательские приоритеты. «Часто используемым термином была «монополистическая благотворительность», идея о том, что Гейтс берет свой подход к компьютерам и применяет его к Фонду Гейтса», — сказал источник, близкий к совету ВОЗ. Миллиардер был первым частным лицом, которое выступило с речью на общем собрании ВОЗ стран-членов, и ученые придумали термин для его влияния на глобальное здравоохранение: Билл Чилл. Мало кто осмеливается открыто критиковать то, что он делает. Большинство из 16 человек, опрошенных по этой теме, делали это только при условии анонимности. «Его лечат, как главу государства, не только в ВОЗ, но и в G20», — сказал представитель женевской неправительственной организации, назвав Гейтса одним из самых влиятельных людей в мире здравоохранения. В то же время некоторые представители стран-членов ВОЗ не выражали особой озабоченности влиянием Гейтса и были уверены, что он доброжелателен. Тем не менее, его влияние вызывает обеспокоенность НПО и ученых. Некоторые юристы опасаются, что, поскольку деньги Фонда Гейтса поступают от инвестиций в крупный бизнес, он может служить троянским конем для корпоративных интересов, чтобы подорвать роль ВОЗ в установлении стандартов и разработке политики в области здравоохранения. Другие просто боятся, что ООН слишком сильно полагается на деньги Гейтса, и что предприниматель однажды может передумать и перевести их в другое место. Гейтс и представители его фонда, в свою очередь, знают о критике, но они убеждены, что их влияние и инвестиции положительно сказываются на работе ВОЗ. «Всегда справедливо задаться вопросом, оказывает ли большая благотворительность непропорциональное влияние», — сказал Брайан Каллахан, заместитель директора по работе с руководителями Фонда Билла и Мелинды Гейтс. «Когда речь идет о приоритетах, которые определил наш фонд, и в которые мы решили инвестировать, мы можем надеяться, что этим мы помогаем создать благоприятную среду», — сказал он. Стив Лэндри, директор многосторонних партнерств Фонда Гейтса, сказал, что фонд предоставляет «значительные средства» программным командам, которые уже затем решают, как их лучше всего использовать.


Цифры прилагаются


Фонд Гейтса с 2000 года вложил в ВОЗ более 2,4 миллиарда долларов, в то время как страны-члены неохотно вкладывают в агентство свои деньги, особенно после глобального финансового кризиса 2008 года. На взносы, уплачиваемые государствами-членами, в настоящее время приходится менее четверти двухгодичного бюджета ВОЗ на 4,5 млрд. Долл. США. Остальное зависит от того, сколько денег государства, Гейтс, другие фонды и компании добровольно вложат в организацию. Поскольку эти средства обычно предназначены для конкретных проектов или болезней, ВОЗ не может свободно решать, как их использовать. Ликвидация полиомиелита, безусловно, является наиболее финансируемой программой ВОЗ, на которую в период между 2013 и 2019 гг. Было выделено не менее 6 млрд. Долл. США, в значительной степени потому, что около 60 процентов взносов Фонда Гейтса были предназначены конкретно для этой цели. Гейтс хочет ощутимых результатов, и одним из них будет ликвидация такой серьезной болезни, как полиомиелит. Но сосредоточение внимания на полиомиелите фактически заставило ВОЗ просить о финансировании других программ, например, программу поддержки систем здравоохранения бедных стран для избегания следующей эпидемии Эболы. Кризис, вызванный вирусом Эбола в 2014 году, в результате которого погибло 11 000 человек в Западной Африке, был особенно печальным опытом для ВОЗ. Чрезвычайная программа, разработанная после эпидемии, до настоящего времени получила лишь около 60 процентов от 485 миллионов долларов, необходимых на 2016–2017 годы.


Уходящий в отставку руководитель ВОЗ Маргарет Чен также была вынуждена свернуть свою попытку заставить страны впервые за последние 10 лет увеличить обязательные взносы. Чан изначально надеялся на 10-процентное повышение, но в итоге после возражений ряда стран взносы в ВОЗ увеличились лишь на 3 процента. Это делает вклад Фонда Гейтса ещё более существенным. «Они приходят с чековой книжкой и со своими идеями», — рассказывает Лори Гарретт, старший научный сотрудник по глобальному здравоохранению в Совете по международным отношениям. По ее словам, большая часть влияния Фонда Гейтса на ВОЗ очень сдержанна, более того, он также может принять решение выступить с инициативами вне организации, как это было, например, с ГАВИ, Алянсом вакцин, который помогает беднейшим странам закупать вакцины оптом со скидкой, или с недавно созданной Коалицией за инновации в области обеспечения готовности к эпидемиям — альянс по разработке вакцин против новых инфекционных заболеваний. Но акцент фонда на поставку вакцин и лекарств, а не на создание устойчивых систем здравоохранения, вызвал критику. Некоторые НПО беспокоятся, что такой подход слишком напоминает индустрию производства и сбыта. В январе 2017 года 30 групп по защите здоровья написали открытое письмо исполнительному комитету ВОЗ с протестом против становления Фонда Гейтса официальным партнером агентства, поскольку его доход поступает от инвестиций в компании, противоречащие целям общественного здравоохранения, такие как Coca-Cola. Фонд Гейтса на это отвечает, что он не связан с основными доходами Гейтса, и, благодаря «строгому брандмауэру», он остается независимым от своих инвестиций, которые строго исключают табачную, алкогольную и оружейную отрасли.


Отгородить большие деньги


Беспокойство по поводу растущей роли частных денег привело к тому, что страны-члены после нескольких лет переговоров договорились о новой политике, регулирующей взаимодействие с такими организациями, как частные фонды, компании и НПО.  Несмотря на критику, Правление ВОЗ предоставило Фонду Гейтса статус «официальных отношений». На практике, как заявили несколько источников, это не сильно меняет сложившиеся отношения ВОЗ с фондом. Гауденз Зильбершмидт, директор по партнерству ВОЗ, сказал, что новый статус основан на трехлетнем плане сотрудничества: «Это означает, что у нас есть четкое планирование, и мы, и государства-члены знаем, что делаем». Кроме того, четыре года назад ВОЗ изменил способ утверждения своего бюджета, чтобы страны-члены сильнее определяли его приоритеты. Это означает, что Гейтс может вкладывать деньги только в те проекты, которые поддерживают 194 участника; Фонд не может сам выдвинуть новый план и попросить ВОЗ немедленно поработать над ним только потому, что он предоставляет деньги. Такие изменения успокоили некоторую часть противников растущего влияния Фонда на ВОЗ, заявили Зильбершмидт и ещё два источника, близких к правлению ВОЗ. Фонд, кажется, понял, зачем это было сделано. Как сообщил Лэндри, его представители встречаются пять-шесть раз в год с другими основными донорами, чтобы обсудить приоритеты ВОЗ и то, какую поддержку они могут от нее получить. Два представителя основных стран-доноров подтвердили, что посланники фонда в последние годы активно сотрудничали. «Они гораздо более инклюзивны. Они привлекают другие заинтересованные стороны, разговаривают с государствами-членами, чтобы действительно попытаться достичь консенсуса», — сказал один из делегатов.


С наилучшими намерениями


Влияние Гейтса на ВОЗ вновь подвергалось сомнению во время гонки за преемником Чана на пост генерального директора.К последним трем кандидатам относились Саня Ништар, кардиолог из Пакистана, который пообещала вернуть агентству «его былую славу»; Дэвид Набарро, британский врач и бывший специальный посланник США по Эболе; и Тедрос Адханом Гебреес, который работал министром здравоохранения и министром иностранных дел в эфиопском правительстве. Тедрос, который, как и многие в Эфиопии, поддерживается Африканским союзом, пообещал реформировать организацию, чтобы лучше справляться с такими кризисами, как Эбола, и добиваться всеобщего доступа к медицинскому обслуживанию во всем мире. В 2016 году один французский дипломат предположил, что Гейтс также поддерживал Тедроса, финансируя программы здравоохранения в его стране, когда он был министром здравоохранения. Несколько представителей фонда отрицают это, говоря, что фонд не может занять позицию, учитывая, что он не является страной-членом с правом голоса и поэтому должен оставаться нейтральным. Однако в итоге именно Тедрос был избран новым генеральным директором ВОЗ.


Тем не менее, большинство представителей стран, которые согласились анонимно выступить на эту тему, заявили, что их не особо беспокоит влияние Фонда Гейтса на ВОЗ. «Я не думаю, что у них есть какие-то плохие намерения. Они настолько крупный игрок, что сразу же, положив деньги, могут что-то сорвать», — сказал один из базирующихся в Женеве дипломатов. «Насколько я могу судить, люди действительно довольны теми, кто дает деньги», — сказал другой. Непонятно только одно — что произойдет с деньгами фонда, как только он достигнет своей цели ликвидации полиомиелита, которая началась ещё в конце 1980-х годов и теперь, похоже, приближается к завершению. Чен предупредил, что если деньги на полиомиелит иссякнут в 2019 году, глобальная организация здравоохранения будет вынуждена искать еще больше денег. Лэндри из Фонда Гейтса, в свою очередь, заявил, что его коллеги работают с ВОЗ и ее командой по полиомиелиту над «планом перехода», чтобы гарантировать, что программы, финансируемые в настоящее время усилиями по борьбе с полиомиелитом, не столкнутся с проблемами, когда деньги перестанут поступать. «Влияние фонда Гейтса на ВОЗ огромно, — подтверждает Гарретт из Совета по международным отношениям. «Если бы его тут не было, если бы он ушёл со своими деньгами, это была бы катастрофа, и все слишком хорошо это понимают».


Расскажи в социальных сетях:



Какие эмоции у вас вызвала публикация? (УКАЖИТЕ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ВАРИАНТОВ)

Комментариев - 0
Информация
Важная информация для новых (не зарегистрированных) посетителей

Если вы впервые на сайте то вам необходимо:


Если ранее вы были зарегистрированы в социальных сервисах то вам необходимо:


Если вы зарегистрированы на сайте то: