Ратоборство
- 22 октября 2009
- 6190
- 0
- Vedrus
-
Тогда же Беловым был организован "Национальный клуб древнерусских ратоборств", который до середины 90-х годов являлся главным, и фактически единственным центром славяно-горицкой борьбы. Само название - " славяно-горицкая борьба " было придумано Беловым от слова "горица" - "курган", где на тризне, в память по усопшим, проводились ритуальные поединки. Характер этих поединков, по мнению Белова, был не соревновательный, а состязательный, т.е. смысл поединка состоял не в победе, а в демонстрации силы и удали. По мнению главы одного из клубов славяно-горицкой борьбы Е. Латышева, главная особенность ее, прежде всего, в состязательном, а не соревновательном характере. На основе этнографических экспедиций Белова и отзывов на публикации был выработан главный принцип борьбы - активное передвижение, одновременно с активным использованием коленных и локтевых суставов. При этом техника боя построена на импровизации, - в славяно-горицкой борьбе нет понятия "стойки", многие борцы называют ее просто "русской дракой", без многочисленных предварительных условий, соревновательных стандартов. Можно выделить следующие основные разновидности стилей славяно-горицкой борьбы - "Влесова боротьба" (Велесова борьба), своеобразный аналог греко-римской борьбы; стеношная борьба (стенка-на-стенку); охотницкий бой - активное передвижение вокруг противника, атака наскоком; подсайдашный бой - с холодным оружием.
По опросам к 1996 года так или иначе, славяно-горицкой борьбой занималось - по разным опросам - около 10-и или около 40-а тысяч человек, но далеко не все из них являлись язычниками, значительная часть воспринимала борьбу только как один из видов боевых искусств. В 1998-1997 году Белов пошел на раскол движения, основав свою "Всемирную лигу славяно-горицкой борьбы", одновременно с этим резко сузив круг ее участников, по его собственному признанию, до 200 человек (однако, по другим сведениям их количество не превышает 50-ти человек). Все остальное движение раскололось на множество клубов. Главным культом подобных клубов стал культ Перуна - бога воинов. Именно круги, близкие к Белову формировали первые языческие славянские общины в провинции. Распространение школы ратоборства по России являлось фактическим распространением и язычества. На этом этапе многие, заинтересованные новым видом боевых искусств, постепенно переходили в язычество. Если раньше группы-общины были в основном в крупных городах, таких как Москва, Ленинград(Петербург) и обуславливалось большим количеством исследователей народной культуры, то на этом этапе язычество фактически распространилось по стране, и стало фактом общественно-религиозной жизни. В связи с мгновенным ростом популярности нового вида единоборств, его достаточно четкой религиозной окраске, резко вырос авторитет самого Белова, и на данном этапе он стал олицетворять движение в целом, хотя он был главой лишь своей общины, хоть и (по тем временам) крупнейшей в стране.
- Да, соревноваться ради того, чтобы потешить свое тщеславие и гордыню - не по-христиански.
- А на всевозможных форумах всё происходит на уровне соревнований или показательных выступлений. У нас же опять - так, как всегда делали в народе: зрителей нет, все - участники. Мы собираемся, водим хороводы, песни вместе поем. Когда это делается с детьми, получается интересно. Если же к нам кто-то приезжает: "Ну, что, мужики, сварим "котел""? - "Давай". Потолкались, хорошо пообщались. Потом более искусные интересуются: "Покажи мне то и то". Показал какой-то элемент, который кому-то был непонятен. То есть ему как бы раскрыли небольшой секретик. Мы считаем это нормальным общением. А когда надевают перчатки и заявляют: "Давайте попробуем, кто кому юшку (кровь) пустит!". Ну, я не знаю, нужно ли это вообще, в принципе. В ратоборстве существуют такие формы, которые если использовать, - какая там юшка, там костей не соберешь…
[hide]http://hramnagorke.ru/prose/67/917/[/hide]
- Вы набиваете удар, как в боксе?
- Смысла нет. Зачем, если каждое движение само по себе является ударом? Я делаю просто шаг, но могу во время шага наступить на стопу человека. Стоит мне приподнять колено - тоже удар. Ежедневно я включаю и выключаю свет в помещении. Это же движение пальцами можно применить и по глазу противника. Понимаете - то же самое движение. В человеке всё есть. Он, как древесная почка. В нем все заложено. Проблема же заключается в том, чтобы раскрыть этот потенциал.
- Расскажите немного о молодежи. Насколько я слышал, к вам приходят "трудные" подростки.
- Да, они все зажаты и агрессивны. (Кстати, агрессивность - следствие внутренней скованности). Вот на тренировке одновременно происходит оздоровительный эффект и психологическое тестирование. Достаточно посмотреть на ребят, как они двигаются, и сразу понятно, что у них в душе, каковы их особенности характера, есть ли у них психические отклонения и т.д. Это все видно, словно на ладони по тому, как подросток ведет себя в экстремальной ситуации и в коллективе. Несмотря на то, что люди зачастую носят личину.
- Скорее, постоянно, по нескольку раз в день меняя маски. Об этом митрополит Антоний Сурожский хорошо говорил. Человек даже искренне молиться не может, потому что не знает, кто он есть на самом деле.
- В ратоборствах всё обнажается мгновенно. Один раз получил под дых и сразу стал таким, какой ты есть.
- Безо всяких раздумий.
- Это точно (смеется).
- Что бы вы еще хотели дополнить по нашей теме?
- Я бы, конечно, хотел, чтобы наша традиция стала достоянием народа, а соотечественники вернулись к своим истокам. Мужская воинская культура, которая была на Руси, сейчас прервана. И многие люди потеряли желание к ней возвратиться. Один образ жизни заменился другим. Но это ничего не меняет, надо обязательно развивать и пропагандировать традицию. Есть люди, которые хотят этим заниматься. Думаю, рано или поздно к такому выводу придут и остальные. А мы готовы поделиться своим опытом. Ведь если мужчина не воин - это непонятно, что.
Не должно быть споров между теми, кто ведет поиск в данном направлении. Каждый "варит", как умеет. Главное сейчас - собрать людей. А уже каждый пусть ратоборствует на своем месте: или за станком, или за писательским столом, или у себя в офисе и т.д. В этом отношении я уважаю японцев. Они свой воинский кодекс самурая "буси-до" взяли и перекинули на бизнес. И так же воинствуют, так же рыцарствуют, кодекс ведь тот же. Всю свою энергию они направили туда. Кстати, я почитал коммерческий кодекс "буси-до", по сути - всё то же воинское искусство. Какой, безусловно, скачок они сделали! А вывод прост: мужчина должен оставаться мужчиной.
- Если вспомнить историю, то у святителя Николая Японского при миссии занимались дзюдо, и основателя самбо В. Ощепкова он благословил заниматься у Дзигаро Кано. А ведь можно было бы подумать: отдавать на обучение к язычнику православного юношу. Однако святитель грехом это не считал.
- Мне иногда кажется, что кто-то пытается отнять у русского народа его силу, сделать нас какими-то пацифистами-толстовцами. Вот в 1945 году, когда была оккупация Японии Америкой с запретом на армию, японцы организовали сразу же по всей стране многочисленные маленькие японские воинские клубы, где обучались восточным единоборствам. Это быстро так подняло дух подрастающего поколения, что уже в 1948 году американцы вынуждены были оттуда уйти. Потому что настолько сильный был накал народного духа. И за несколько лет они подготовили уже новое поколение, чтобы можно было противостоять агрессору. Великая вещь! И сейчас, чем больше у нас появится военно-патриотических, а лучше сказать, воинских клубов, где будут постигать именно мужскую традицию, православную культуру, которая была на Руси, тем больше взрастим людей с правильными жизненными понятиями.
Расскажи в социальных сетях: