Славянская мифология, старорусские солнечные боги и богини
- 11 февраля 2019
- 2211
- 0
- Редакция
-
У всехъ языческихъ народовъ: древнихъ и новыхъ, стараго и новаго света, солнце несомненно было самымъ уважаемымъ и любимымъ божествомъ. Съ боже-ствомъ солнца язычникъ соединялъ самыя лучшія воспоминанія своего отдаленнаго прошлаго; къ солнцу же онъ обращался съ мольбою въ своихъ нуждахъ.
Русское язычество не представляетъ исключенія изъ общаго правила: солнечные боги были самыми общеизвестными и любимыми на Руси.
Повидимому впрочемъ главнымъ богомъ у русскихъ язычниковъ былъ громовникъ Перунъ. Прокопій Кесарійскій, писатель VI века, говоритъ о религіи древ» нихъ славянъ:, „Они (Славяне и Анты) признаютъ единаго бога, творца молніи и грома (разумеется Перуна) единымъ господомъ вселенной, и приносятъ ему въ жертву быковъ и иныхъ священныхъ животныхъ". Трудно перетолковать это свидетельство, хотя вообще признано, что оно относится собственно только къ юго-западньщзь славянамъ. Темъ не менее, судя по нашей летописи, Прокопіево свидетельство вполне прилолшмо къ эпохе княжеской Руси отъ Олега вещаго до Владиміра язычника. Мы видимъ, какъ мужи Олега, по настоянію византійскихъ императоровъ Леона и Александра, клянутся оружіемъ своимъ и богами: Перуномъ и Волосомъ. Говоря о ревностномъ служеніи Владиміра языческимъ богамъ, летописецъ замечаетъ: „И нача княжити Володимеръ въ Киеве единъ, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна. а главу его сребрену, а усъ златъ, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь" (Лав-рент, л. подъ 980 г.). При чтеніи этихъ словъ летописи невольно бросается въ глаза то самое обстоятельство, что летописедъ сравнительно очень много говоритъ о Перуне, описываетъ мелкія подробности его идола,— между темъ тотъ-же самый летописедъ, когда дело идетъ о другихъ богахъ, едва удостоиваетъ ихъ той небольшой доли вниманія, чтобы передать хотя-бы ихъ имена, на первый разъ вообще довольно стран-ныя и, за исключёніемъ одного только Дажьбога, вообще непонятныя для современнаго русскаго человека.
Выводъ отсюда можетъ быть только одинъ: обычное мненье о главенстве Перуна на русскомъ Олимпе не совсемъ не справедливо, или, лучше
сказать, совсемъ справедливо.
Соколов М.Е. - Старо-русские солнечные боги и богини
Сейчас возвращается интерес в полузабытым, а то и вовсе забытым богам и верованиям славян. Воистину, греческую мифологию мы знаем лучше, чем свою собственную. Не говоря уже про христианство и православие, которые «подмяли» под себя и праздники древние, и богов. Авторы книг попытались изложить все версии в этих книгах. Думаю данные книги помогут приоткрыть забытые верования наших предков.
Скачать книги по теме из vk:
1. Срезневский И.И. «Исследования о языческом богослужении древних славян» (1848г).pdf
3. Костомаров Н.И. «Славянская мифология» (1847г).pdf
4. Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу I-II том» (1865-68).pdf
5. Афанасьев А.Н. «Поэтические воззрения славян на природу III том» (1869).pdf
6. Фаминцын А.С. «Божества древних славян» (1884г).pdf
7. Соколов М.Е. «Старорусские солнечные боги и богини» (1887г).pdf
9. Зеленин Д.К. «Очерки русской мифологии» (1916г).pdf
Расскажи в социальных сетях: